Интегрированный урок химии и биологии "Соли в повседневной жизни человека". 9-й класс
Цель: формирование навыков и умений грамотного применения веществ, встречающихся в повседневной жизни на примере солей.
Задачи:
- выяснить какие соли наиболее часто встречаются в жизни человека
- выяснить, на каких физических и химических свойствах основано их применение;
- развивать практические навыки проведения эксперимента;
- рассмотреть влияние солей на окружающую среду и здоровье человека;
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование и реактивы: компьютер, проектор, поваренная соль, гидрокарбонат натрия, раствор соляной кислоты, лимонной кислоты, уксусной кислоты, спиртовка, спички, нихромовая проволока, фенолфталеин.
ХОД УРОКА
| Учитель: | Очень много веществ окружают человека в
его жизни, среди них наибольшее значение имеют
соли. Соли это достаточно обширный класс
химических соединений. Мы будем говорить о солях,
которые наиболее часто встречаются в жизни
человека. Какие из них человек наиболее часто использует в своей жизни? С уверенностью можно сказать, что, по крайней мере, одно химическое соединение в довольно чистом виде имеется в каждом доме, в каждой семье. Это – поваренная соль, или, как ее называют химики, хлорид натрия NaCl. Соль сыграла исключительную роль в человеческой истории. В латынь вошла ёмкая и многозначительная фраза « В этом вся соль». |
| Ученик 1: (сообщение) |
Роль поваренной соли в обмене
веществ человека и животных Известно, что
охотники, уходя из таежного приюта, непременно
оставляют для случайных путников спички и соль.
Поваренная соль совершенно необходима для
жизнедеятельности организма человека и
животных. Недостаток этой соли приводит к
функциональным и органическим расстройствам:
могут возникать спазмы гладкой мускулатуры,
иногда поражаются нервные центры. Длительное
солевое голодание может привести к гибели
организма. Суточная потребность в поваренной
соли взрослого человека составляет 10-15 г. В
условиях жаркого климата потребность в соли
возрастает до 25-30 г. Это связано с тем, что хлорид
натрия выводится из тела человека с потом и для
восстановления его потерь в организм нужно
вводить больше соли. При работе в горячих цехах и
в условиях сухого и жаркого климата врачи
рекомендуют пить подсоленную воду (0,3-0,5%-ный
раствор поваренной соли), так как соль
способствует удержанию воды в тканях.
|
| Ученик 2: (сообщение) |
Солевой баланс в организме
человека Однако хлорид натрия нужен
организму человека или животного не только для
образования соляной кислоты в желудочном соке.
Эта соль входит в тканевые жидкости и в состав
крови. В последней ее концентрация равна 0,5-0,6 %. |
| Ученик 3: сообщение + |
Получение поваренной соли Соль
служила существенным источником пополнения
казны, была важным предметом торговли. Из-за соли
велись кровопролитные войны между соседними
народами, а по причине непомерно высоких налогов,
устанавливаемых на соль, происходили народные
восстания (соляные бунты). В некоторых странах
соль выполняла даже роль денежной единицы.
