"Воспитывать надо сообща, воспитывать надо вместе"
Если человек загадывает на года, он
сеет хлеб,
Если человек загадывает на десятилетия, он
сажает деревья,
Если человек загадывает на века, он воспитывает
детей.
Старинная японская мудрость
В развитии личности на сегодняшний момент отмечен приоритет семейного воспитания. Объясняется это просто: наиважнейшие качества человека, основа социального “я” закладываются в самом раннем возрасте. И семья выступает как важнейший фактор их развития. Все родители хотят воспитать в ребёнке свободную, творческую личность. Но для этого им самим необходима помощь, чтобы достигнуть взаимопонимания со своими детьми.
Главная задача взаимодействия воспитателей с родителями – установление партнёрских отношений, которые позволяют объединить усилия в воспитательном процессе, создать атмосферу общности интересов.
У каждого педагога есть своя “изюминка” в общении с родителями.
Хотим поделиться своими находками. Хотелось бы заметить, что родители на обычных родительских собраниях, воспринимая информацию, в большинстве пользуются одним или двумя сенсорными каналами, то есть они или пассивно слушают, или воспринимают материал только зрительно. Воспитатель использует роль информатора, а родители роль копилки. Мы задумали изменить эту практику. В ходе проведения индивидуальных консультаций, анкетирования выявили, что родители в группе разного статуса, разного возраста вероисповедания. Во время бесед с родителями узнали, что они испытывают трудности во взаимодействии с детьми, особенно сталкиваясь с отклонениями в их поведении, такими как агрессивность, гиперактивность, тревожность, застенчивость. Основные причины таких отклонений: нервно-психические нарушения, неверный подход родителей к воспитанию, незнания основных закономерностей развития дошкольника.
Для налаживания эффективного взаимодействия воспитателей и родителей создан клуб “Диалог”, учитывающий как запросы семьи, так и цели работы дошкольного образовательного учреждения.
Первое заседание клуба провели к празднику “День матери”, где родители увидели интервью детей о себе, вспомнили себя в этом возрасте и свои игры.
Во время беседы выяснилось, что не все дети знают своих бабушек и дедушек, живущих в другом городе. Тогда возникла идея создать новый проект “Семейное дерево”. Попросили родителей принести фотографии своих родных.
Для проведения следующего заседания выбрали музыкальный зал. Дети сидели вместе с родителями. Удивление и восторг произвел кот Мурлыка, который поделился, как плохо ему жить одному. Создалась проблемная ситуация – нужна семья. По просьбе ведущей кот слушал рассказы детей о своей родословной. А в подарок каждая семья получила заламинированное “Семейное дерево”, которые тут же папы прикрепили к кабинкам своих детей в приемной. Дети после выходных приходили и рассказывали, показывали, у какой бабушки гостили или кого принимали в гости сами. Кот Мурлыка устал, помощь пришла в лице психолога – которая рассказала, как снять вечернее раздражение, усталость несколькими упражнениями. Выполнили все вместе и дети и родители. После физической паузы предложили совместную работу “Надуем и оживим шарик для кота Мурлыки”. После завершения работы родители были удивлены, что творчеству и фантазии не было предела, для украшения шара в ход шли косынки, шарфы, носовые платки и даже папин галстук.
С какой гордостью выходили дети с родителями и рассказывали о поделках. Стали появляться вопросы: “А когда в следующий раз соберёмся?”
Следующий раз родители сами предложили построить горку и собрались в субботний день вместе с детьми. Построили ещё и крепость, залили ледяную дорожку. Родители высказывали мнение, что такие встречи необходимы, так как дают возможность почувствовать единение друг с другом, расширить круг знакомств и интересов, помогают найти общий путь в воспитании. “Воспитывать надо сообща, воспитывать надо вместе!” - это высказывание стало девизом клуба. Прекрасной идеей стала идея мамы Тани: сделать газету к 1 апреля “Говорят наши дети”. Все принесли интересные, смешные высказывания детей. И воспитатели приняли в этом участие. В газете были высказывания их детей. Читая газету с весёлыми лицами, родители “заряжались” бодрым настроением. Главное видеть, что в выигрыше дети, так как здоровый юмор, дружба и любовь могут творить чудеса. И нам, как педагогам, хотелось подчеркнуть, что именно родители являются первыми воспитателями детей, и что мы понимаем главенствующую роль семейного воспитания.
Мы планируем продолжать работу клуба. По предложению родителей придумать эмблему и написать устав. Данная форма работы помогает родителям научиться понимать особенности детей, выбирать оптимальные способы взаимодействия с ними. Они научились понимать и принимать позицию ребёнка, пытаться его глазами увидеть окружающее, стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ним, так как взаимоотношение с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия и других переживаний.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения [2]. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.
Список литературы:
1. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. // приложение к журналу “Управление ДОУ”. 2005, № 2.
2. Петрущенко Н.А., Зенченко Н.Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. // Воспитатель ДОУ. 2009, № 9.
3. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции. М.: Линка-Пресс, 2007.