Урок древнерусской литературы в 6-м классе "Путешествие Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим"

21.04.2012

При составлении урока использовалось УМК И. Г. Афанасьевой «Церковнославянский язык», элементы программы Н.В. Давыдовой по древнерусской литературе, учебник «Уроки языкознания для школьников» О. Е. Дроздовой. (Урок 23. Грамматические формы: от древнерусского языка к русскому с.314.) При толковании древнерусских слов использовались словарные статьи из « Академического словаря русского языка» и «Этимологического словаря» Шанского.

Тема: «Путешествие Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим».

Приложение

Эпиграф:
Теснятся все к Тебе во храм,
И все с коленопреклоненьем
Тебе приносят фимиам,
Тебя гремящим славят пеньем;
Я одинок в углу стою,
Как жизнью, полон я Тобою,
И жертву тайную мою
Я приношу Тебе душою.

В.А. Жуковский (1821)

Ход урока

I. Вступление.

Читаем название произведения. Лексическая работа со словами названия.

Работа с картой: где находится Великий Новгород – и Иерусалим.

II. Житие.

В первой половине XV века при новгородском епископе Евфимии II создается ряд литературных произведений, в которых воскрешается история Великого Новгорода.

Краткое содержание трех частей жития.

Слово об авторе – Пахомии Логофете. Этимология имени.

  1. Загадка эпиграфа. Лексико-семантический анализ эпиграфа.
  2. Первичное чтение произведения.

Для понимания поступков главного героя и новгородцев нам надо погрузиться в атмосферу древнего Новгорода. Чтение на древнерусском языке отрывка из начала.

Словарная работа (на партах лежат словарики). Толкование лексики. Этимология.

Архиепископ – высший чин духовенства, священник из монахов.
Игумен – настоятель монастыря, духовный наставник.
Монастырь – обитель, общежитие иноков-монахов.
Монах – отрекшийся светской суеты, постриженный (посвященный) в ангельский образ.

Краткий рассказ об устройстве жизни монастыря. Смотрим альбом о монастыре.

Смотрим презентацию: икона.

Слушаем музыку, смотрим, как выглядели ноты – крюки, знамена.

III. Знакомство с картой мира, картой Палестины.

Оцениваем расстояние, отделяющее Древнюю Русь от Палестины.

IV. Работа над сюжетно-композиционными элементами.

A) Определяем, из скольких эпизодов состоит эта часть повести, озаглавливаем их, подбирая ключевые слова:

  1. «Путешествие».
  2. «Клевета» (или «Месть»).
  3. «Прославление».

B) Три эпизода – три ряда, от каждого ряда к доске представитель запишет сюжетно-композиционные элементы. (Имеет право на совет с товарищами.)

«Путешествие»

Вступление – мораль.
Завязка – шелест беса в сосуде.
Развитие действия:

  1. Заклятие.
  2. Превращение беса в коня.
  3. Путешествие.

Кульминация – поклонение гробу Господню.
Развязка – возвращение.
Концовка – исчезновение беса.

«Клевета»

Завязка – угроза беса в 1 эпизоде; рассказ св.Иоанна о путешествии.
Развитие действия – появление предметов, толки людей.
Кульминация – осуждение.
Развязка – посадили на плот.

«Прославление»

Кульминация – чудо: плот плывет вверх по течению.
Развязка:

  1. Раскаяние горожан.
  2. Крестный ход.
  3. Встреча в монастыре.
  4. Прощение, молебен.

Концовка – поучение автора (выводы).

V. Характеристика героя.

Работа в группах.

1 группа: характеристика Иоанна Новгородского по поступкам.
2 группа: характеристика Иоанна Новгородского по интерьеру кельи.
3 группа: характеристика Иоанна Новгородского по глаголам:

(Эмоционально-экспрессивный анализ лексики) отношение героя ...

  1. К бесу.
  2. К Богу.
  3. К людям.

Вывод.

VI. Проблемный вопрос.

- Если идеал, то зачем ему такое испытание – позор, клевета?

VII. Чудеса в повести. Беседа со всеми. Смотреть фрагмент мультфильма.

Чудеса «сказочные»

Повесть Сказка
Заключил беса в сосуде. «Волшебная лампа Алладина» .
Путешествие на бесе в Иерусалим. Гоголь «Ночь перед Рождеством» поездка в Петербург.
Цель: поклонение святыне. Цель: получение предмета.
Источник чуда: Бог. Источник чуда: магия (волшебство).

Чудеса житийные

Чудо Значение
Появление того, чего нет: девица, предметы. Не быть доверчивым даже на очевидное.
Плот плывет вверх по течению. Явное уверение в невиновности святого.
Цель: сначала позор, потом слава. Укрепление воли, и в позоре, и в славе надо устоять.
Источник чуда: сначала бес, потом Бог. Везде Бог показывает, что испытания – свойство жизни: золото очищается огнем.

VIII. Выводы.

Возвращение к эпиграфу.


a_id: 613251