Проект по формированию осознанного отношения детей к своему здоровью "Здоровый дошкольник"

17.06.2011

Проект выстроен по годам обучения. На каждый год обучения предусмотрен определенный минимум знаний, умений и навыков по 3 разделам: "тело", "организм", "здоровье".

I раздел - "Я- и моё тело" - предполагает решение следующих задач: помочь осознать себя как человека, как неповторимую личность, находить общее с другими людьми и понимать существенные отличия.

II раздел - "Я - и мой организм" - дает представление о своем организме, его строении и назначении, приводит детей к пониманию того, что свой организм нужно беречь.

IIIраздел - " Безопасность и здоровье". Учит детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знакомит с несложными приемами самооздоровления при помощи самомассажа.

Каждый раздел проекта предполагает решение определенных задач, чтобы помочь ребенку осознать значимость здорового образа жизни, воспитать потребность в сохранении своего здоровья. Педагогу необходимо помогать ребенку, направляя его на путь оздоровления.

Темы I раздела нацелены на привлечение внимания к человеку, на осознание себя человеком, на создание целостного представления о своем теле, гигиене своего тела Начать нужно с игр - занятий, построенных на ознакомлении детей с собственным телом. Показать ребенку, что части тела, являются его помощниками, для чего они нужны и что умеют делать. Темы данного раздела имеют важное воспитательное значение. Они создают условия для накопления первичных представлений о себе, стимулируют интерес к дальнейшему познанию.

Темы II раздел - "Организм" - помогает получить элементарные знания по анатомии и физиологии человека. Темы раздела познакомят со строением и назначением органов чувств, а также функционированием отдельных органов и систем организма. Вначале целесообразно провести ознакомление с органами чувств. На примере экспериментирования, проведения опытов дети легче воспринимают этот материал. Они видят органы чувств, могут проверить их функцию. Знакомство с внутренними органами требует образного и абстрактно-логического мышления, поэтому в разделе представлены не только занятия, но и дидактические игры, игровые упражнения, а также целый ряд опытов.

Темы III раздела "Здоровье" позволяют детям осознанно включиться в процесс самооздоровления и самовоспитания путем навыка практической деятельности.У ребенка формируется активная позиция, направленная на саморазвитие.Темы данного раздела помогают детям понять, что здоровье -это огромная ценность и относиться к нему надо разумно, с уважением и вниманием.

Результативный блок (средний возраст).

Дети должны знать:

  • части тела (руки, ноги, голова, пальцы, стопа, живот, спина);
  • органы чувств (глаза, уши, нос, язык).
  • Уметь объяснять: зачем нужны органы чувств и части тела; зачем нужен рот и зубы.

Должны уметь: следить за чистотой своего тела; выполнять оздоровительные упражнения, пальчиковую

Второй год обучения (старший возраст).

Дети должны знать:что каждый человек похож и не похож на других людей; название органов чувств. Устанавливать связи: между органом чувств и выполняемой функцией; между отношением к своему организму и возможными заболеваниями.

Уметь: обслуживать себя;пользоваться приемами самомассажа;следить за осанкой.

Третий год обучения (подготовительный к школе возраст).

Дети должны знать: название некоторых внутренних органов (сердце, легкие, пищеварение); некоторые особенности функционирования организма; правила охраны органов чувств и ухода за ними.

Уметь:

самостоятельно содержать в чистоте свое тело; владеть способом оказания элементарной помощи. Освоить: точечный массаж по Уманской.

1."Я и моё тело" 2."Я и мой организм" 3.Безопасность детей.

Здоровье.

месяц Занятия для детей 4-5 лет
средняя группа.
Занятия для детей 5-6 лет
старшая группа.
Занятия для детей
6-7 лет подготовит.группа.
сентябрь Занятие 1."Кто я?" Занятие 1."Мой мозг'. Занятие 1."Правила поведения на улице
октябрь Занятие 2" Из чего я

состою?" "Я росту".

Занятие 2."Почему я слышу" "Как я распознаю запахи". Занятие 2."Будь осторожен дома"
ноябрь Занятие 3 "Я умею одеваться; собираюсь на прогулку".* Консультация для родителей :"Режим дня ребенка дошкольника". Занятие 3."Почему я вижу''.*Консультация для родителей: "Усталые глазки'' гимнастика для глаз. Занятие 3. "Почему заболели ребята ? правила

Поведения в случае болезни''.