Венецианский путешественник Марко Поло,
посетивший Китай в 1286 г., описал использовавшиеся
там монеты из кристаллов каменной соли. |
| Ученик 4: сообщение + презентация (Приложение 1) |
Применение NaCl Поваренная
соль является важнейшим сырьем химической
промышленности. Из нее получают соду, хлор,
хлороводородную кислоту, гидроксид натрия,
металлический натрий. |
| Учитель: | Питьевая сода NaHCO3 –
гидрокарбонат натрия имеется на кухне у каждой
хозяйки. Это белый негигроскопичный
кристаллический порошок Умеренно растворим в
воде. При нагревании разлагается
Опыт «Растворение питьевой соды в воде» Опыт «Исследование реакции среды раствора питьевой соды». Вследствие гидролиза раствор питьевой соды имеет щелочную среду (универсальная индикаторная бумага показывает рН 8-9), записывают уравнение реакции. |
| Учитель: | Правила хранения питьевой соды Рядом с содой нельзя хранить кислоты. Опыт «Взаимодействие раствора соды с (борной, лимонной и уксусной) кислотами»:
Эта реакция служит качественной реакцией на ион НСО3–. |
| Ученик: | Применение питьевой соды В
кондитерском деле: при нагревании сода
разлагается с выделением углекислого газа, что
делает тесто пышным. |
| Учитель: | Опыт «Снижение жесткости воды с
помощью питьевой соды». К 50 мл 10 %-ного раствора хлорида кальция добавляют мыльную стружку – при встряхивании пенообразование слабое. В ту же пробирку добавляют немного соды и наблюдают хорошее пенообразование при встряхивании. |
| Ученик 6: (сообщение) | Нитраты Обостренный интерес
к нитратам (нитрат натрия, нитрат калия, нитрат
аммония) возник во второй половине XX в., когда
развитые страны стали переносить принципы
промышленных технологий на
сельскохозяйственное производство, не учитывая
его экологических особенностей. Внесение
неумеренных доз азотных удобрений на поля с
целью резкого увеличения их продуктивности
приводило к различным отрицательным
последствиям, и прежде всего к накоплению
излишнего количества нитратов в
сельскохозяйственной продукции, это вызывало
отравление людей, ухудшало их здоровье, что
повлекло стойкую неприязнь к нитратам. |
| Учитель: | С какими солями в повседневной жизни ещё встречается человек ? На этот вопрос нам помогут ответить наши эксперты. |
| Эксперты: | «Состав зубных паст», «Синтетические моющие средства» (Презентация – Приложение 1) |
| Учитель: | Какие экологические проблемы могут возникать при чрезмерном использовании солей? |
| Ученик: сообщение + презентация (Приложение 1) |
Экологические проблемы, связанные
с чрезмерным использованием солей Достаточно
распространенный вид загрязнения, носящий
сезонный характер, – загрязнение водоемов
поваренной солью NaCl, которую используют для
таяния льда и снега в зимнее время. Поваренная
соль в широком диапазоне концентраций
нетоксична для большинства живых организмов. |
| Учитель: | Какова же роль солей в жизни человека? (подведение итогов урока) |
| Домашнее задание: | № 1. При наружном применении питьевая сода нейтрализует действие кислот, попавших на кожу (например, муравьиной – при укусах муравьев или ожогах крапивой). Определите массу муравьиной кислоты, которая может быть нейтрализована гидрокарбонатом натрия, содержащимся в 10мл 2 %-ного раствора. Плотность такого раствора равна 1,013 г/мл. (Ответ: 0,11 г.) № 2. Проделать практические домашние работы: «Мытье посуды с помощью соды», «Приготовление напитка "Шипучка"». Рецепт напитка: смешать 1/4 чайной ложки питьевой соды, 1/2 чайной ложки лимонной кислоты, 1 чайную ложку сахара. Эту смесь высыпать в стакан с водой и перемешать. Вода приобретает кисловато-сладкий вкус. Если взять соды слишком много, то кислота прореагирует вся и вкус будет не кислый, а слегка горьковатый. |
| Литература: | Айметова Г.Я.
Эколого-валеологическая направленность
обучения химии // Химия в школе №5, 2005, С. 19-24 Боровский Е.Э. Экологические проблемы сточных вод // Химия в школе № 5, 2005, С. 3-14 Михалева М.В., Мартыненко Б.В., Изилянова Э.М. //Экспересс-анализ овощей на содержание нитратов //Химия в школе №1, 2003, С. 54-56 Родыгина И.В., Родыгин М.Ю. О солях и растворах в старинных первоисточниках // Химия в школе №7, 2005 С. 18-28 Химия. 9 класс: Сборник элективных курсов/Сост. Н.В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2005.– 221 с. |