Методическая разработка занятия по реализации содержания образовательной области "Безопасность" в подготовительной к школе группе

11.06.2013

Пояснительная записка

Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека. Чем бы он не занимался, где бы не находился, рядом всегда существуют скрытые силы, представляющие угрозу. Начинать подготовку к безопасности жизни и деятельности, по мнению педагогов Н.Н. Авдеевой, Р.Б. Стеркиной и других, необходимо с дошкольного возраста.

Нынешняя система образования предусматривает обучение детей безопасности жизнедеятельности в рамках дошкольного образования. Подобная деятельность организуется в соответствии с нормативными документами, в частности Ф.Г.Т. к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденная приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, которыми руководствуется современный детский сад.

Ф.Г.Т. предусматривают такую образовательную область, как «Безопасность», одной из задач которой является «Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортных средств». Её решение должно осуществляться в интеграции с другими образовательными областями: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Физическая культура», «Здоровье». Среди множества направлений работы с детьми в нашем дошкольном учреждении было выделено одно, формирующее знания, умения, навыки безопасного поведения на дорогах и в транспорте.

Выбор обусловлен несколькими факторами. Посещая дошкольное учреждение, ребенок находится под постоянным присмотром: переходит дорогу, держась за мамину руку, постоянно слышит напоминания, как правильно вести себя вблизи проезжей части. С поступлением в школу он оказывается один на один с окружающей обстановкой. И хотя маршрут маленького пешехода, как правило, однообразен, дорожная обстановка постоянно меняется и на ней могут возникнуть непредвиденные ситуации. В этом случае ребенку необходимо правильно и безопасно на нее среагировать.

Однако безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль, образ жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, поэтому главная задача – стимулирование у них самостоятельности и ответственности. Ведь всё, чему их учат, они должны уметь применить в реальной жизни и на практике. В связи с этим встаёт вопрос выбора методов и приёмов обучения, соответствующих особенностям мышления дошкольников и выбора форм организации обучения, делающих этот процесс наиболее эффективным.

Среди прочих известных методов обучения нами были выделены игровые методы.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию начальных основ безопасного поведения на дороге мы использовали различные игры: ролевые, развивающие, моторные, игры - тренинги, игры - моделирования.

Каждый из видов игр имеет своё значение. В моторных играх дети упражняются в координировании движений своего тела. Развивающие игры способствуют развитию таких необходимых для ориентации в дорожной среде процессов, как восприятие, внимание, память, мышление. Дети учатся ориентироваться во времени, пространстве, расстоянии. Игры–тренинги помогают быть активными в приобретении знаний, накоплении и их систематизации. Они развивают внимание, выдержку, самостоятельность в выборе действия, вариативность мышления и ответственность за поступки. Ролевые игры выступают своеобразным средством ориентации ребёнка в задачах, мотивах и нормах деятельности взрослых людей. Они дают возможность имитировать чьё-либо поведение и проверить свои социальные знания.

Действенным методом формирования представлений детей о правилах безопасного поведения на дороге стало «проигрывание» ситуаций и их моделирования. Ценность игры–моделирования в формировании у детей представлений о правилах безопасного поведения на дороге заключается в том, что ребёнок имеет возможность проиграть опасную ситуацию, сам её создать и сам предотвратить или изменить. Множественные варианты позволяют выбрать самый безопасный выход из сложившейся ситуации.

Вашему вниманию представлен опыт применения игровых методов обучения детей безопасному поведению на дороге.

Программное содержание:

  1. Освоение некоторых способов безопасного поведения в стандартных ситуациях.
  2. Формирование основ безопасности дорожного движения.
  3. Расширение, уточнение, и систематизация представлений о правилах безопасного поведения на дороге.
  4. Формирование представлений детей о понятии слова «перекрёсток».
  5. Закрепление знаний детей о дорожных знаках.

Ход занятия представлен в Приложении.


aid: 635866