декабрь Занятие 4."Красивая осанка".

* День здоровья:"Спор-это здоровье, сила, радость''. * Выставка плакатов,(А-3)родительских работ:"Режим дня нашего сына или дочери".

Занятие 4.Упражнения для коррекции осанки. * День здоровья ."Красивая осанка''.* Конкурс рисунка для * детей и их родителей. Занятие 4."Если ты попал в беду"* Встреча с инспектором пожарной безопасности. "Когда тебе грозит опасность "
январь Занятие 5. "Как нужно ухаживать за собой". Занятие 5. "Как мы дышим и зачем?" Занятие 5 "Самомассаж от простуды" (Автор Уманская А.М.) Беседа с медработником.
февраль Занятие 6."Зачем и как человек дышит?" Занятие 6."Как работает сердце''. Занятие 6."Органы кровообращения"
март Занятие 7."Зачем человек ест?". Занятие 7."Органы пищеварения" "Чтобы зубы были крепкими". Занятие 7 "Вредные привычки" (о курении)
Апрель

май

*Всероссийский день здоровья. Развлечение "Моя голова".

Диагностическое занятие по разделу "Я и моё здоровье".

*Всероссийский день здоровья " Мама, папа я- спортивная семья"

Консультация родителям "Закаливание".

Занятие8.Диагностическое.*" Закаливание" консультация для родителей и педагогов.

*Всероссийский день здоровья. КВН "Тело человека"

Занятие 8. Диагностика.

Интегрированное валеологическое занятие №2 для детей старшей группы. Тема: " Почему я слышу?" "И как распознаю запахи?"

1.

Цель: Дать представление детям о строении уха. Научить детей ухаживать за ушами. Продолжать развивать мышление,

Узнавать предметы по заданным признакам.

2. Ходьба с перешагиванием предметов h-10-20 см.

Ходьба на высоких четвереньках .

3. Бег между конусами, бег с изменением темпа движения.

Д.у.№1 "Пчёлы" 1-вдох через нос , руки встороны.2- выдох со звуком з-з-з- руки вниз.

4. Основная часть, преодоление препятствия:

1. Подтягивание,лёжа на животе с продвижением вперёд по скамье.

2. Прыжок с места вперёд , из обруча вобруч-5-6 шт.

3. Ползание по гимнастической лестнице,

Вверх перейти на другой пролёт, спустится вниз.

5. Основная часть, беседа на полянке здоровья:

"Как устроено ухо?".Схема.

Беседа с детьми.

"Психогимнастика".Игра " Хвастушка".

" Послушай и запомни".

" Ухаживай за ушами".

" Как устроен орган обоняния у человека?".Беседа.

"Узнай запах" , " Слова".

6. Подвижная игра: "Ловишка с колокольчиком"

Ведущий в руке держит колокольчик догоняет игроков, какого игрока поймал, останавливается и звенит в колокольчик,(проигравший выходит из игры) .

5. Основная часть, беседа на полянке здоровья:

Беседа инструктора физкультуры с детьми. Слух- способность воспринимать звуки. Звуки улавливаются наружным ухом и через барабанную перепонку и слуховые косточки звуковые колебания передаются во внутреннее ухо, (рассматриваем с детьми строение уха на иллюстрации, отвечаем на вопросы детей).Затем колебания передаются по слуховому нерву в головной мозг.

Психогимнастика. Игра "Хвастушка".

Показывая на свои ушки расскажи о них. " Мои ушки маленькие, хрупкие, я люблю их. Они помигают мне :.

"Послушай и запомни"

  • не ковыряй в ушах,
  • защищай их от ветра,
  • ушам вредит громкая музыка,
  • очень сильно cморкаться вредно,
  • береги уши от попадания воды.

"Ухаживай за ушами" Внимательно посмотрите на картинки и найдите правильный ответ на вопросы: "Как следует ухаживать за ушами?" " Что надо использовать для ухода за ушами?".

Беседа " Как устроен орган обоняния у человека?".

В средней части носа человека находятся обонятельные нервы, они отвечают за способность чувствовать различные запахи, ( чеснока, цветов, бензина). Рассматриваем иллюстрацию. При простуде воспаляется слизистая оболочка носа, это приводит к затруднённому дыханию и нарушение восприятия запаха.

6. "Узнай запах" Ход эксперимента: Предлагается ребёнку с закрытыми глазами определить запах (лимон, духи). Игра "Слова" составь слово из первых букв название. нарисованных предметов. Записываем слово в клеточки. Завершается беседа дыхательным упражнением " Воздушный шар".Затем проводится с детьми подвижная игра.

