Преодоление негативных поведенческих проявлений, а также отклонений в эмоционально-волевой сфере посредством использования нетрадиционной техники рисования "пальчиковой живописи"

05.08.2012

Одной из актуальных задач, стоящих перед сотрудниками детского сада комбинированного вида для детей, имеющих особые образовательные потребности, является поиск оптимальных технологий и методик, позволяющих не только развить психические процессы, но и преодолеть негативные поведенческие проявления, а также отклонения в эмоционально-волевой сфере.
Поэтому на занятиях по изобразительной деятельности дети рисуют с использованием различных нетрадиционных техник. Особое внимание уделяется «пальчиковой живописи».
Работа в данном направлении строится с учетом основных принципов: от простого к сложному, принципа наглядности, индивидуализации, связи обучения с жизнью,и реализуется на протяжении следующих этапов: этапа «марания», этапа целенаправленного изображения, образно-сюжетного рисования.
При использовании данной методики с детьми нормативного развития переход с этапа на этап связан с процессом естественного взросления, а при работе с детьми с особыми образовательными потребностями с повышением актуального уровня развития в процессе коррекционной работы.
Методика рисования руками используется как во фронтальной работе с детьми, так и в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми, занимающимися по индивидуальной программе. У этих детей отмечаются настолько сильные нарушения моторики и недостаточная координированность движений, что они не могут удерживать карандаш или кисть. Поэтому работа начинается с этапа «марания».
Детям предлагают краски разной плотности: жидкую и максимально твёрдую, добавляя в нее крахмал или крупу. Также предлагают тёплую и холодную краски, предварительно подогревая или остужая краски. Такой процесс рисования обостряет тактильные ощущения и побуждает к активным действиям. Это тот случай, когда цвет можно «потрогать» руками.
В процессе исследования материала ребёнок не только изучает его возможности, но и получает хороший рефлекторный массаж, который способствует улучшению состояния организма в целом. Очень хорошо переносить такие занятия в бассейн, и тогда рисование становится прекрасным арт-терапевтическим средством, избавляет ребёнка от страха что-то испортить или запачкаться, расслабляет, даёт малышу необходимую творческую смелость, а так же возможность перейти к этапу целенаправленного создания изображения.
На этом этапе дети учатся наделять смыслом полученные изображения, показывая, что линия может быть дорогой, по которой ездят машины, клякса – ёжиком, который свернулся клубком. Дети изображают пальчиком следы маленькой мышки или большой след медведя кулаком.
На данном этапе только с помощью ладошки ребёнок  получает огромное количество самых разных отпечатков в процессе изучения безграничных возможностей собственной руки. У детей развиваются пространственные ориентировки, образное мышление, умение находить первые конструкторские решения. Это означает готовность перехода к образно-сюжетному рисованию.
На этом этапе ребёнок учится сравнивать и сопоставлять объекты изображения, самостоятельно конкретизировать абстрактные образы, передавая свои впечатления об окружающей действительности.
В результате именно через использование нетрадиционной техники рисования пальцами удается раскрепостить детей, вселить в них уверенность, развить умение сотрудничать со сверстниками, что очень важно для дальнейшей социализации.
Уходя в школу, каждый ребёнок оставляет на память отпечаток своей ладошки-листочка на «Дереве выпускников». Ведь наша задача – помочь детям добраться до собственных вершин настолько высоко, насколько это возможно.


a_id: 624224