Самообразование. Развитие умения анализа текста на основе внеклассного чтения

12.07.2012

Неотъемлемой частью работы над английским языком является домашнее чтение. Чтение дополнительных текстов для домашнего чтения различной тематики даёт возможность осуществлять воспитательную, общеобразовательную и практическую цели обучения.

Главной практической задачей домашнего чтения является дальнейшее совершенствование чтения как процесса извлечения информации из печатного текста. Оно также способствует дальнейшему развитию навыков и умений устной речи. Этому служат разнообразные способы проверки понимания прочитанного.

Уроки домашнего чтения способствуют развитию неподготовленной речи учащихся. Специально составленные задания стимулируют учащихся на высказывание собственного мнения, своего отношения к прочитанному. Кроме того, в процессе домашнего чтения обогащается лексический запас учащихся.

Немало важным фактором является и то, что домашнее чтение способствует повышению интереса учащихся к изучению иностранного языка.

Правильное понимание текста- первоначальное требование к учащимся, а это- залог безошибочного употребления грамматических форм. Но учащиеся должны не только понять содержание текста, но и уметь высказываться при ответе на вопросы, самостоятельно формируя мысли или найти готовый ответ в тексте ( всё зависит от уровня подготовки ребёнка). При монологических высказываниях, как в устной, так и в письменной формах дети встречаются со значительными трудностями, заключающимися прежде всего в необходимости обеспечить его логическую стройность.

Поэтому существуют некоторые задания, которые требуют не столько знания языка, сколько логического мышления. ( Иногда по одному слову можно догадаться об основной теме текста). Суть других заданий сводиться к тому, чтобы понимать логическую последовательность развития событий в повествовании, уметь связывать различные факты и представлять общую картину происходящего. Задача учителя- помочь отработать с помощью системы упражнений грамматические, лексические и некоторые фонетические явления английского языка.

Ниже перечисляются некоторые формы и приёмы работы, которые могут быть использованы на уроках домашнего (внеклассного) чтения:

- Ответь на вопросы, которые предлагаются до чтения и после чтения текста.

- Найди в тексте и прочитай вслух ответы на вопросы.

- Найди в тексте и прочитай вслух предложения, в которых говорится о...

- Исправь неправильные утверждения, в которых говорится о...

- Согласись или опровергни.

- Поставь данные предложения в логическом порядке.

- Прослушай предложение на русском языке, найди его английский зквивалент и прочитай его вслух.

- Выбери и прочитай вслух предложения, которые передавали основное содержание текста.

- Составь план к..., придумай заголовок к рассказу( сказке).

- Опиши..., сравни..., расскажи о..., скажи понравился( не понравился) ли тебе..., почему..., что ты думаешь о..., что ты можешь сказать о..., придумай конец..., докажи, что...

Кроме того, все ситуации прочитанного должны быть соотнесены с реальной действительностью и носить воспитывающий характер. Так, следует задавать вопросы типа:

- А ты любишь свой город (школу, семью, друзей)?

- А как ты помогаешь друзьям (по дому, в школе)?

- Есть ли у тебя настоящий друг?

- Как ты считаешь, каким должен быть настоящий друг?

- Что ты любишь (должен) делать?

- А как это обычно бывает в вашей семье?

В настоящее время при изучении английского языка большое внимание уделяется подготовке к ЕГЭ. Внеклассное чтение также помогает подготовиться хорошо к этому экзамену. Предоставляются различные учебные пособия, которые развивают все виды речевой деятельности.

Учебные пособия, используемые в классах

[1] М.В.Васильев "Достопримечательности Лондона". Книга нацелена на формирование навыков разговорной речи, для каждой главы разработан комплекс упражнений грамматического и лексического характера. Материалы пособия дают возможность приобрести не только лингвистические, но и культурологические знания, т.к. содержат много интересной актуальной информации о Лондоне.

[2] В.В.Ощепков, И.И.Шустилова "О Британии кратко". Книга посвящена Великобритании. Познавательный характер текстов, тренировачные упражнения и подробные комментарии делают книгу хорошим дополнением к любым учебникам и пособиям для изучения английского языка в старших классах.

[3] Let's Read and Write in English by Ren Methold, Jocelyn Hargrave. В этой книге предоставлено большое разнообразие текстов на разные темы, а также различные упражнения, которые делают чтение более интересным, приятным и поучительным.

[4] "Reading Comprehension"by Ken Methold, Heather Jones. Серия книг "21 век. Учимся понимать прочитанное " состоит из 4-х книг. Каждая книга включает 20 рассказов на различные темы. Сложность и лексическая наполняемость текстов возрастает в каждой книге. Рассказы сопровождаются упражнениями, которые активируют лексику и грамматику.

[5] ''Macmillan Guide to Country Studies" by Victoria Oschepkova, Kevin Mc Nicholas. Эта книга состоит из 20 разделов, содержащих тексты по 5 темам: география, история, экономика, выдающиеся люди, культура. Каждый раздел включает 2 текста и задания на проверку понимания прочитанного. После каждого текста приведены сложные слова для произношения и их танскрипция. Пособие построено по принципу интеграции знаний по английскому языку и учебных дисциплин: история, география, экономика, МХК.

[6] "Книга для чтения" А.П.Старков. Это пособие предназначено для отработки навыков чтения и перевода на основе лексического и грамматического материала изучаемого в том или ином классе.


aid: 620328