Интегрированное валеологическое занятие№4 для детей старшей гр.

Тема: "Красивая осанка".

Цель: Обучить детей упражнениям, формирующим правильную осанку, развивать мыслительные операции у детей. Ходьба " паучки". Ходьба с заданием для рук "Рывки" "Мельница" Бег обычный: 2 мин.

Бег "Змейкой"

Чередуя с ходьбой.

Д.У.№2 Д.У. "Обними плечи"

по А. Стрельниковой

Преодоление препятствий:

Корригирующая

Гимнастика №2 выполняются по схеме-карточке.

Прыжки через препятствия h-15-20 см. "Кто быстрее принесёт мяч"

Беседа на полянке здоровья

1-Беседа "Послушай и запомни"

2-Выполнение коррекционных упражнений.

3-Беседа "Что ты знаешь о спорте?"

Подвижная игра: Игровое упражнение

"Перетягивание каната" п.и. "Лесная сказка"

Релаксация "Снеговик"

Основная часть занятия: беседа на полянке здоровья.

1. Беседа инструктора с детьми. "Красивая осанка". Цель: научить детей проверять, правильная ли у них осанка. Объяснить детям, для чего нужны коррекционные и релаксационные упражнения.

Предлагается детям беседа "Послушай и запомни"

При правильной осанке;

  • голову надо держать прямо;
  • Плечи развернуть;
  • Мышцы не напряжены;
  • Масса тела одновременно распределена на обе ноги.

Чтобы проверить правильная ли у тебя осанка, не горбишься ли ты, надо прислонится к стене- в случае правильного положения тела оно должно касаться стены затылком, лопатками, ягодицами и пятками.

2. Упражнения для красивой осанки

1- "Верблюд"

И.п.- поставь правую ногу вперёд и слегка согни её. Руки на поясе. Прогнутся в спине. Прыжком поменяй положение ног.8-10раз. Затем спокойная ходьба, расслабить мышцы.

2-"Потягушки"

И.п.- сидя, согнуть ноги, поднять руки вверх прогнутся, сделать глубокий вдох носом. Опустить руки -выдох.

3. "Что ты знаешь о спорте?" ответь на вопросы.

* Какие виды спорта вы знаете?

* Каким видом спорта можно заниматься летом?

* Каким видом спорта можно заниматься зимой?

* Каким видом спорта занимаешься ты?

Заключение: Вспоминаем с детьми, о чём мы говорили на "полянке здоровья".

Занятие составила, инструктор физкультуры Анохина Е.В. МДАУ ЦРР д-с "Сказка".

Интегрированное валеологическое занятие№5 для детей старшей гр.

Тема: "Как мы дышим и зачем?".

Цель. формировать у детей навыков безопасного поведения способствует воспитание положительной привычки(носовое дыхание)Дать представление о строении дыхательной системы (Нос-трахея-бронхи-лёгкие). Объяснить детям, для чего нужны дыхательные упражнения. Упражнять в беге ,прыжках, лазании.

Вводная часть:

Ходьба "паучки". Ходьба с заданием для рук "Рывки" "Мельница" Бег обычный: 2 мин. Бег "Змейкой".Чередуя с ходьбой. Д.У. "Обними плечи" по А. Стрельниковой

Кинезиологические ОРУ:

Упражнения в подбрасывании предмета, перебрасывании и ловле

(жонглирование мешочком затем колечком)

Стойка: ноги врозь, мешочек в правой руке. На счет 1 - 2 - подбросить мешочек перед собой, поймать его двумя руками; 3-4 - то же. То же, но мешочек в левой руке.

Стойка: ноги врозь, мешочек в правой руке. На счет 1 - 4 - подбросить перед собой мешочек, сделать хлопок, поймать мешочек двумя руками, выдержать паузу. То же, но сделать два хлопка. То же, мешочек в левой руке.

Стойка: ноги врозь, мешочек в правой руке. На счет 1 - 4 - подбросить мешочек правой рукой, поймать его левой, переложить в правую, выдержать паузу. То же, мешочек в левой руке. То же без паузы, в виде серии бросков.

Стойка: ноги врозь, мешочек в правой руке. На счет 1 - 4 - подбрасывать мешочек и ловить правой рукой; то же левой рукой.

