План-программа "Маленькие музыканты" по обучению дошкольников игре на детских музыкальных инструментах
Природа щедро наградила человека. Она дала ему всё для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать всё многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность - природой данное человеку свойство.
Б.М.Теплов подчёркивал, что в музыке мы через эмоцию познаём мир. Музыка есть эмоциональное познание.
Этому способствуют музыкальные занятия, которые объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, музыкально-ритмические движения и игру на детских музыкальных инструментах.
Музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то уже в раннем детстве основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. У других же, способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Известно, что максимальное проявление индивидуальности происходит в процессе развития особого вида деятельности - творчества.
Меня особенно привлекает работа по созданию детского оркестра. Истинная мудрость всегда проста: детские музыкальные инструменты на самой первоначальной ступени должны быть игрушками в высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают понять детям, откуда и как рождаются звуки.
Изучив теоретический и практический материал таких педагогов-музыкантов, как Н.Г.Кононовой, Д.А.Рытова, К.Орфа, Т.Тютюнниковой и других, я составила план-программу знакомства и обучения детей игре на детских музыкальных инструментах "Маленькие музыканты", начиная с младшей группы. Приоритетной задачей в ней является формирование у детей эмоциональной отзывчивости на музыку, любви и интереса к музыкальной деятельности на основе понимания языка музыки.
В программе представлены подробные перспективные планы по всем возрастным группам с указанием задач, музыкального репертуара и методических приёмов. Через все занятия проходит принцип сюжетно-игрового единства, который позволяет создать условия для эмоционального и сознательного "погружения" детей в конкретный вид музыкальной деятельности. Тематика занятий соответствует реальным интересам детей ("Теремок", "Весенняя капель", "Зимушка-хрустальная", "Дождик", "Погремушки", "Музыкальная ярмарка" и др.) Поэтому основное внимание уделено подбору и оркестровке песен, инструментальному озвучиванию сказок, а также самостоятельности детей в подборе инструментов для аранжировки знакомых песен и небольших произведений.
В основе построения плана-программы "Маленькие музыканты" лежал принцип формирования и диагностирования музыкальных способностей детей в музыкальной деятельности, в творческом проявлении. Для этого я использовала основные методы:
- Индивидуальное диагностическое обследование.
- Наблюдение за детьми в процессе занятий.
- Наблюдение за детьми в самостоятельной деятельности.
Диагностирование проходило в форме игры, небольшими подгруппами.
Апробируя план-программу на протяжении уже 8 лет, я убедилась в том, что она помогает развитию у детей музыкальных способностей, творчества, самостоятельности. Анализируя результаты диагностики, я заметила, что 92% детей справляются с поставленными в ней задачами.
Результатами работы по моему плану-программе считаю:
- Знание детьми музыкальных инструментов и узнавание их по звучанию.
- Передача ритма при помощи музыкальных инструментов.
- Владение навыками игры на разных инструментах.
- Развитие творческого воображения (передача художественного образа с помощью музыкального инструмента).
- Подбор и применение в самостоятельной деятельности инструментов для оркестровки песен, сказок.
- Игра в оркестре.
Присутствуя на праздниках, концертах своих детей, родители проявляют огромную заинтересованность по развитию музыкальных способностей у ребёнка. Они понимают, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, в особенности игра на инструментах, стараются им дать музыкальное образование.
Литература:
1. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада - к начальной школе. - Воронеж, НПО "МОДЭК", 1998.
2. Бабаджан Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. - М., Просвещение, 1967.
3. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. - М., Просвещение, 1983.
4. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. - М., Просвещение, 1989.
5. Великосельская И.А. Творческое музицирование как основа музыкального воспитания детей 5-9 лет. // Музыкальная палитра. -2002.-№3.
6. Ветлугина Н.А. Детский оркестр. - М., Просвещение, 1976.
7. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. - М., Просвещение, 1992.
8. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. - М., Просвещение, 1985.
9. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. - М., Просвещение, 1990.
10. Каплунова И., Новоскольцева И. Ладушки. // Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. - Санкт-Петербург, Композитор, 2000.
11. Комисарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. - М., Просвещение, 1986.
12. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2000.
13. Макшанцева Е.Д. Детские забавы. - М., Просвещение, 1991.
14. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей: Пособие. - Ярославль, 1997.
15. Макшанцева Е.Д. Скворушка: Пособие. - М., Аркти-Илекса, 1998.
16. Общение ребёнка в детском саду и семье. /Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. - М., 1990.
17. Психология одарённости детей и подростков. /Под ред. Н.С. Лейтеса. - М., 2000.
18. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.А. Музыкальное воспитание дошкольников. - М., Просвещение, 1994.
19. Рытов Д.А. Увидеть в ребёнке творца. //Искусство в школе. - 2000. - №5.
20. Развитие общения у дошкольников. /Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М., 1974.
21. Суханова Е.А. Начнём с игр ребёнка: творческое музицирование детей 4-7 лет. //Искусство в школе. - 2000. - №5.
22. Сауко Т.Н. Топ-хлоп, малыши. //Программа по музыкально - ритмическому воспитанию детей 2-3 лет. - Санкт-Петербург, 2001.
23. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. //Автореферат. - М., 1987.
24. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. //Избранные труды. - М., 1985.
25. Тютюнникова Т.Э. Природные и самодельные инструменты в музыкально-педагогической концепции Карла Орфа. //Дошкольное воспитание. - 1999. - №7.
26. Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками. //Дошкольное воспитание. - 2000. - №9.
27. Шоломович С.И. Методика музыкального воспитания. - Киев, 1985.
28. Эмоциональное развитие дошкольников. - М., Просвещение, 1985.