Программа элективного курса по английскому языку "Литературная гостиная"
Пояснительная записка
Предлагаемая мной программа элективного курса ставит перед собой задачу развития навыков устной речи. Ее реализация должна обеспечить более высокий уровень автоматизации умений и навыков чтения и говорения. Преимущество данной программы заключается в том, что она предполагает интенсивную речевую практику, поэтапность формирования речевых умений, комплексность материала. Тематика и содержание курса способствуют реализации задач, поставленных перед общеобразовательной школой государственной программой по английскому языку. Содержание курса является межпредметным и гуманитарнo направленным.
Цель курса:
- социокультурное развитие школьников,
- развитие их творческого потенциала на основе введения в мир литературы,
- интеграция с предметами художественно-эстетического цикла.
Задачи курса:
- развитие умений читать на английском языке, понимать и интерпретировать содержание художественного текста;
- развитие умений участвовать в дискуссии;
- умение выражать свое мнение, критически мыслить;
- умение переводить выборочные отрывки на русский язык;
- развитие речемыслительных способностей;
Содержание курса реализуется на основе следующих методов:
- наглядно-иллюстративный;
- проблемно-поисковый;
- коллективное осмысление;
- театрально-постановочный;
Принципы, лежащие в основе успешного преподавания данного курса:
- 1. Принцип культуросообразности.
- 2. Принцип индивидуально-личностного подхода.
- 3. Принцип ценностно-смысловой направленности образования.
- 4. Принцип природосообразности.
Воспитание в соответствии с возрастными особенностями, учетом потребностей в познании, общении, творчестве.
Для реализации программы рекомендуется использовать личностно – ориентированные технологии, блоковую подачу материала, обучение на деятельностной основе, что означает следующий алгоритм действий:
- чтение художественной литературы с анализом отдельных аутентичных отрывков;
- прослушивание радиопостановок, просмотр видеофильмов;
- письменное оформление заметок интерактивных лекций;
- перевод отрывков произведений на русский язык;
- поисковая работа с критической литературой;
- интерпретация текстов, высказывание своего мнения, подготовка презентаций, творческих постановок;
- выразительное чтение, декламация, драматизация, выполнение рисунков – иллюстраций, литературных закладок для книг.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Принципы отбора материала.
- Доступность.
Степень сложности литературных отрывков определена уровнем овладения учащимися английским языком.
- Научность.
Изучаемые писатели и поэты признаны в мировой художественной литературе.
- Гражданская значимость, духовно- нравственное содержание.
Знания материала помогают включаться в диалог культур, способствуют реализации творчески и коммуникативно-ориентированного обучения.
Особенности программы.
Программа предполагает связь урочной и внеклассной работы через проведение праздничных литературных вечеров.
Критериями успешного освоения курса, сформированности социокультурных умений является приобретение следующих компетенций:
КОММУНИКАТИВНОЙ:
- понимание содержания литературных произведений, жанров и направлений;
- осознание взаимосвязи общественных процессов и их отражение в литературе;
- обмен мнениями, впечатлениями, высказывание собственного отношения к событиям, поступкам, людям.
КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ:
- составление литературных викторин, загадок, кроссвордов;
- сбор, систематизация, интерпретация литературоведческой информации;
- подготовка выступления по биографической тематике;
- участие в драматизации литературных произведений, конкурсах чтецов.
СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ:
- формирование литературного вкуса;
- формирование критического мышления;
- формирование отношения к классической литературе как к пище для размышления.
Курс рассчитан на 8 часов.
Примерная программа курса на 2012-2013 гг. и сценарии постановок приведены в Приложении.
Список использованной литературы:
- Педагогическая энциклопедия. – М. Посвещение, 1972.
- Рогова Г.В. Методика преподавания английского языка на начальном этапе. – М.: Просвещение, 1998.
- Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. – М.: Просвещение, 2002.
- Книга для чтения “The Frog Princess”, серия Storytime readers, "Express Publishing". – М.: Просвещение, 2005.