Стойка: ноги врозь, мешочек в правой руке. На счет 1 - 2 - подбросить мешочек правой рукой, поймать левой; 3- 4 - наоборот

Основная часть:

Инструктор: Ребята мы продолжаем свой путь к полянке здоровья.

  • Подлезание под скамью правым, левым боком вперёд. Ползание по скамье подтягиваясь руками.
  • Прыжки из обруча в обруч.(5-6 шт.)
  • Ходьба по канату приставным шагом.
  • Повторить 2 раза.

Инструктор: Молодцы дети вы попали на "Полянку здоровья" Что мы видим?

Дети строятся полукругом, рассматривают иллюстрацию дыхательной системы человека.

Беседа: Загадка "Что не лень делать?" "Не лень дышать". Через каждые три четыре секунды мы набираем в наши лёгкие воздух. В котором содержится кислород. Затем делаем выдох. В воздухе который мы выдыхаем содержится углекислый газ. Мы дышим для того чтобы жить, наши легкиё работают без остановки. Дыхание осуществляется органами дыхания это- трахея, бронхи, легкие. Ребята хотите отправится в маленькое путешествие в дыхательную систему человека? Тогда представьте себе что вы маленькие частицы воздуха ..возьмите воздушные шарики и в путь ! Дети с инструктором проходят в импровизированные носовые проходы, трахею , бронхи, легкие .Затем выходим тем же путём. Проводится серия дыхательных упражнений.

Удержи шарик в воздухе , дуй на него.

Полезное дыхание : Подыши одной ноздрёй. "Кошечка". "М-М-М".

Игра: "Лесная сказка"

Правила игры:

Играющие делятся на две команды: "ёлочки"и "зайчики".Ёлочки двигаются мелкими шажками по кругу, руки назад -в стороны, ладонями от себя Зайчики прыгают вокруг ёлочек на носочках.

Метель говорит: Поморожу-ка я ёлки, станут белыми иголки.

Снегом ветки распрямлю, отойду и посмотрю.

На эти слова Ёлочки "замирают" встав на одну ногу, руки в стороны ладошками вперёд. Зайчики присев сжимаются в комочек. Елочки опустив ногу качаются из стороны в сторону Выпрямившись , говорят: Ой как вьюга нас ломает то согнёт то разгибает.

Зайки садятся на пол руки в упоре сзади, прямые ноги поднять вверх удерживают их и говорят: Сколько снега навалило! Как нас снегом привалило. Метель хлопает в ладоши и освобождает детей от снега. Хвалит тех кто кто выполнял упражнения наиболее правильно.

Заключительная часть.

Дети садятся полукругом.

Инструктор: Ребята мы на полянке здоровья послушаем Правила для предохранения органов дыхания от заболеваний. Рассматривание рисунков.

Релаксация "Снеговик". Дети прощаются с инструктором.

Список литературы.

  1. В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров "Развивающая педагогика оздоровления"
  2. "Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет" Л.Д. Глазыриной;
  3. О.Н. Моргунова "Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ";
  4. О.В. Козырева "Лечебная физкультура для дошкольников"; Программа "Здоровье" В.Г. Алямовская;
  5. Т.С.Никанорова. Е.М.Сергиенко "Здоровячок" - система оздоравливания дошкольников.
  6. Г. К. Зайцев "Твоё здоровье"изд."Детство-пресс" C.П.2002
  7. Т.А. Тарасова ,Л.В. Власова "Здоровый образ жизни изд. Москва Школьная Пресса
  8. Л. Ф. Тихомирова "Уроки здоровья"

Рисунки

Проект выстроен по годам обучения. На каждый год обучения предусмотрен определенный минимум знаний, умений и навыков по 3 разделам: "тело", "организм", "здоровье".

I раздел - "Я- и моё тело" - предполагает решение следующих задач: помочь осознать себя как человека, как неповторимую личность, находить общее с другими людьми и понимать существенные отличия.

II раздел - "Я - и мой организм" - дает представление о своем организме, его строении и назначении, приводит детей к пониманию того, что свой организм нужно беречь.

IIIраздел - " Безопасность и здоровье". Учит детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знакомит с несложными приемами самооздоровления при помощи самомассажа.

Каждый раздел проекта предполагает решение определенных задач, чтобы помочь ребенку осознать значимость здорового образа жизни, воспитать потребность в сохранении своего здоровья. Педагогу необходимо помогать ребенку, направляя его на путь оздоровления.

Темы I раздела нацелены на привлечение внимания к человеку, на осознание себя человеком, на создание целостного представления о своем теле, гигиене своего тела Начать нужно с игр - занятий, построенных на ознакомлении детей с собственным телом. Показать ребенку, что части тела, являются его помощниками, для чего они нужны и что умеют делать. Темы данного раздела имеют важное воспитательное значение. Они создают условия для накопления первичных представлений о себе, стимулируют интерес к дальнейшему познанию.

Темы II раздел - "Организм" - помогает получить элементарные знания по анатомии и физиологии человека. Темы раздела познакомят со строением и назначением органов чувств, а также функционированием отдельных органов и систем организма. Вначале целесообразно провести ознакомление с органами чувств. На примере экспериментирования, проведения опытов дети легче воспринимают этот материал. Они видят органы чувств, могут проверить их функцию. Знакомство с внутренними органами требует образного и абстрактно-логического мышления, поэтому в разделе представлены не только занятия, но и дидактические игры, игровые упражнения, а также целый ряд опытов.

Темы III раздела "Здоровье" позволяют детям осознанно включиться в процесс самооздоровления и самовоспитания путем навыка практической деятельности.У ребенка формируется активная позиция, направленная на саморазвитие.Темы данного раздела помогают детям понять, что здоровье -это огромная ценность и относиться к нему надо разумно, с уважением и вниманием.

Результативный блок (средний возраст).

Дети должны знать:

  • части тела (руки, ноги, голова, пальцы, стопа, живот, спина);
  • органы чувств (глаза, уши, нос, язык).
  • Уметь объяснять: зачем нужны органы чувств и части тела; зачем нужен рот и зубы.

Должны уметь: следить за чистотой своего тела; выполнять оздоровительные упражнения, пальчиковую

Второй год обучения (старший возраст).

Дети должны знать:что каждый человек похож и не похож на других людей; название органов чувств. Устанавливать связи: между органом чувств и выполняемой функцией; между отношением к своему организму и возможными заболеваниями.

Уметь: обслуживать себя;пользоваться приемами самомассажа;следить за осанкой.

Третий год обучения (подготовительный к школе возраст).

Дети должны знать: название некоторых внутренних органов (сердце, легкие, пищеварение); некоторые особенности функционирования организма; правила охраны органов чувств и ухода за ними.

Уметь:

самостоятельно содержать в чистоте свое тело; владеть способом оказания элементарной помощи. Освоить: точечный массаж по Уманской.

1."Я и моё тело" 2."Я и мой организм" 3.Безопасность детей.

Здоровье.

месяц Занятия для детей 4-5 лет
средняя группа.
Занятия для детей 5-6 лет
старшая группа.
Занятия для детей
6-7 лет подготовит.группа.
сентябрь Занятие 1."Кто я?" Занятие 1."Мой мозг'. Занятие 1."Правила поведения на улице
октябрь Занятие 2" Из чего я

состою?" "Я росту".

Занятие 2."Почему я слышу" "Как я распознаю запахи". Занятие 2."Будь осторожен дома"
ноябрь Занятие 3 "Я умею одеваться; собираюсь на прогулку".* Консультация для родителей :"Режим дня ребенка дошкольника". Занятие 3."Почему я вижу''.*Консультация для родителей: "Усталые глазки'' гимнастика для глаз. Занятие 3. "Почему заболели ребята ? правила

Поведения в случае болезни''.

декабрь Занятие 4."Красивая осанка".

* День здоровья:"Спор-это здоровье, сила, радость''. * Выставка плакатов,(А-3)родительских работ:"Режим дня нашего сына или дочери".

Занятие 4.Упражнения для коррекции осанки. * День здоровья ."Красивая осанка''.* Конкурс рисунка для * детей и их родителей. Занятие 4."Если ты попал в беду"* Встреча с инспектором пожарной безопасности. "Когда тебе грозит опасность "
январь Занятие 5. "Как нужно ухаживать за собой". Занятие 5. "Как мы дышим и зачем?" Занятие 5 "Самомассаж от простуды" (Автор Уманская А.М.) Беседа с медработником.
февраль Занятие 6."Зачем и как человек дышит?" Занятие 6."Как работает сердце''. Занятие 6."Органы кровообращения"
март Занятие 7."Зачем человек ест?". Занятие 7."Органы пищеварения" "Чтобы зубы были крепкими". Занятие 7 "Вредные привычки" (о курении)
Апрель

май

*Всероссийский день здоровья. Развлечение "Моя голова".

Диагностическое занятие по разделу "Я и моё здоровье".

*Всероссийский день здоровья " Мама, папа я- спортивная семья"

Консультация родителям "Закаливание".

Занятие8.Диагностическое.*" Закаливание" консультация для родителей и педагогов.

*Всероссийский день здоровья. КВН "Тело человека"

Занятие 8. Диагностика.

Интегрированное валеологическое занятие №2 для детей старшей группы. Тема: " Почему я слышу?" "И как распознаю запахи?"

1.

Цель: Дать представление детям о строении уха. Научить детей ухаживать за ушами. Продолжать развивать мышление,

Узнавать предметы по заданным признакам.

2. Ходьба с перешагиванием предметов h-10-20 см.

Ходьба на высоких четвереньках .

3. Бег между конусами, бег с изменением темпа движения.

Д.у.№1 "Пчёлы" 1-вдох через нос , руки встороны.2- выдох со звуком з-з-з- руки вниз.

4. Основная часть, преодоление препятствия:

1. Подтягивание,лёжа на животе с продвижением вперёд по скамье.

2. Прыжок с места вперёд , из обруча вобруч-5-6 шт.

3. Ползание по гимнастической лестнице,

Вверх перейти на другой пролёт, спустится вниз.

5. Основная часть, беседа на полянке здоровья:

"Как устроено ухо?".Схема.

Беседа с детьми.

"Психогимнастика".Игра " Хвастушка".

" Послушай и запомни".

" Ухаживай за ушами".

" Как устроен орган обоняния у человека?".Беседа.

"Узнай запах" , " Слова".

6. Подвижная игра: "Ловишка с колокольчиком"

Ведущий в руке держит колокольчик догоняет игроков, какого игрока поймал, останавливается и звенит в колокольчик,(проигравший выходит из игры) .

5. Основная часть, беседа на полянке здоровья:

Беседа инструктора физкультуры с детьми. Слух- способность воспринимать звуки. Звуки улавливаются наружным ухом и через барабанную перепонку и слуховые косточки звуковые колебания передаются во внутреннее ухо, (рассматриваем с детьми строение уха на иллюстрации, отвечаем на вопросы детей).Затем колебания передаются по слуховому нерву в головной мозг.

Психогимнастика. Игра "Хвастушка".

Показывая на свои ушки расскажи о них. " Мои ушки маленькие, хрупкие, я люблю их. Они помигают мне :.

"Послушай и запомни"

  • не ковыряй в ушах,
  • защищай их от ветра,
  • ушам вредит громкая музыка,
  • очень сильно cморкаться вредно,
  • береги уши от попадания воды.

"Ухаживай за ушами" Внимательно посмотрите на картинки и найдите правильный ответ на вопросы: "Как следует ухаживать за ушами?" " Что надо использовать для ухода за ушами?".

Беседа " Как устроен орган обоняния у человека?".

В средней части носа человека находятся обонятельные нервы, они отвечают за способность чувствовать различные запахи, ( чеснока, цветов, бензина). Рассматриваем иллюстрацию. При простуде воспаляется слизистая оболочка носа, это приводит к затруднённому дыханию и нарушение восприятия запаха.

6. "Узнай запах" Ход эксперимента: Предлагается ребёнку с закрытыми глазами определить запах (лимон, духи). Игра "Слова" составь слово из первых букв название. нарисованных предметов. Записываем слово в клеточки. Завершается беседа дыхательным упражнением " Воздушный шар".Затем проводится с детьми подвижная игра.

Интегрированное валеологическое занятие№4 для детей старшей гр.

Тема: "Красивая осанка".

Цель: Обучить детей упражнениям, формирующим правильную осанку, развивать мыслительные операции у детей. Ходьба " паучки". Ходьба с заданием для рук "Рывки" "Мельница" Бег обычный: 2 мин.

Бег "Змейкой"

Чередуя с ходьбой.

Д.У.№2 Д.У. "Обними плечи"

по А. Стрельниковой

Преодоление препятствий:

Корригирующая

Гимнастика №2 выполняются по схеме-карточке.

Прыжки через препятствия h-15-20 см. "Кто быстрее принесёт мяч"

Беседа на полянке здоровья

1-Беседа "Послушай и запомни"

2-Выполнение коррекционных упражнений.

3-Беседа "Что ты знаешь о спорте?"

Подвижная игра: Игровое упражнение

"Перетягивание каната" п.и. "Лесная сказка"

Релаксация "Снеговик"

Основная часть занятия: беседа на полянке здоровья.

1. Беседа инструктора с детьми. "Красивая осанка". Цель: научить детей проверять, правильная ли у них осанка. Объяснить детям, для чего нужны коррекционные и релаксационные упражнения.

Предлагается детям беседа "Послушай и запомни"

При правильной осанке;

  • голову надо держать прямо;
  • Плечи развернуть;
  • Мышцы не напряжены;
  • Масса тела одновременно распределена на обе ноги.

Чтобы проверить правильная ли у тебя осанка, не горбишься ли ты, надо прислонится к стене- в случае правильного положения тела оно должно касаться стены затылком, лопатками, ягодицами и пятками.

2. Упражнения для красивой осанки

1- "Верблюд"

И.п.- поставь правую ногу вперёд и слегка согни её. Руки на поясе. Прогнутся в спине. Прыжком поменяй положение ног.8-10раз. Затем спокойная ходьба, расслабить мышцы.

2-"Потягушки"

И.п.- сидя, согнуть ноги, поднять руки вверх прогнутся, сделать глубокий вдох носом. Опустить руки -выдох.

3. "Что ты знаешь о спорте?" ответь на вопросы.

* Какие виды спорта вы знаете?

* Каким видом спорта можно заниматься летом?

* Каким видом спорта можно заниматься зимой?

* Каким видом спорта занимаешься ты?

Заключение: Вспоминаем с детьми, о чём мы говорили на "полянке здоровья".

Занятие составила, инструктор физкультуры Анохина Е.В. МДАУ ЦРР д-с "Сказка".

Интегрированное валеологическое занятие№5 для детей старшей гр.

Тема: "Как мы дышим и зачем?".

Цель. формировать у детей навыков безопасного поведения способствует воспитание положительной привычки(носовое дыхание)Дать представление о строении дыхательной системы (Нос-трахея-бронхи-лёгкие). Объяснить детям, для чего нужны дыхательные упражнения. Упражнять в беге ,прыжках, лазании.

Вводная часть:

Ходьба "паучки". Ходьба с заданием для рук "Рывки" "Мельница" Бег обычный: 2 мин. Бег "Змейкой".Чередуя с ходьбой. Д.У. "Обними плечи" по А. Стрельниковой

Кинезиологические ОРУ:

Упражнения в подбрасывании предмета, перебрасывании и ловле

(жонглирование мешочком затем колечком)

Стойка: ноги врозь, мешочек в правой руке. На счет 1 - 2 - подбросить мешочек перед собой, поймать его двумя руками; 3-4 - то же. То же, но мешочек в левой руке.

Стойка: ноги врозь, мешочек в правой руке. На счет 1 - 4 - подбросить перед собой мешочек, сделать хлопок, поймать мешочек двумя руками, выдержать паузу. То же, но сделать два хлопка. То же, мешочек в левой руке.

Стойка: ноги врозь, мешочек в правой руке. На счет 1 - 4 - подбросить мешочек правой рукой, поймать его левой, переложить в правую, выдержать паузу. То же, мешочек в левой руке. То же без паузы, в виде серии бросков.

Стойка: ноги врозь, мешочек в правой руке. На счет 1 - 4 - подбрасывать мешочек и ловить правой рукой; то же левой рукой.

Стойка: ноги врозь, мешочек в правой руке. На счет 1 - 2 - подбросить мешочек правой рукой, поймать левой; 3- 4 - наоборот

Основная часть:

Инструктор: Ребята мы продолжаем свой путь к полянке здоровья.

  • Подлезание под скамью правым, левым боком вперёд. Ползание по скамье подтягиваясь руками.
  • Прыжки из обруча в обруч.(5-6 шт.)
  • Ходьба по канату приставным шагом.
  • Повторить 2 раза.

Инструктор: Молодцы дети вы попали на "Полянку здоровья" Что мы видим?

Дети строятся полукругом, рассматривают иллюстрацию дыхательной системы человека.

Беседа: Загадка "Что не лень делать?" "Не лень дышать". Через каждые три четыре секунды мы набираем в наши лёгкие воздух. В котором содержится кислород. Затем делаем выдох. В воздухе который мы выдыхаем содержится углекислый газ. Мы дышим для того чтобы жить, наши легкиё работают без остановки. Дыхание осуществляется органами дыхания это- трахея, бронхи, легкие. Ребята хотите отправится в маленькое путешествие в дыхательную систему человека? Тогда представьте себе что вы маленькие частицы воздуха ..возьмите воздушные шарики и в путь ! Дети с инструктором проходят в импровизированные носовые проходы, трахею , бронхи, легкие .Затем выходим тем же путём. Проводится серия дыхательных упражнений.

Удержи шарик в воздухе , дуй на него.

Полезное дыхание : Подыши одной ноздрёй. "Кошечка". "М-М-М".

Игра: "Лесная сказка"

Правила игры:

Играющие делятся на две команды: "ёлочки"и "зайчики".Ёлочки двигаются мелкими шажками по кругу, руки назад -в стороны, ладонями от себя Зайчики прыгают вокруг ёлочек на носочках.

Метель говорит: Поморожу-ка я ёлки, станут белыми иголки.

Снегом ветки распрямлю, отойду и посмотрю.

На эти слова Ёлочки "замирают" встав на одну ногу, руки в стороны ладошками вперёд. Зайчики присев сжимаются в комочек. Елочки опустив ногу качаются из стороны в сторону Выпрямившись , говорят: Ой как вьюга нас ломает то согнёт то разгибает.

Зайки садятся на пол руки в упоре сзади, прямые ноги поднять вверх удерживают их и говорят: Сколько снега навалило! Как нас снегом привалило. Метель хлопает в ладоши и освобождает детей от снега. Хвалит тех кто кто выполнял упражнения наиболее правильно.

Заключительная часть.

Дети садятся полукругом.

Инструктор: Ребята мы на полянке здоровья послушаем Правила для предохранения органов дыхания от заболеваний. Рассматривание рисунков.

Релаксация "Снеговик". Дети прощаются с инструктором.

Список литературы.

  1. В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров "Развивающая педагогика оздоровления"
  2. "Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет" Л.Д. Глазыриной;
  3. О.Н. Моргунова "Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ";
  4. О.В. Козырева "Лечебная физкультура для дошкольников"; Программа "Здоровье" В.Г. Алямовская;
  5. Т.С.Никанорова. Е.М.Сергиенко "Здоровячок" - система оздоравливания дошкольников.
  6. Г. К. Зайцев "Твоё здоровье"изд."Детство-пресс" C.П.2002
  7. Т.А. Тарасова ,Л.В. Власова "Здоровый образ жизни изд. Москва Школьная Пресса
  8. Л. Ф. Тихомирова "Уроки здоровья"

Рисунки

Проект выстроен по годам обучения. На каждый год обучения предусмотрен определенный минимум знаний, умений и навыков по 3 разделам: "тело", "организм", "здоровье".

I раздел - "Я- и моё тело" - предполагает решение следующих задач: помочь осознать себя как человека, как неповторимую личность, находить общее с другими людьми и понимать существенные отличия.

II раздел - "Я - и мой организм" - дает представление о своем организме, его строении и назначении, приводит детей к пониманию того, что свой организм нужно беречь.

IIIраздел - " Безопасность и здоровье". Учит детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знакомит с несложными приемами самооздоровления при помощи самомассажа.

Каждый раздел проекта предполагает решение определенных задач, чтобы помочь ребенку осознать значимость здорового образа жизни, воспитать потребность в сохранении своего здоровья. Педагогу необходимо помогать ребенку, направляя его на путь оздоровления.

Темы I раздела нацелены на привлечение внимания к человеку, на осознание себя человеком, на создание целостного представления о своем теле, гигиене своего тела Начать нужно с игр - занятий, построенных на ознакомлении детей с собственным телом. Показать ребенку, что части тела, являются его помощниками, для чего они нужны и что умеют делать. Темы данного раздела имеют важное воспитательное значение. Они создают условия для накопления первичных представлений о себе, стимулируют интерес к дальнейшему познанию.

Темы II раздел - "Организм" - помогает получить элементарные знания по анатомии и физиологии человека. Темы раздела познакомят со строением и назначением органов чувств, а также функционированием отдельных органов и систем организма. Вначале целесообразно провести ознакомление с органами чувств. На примере экспериментирования, проведения опытов дети легче воспринимают этот материал. Они видят органы чувств, могут проверить их функцию. Знакомство с внутренними органами требует образного и абстрактно-логического мышления, поэтому в разделе представлены не только занятия, но и дидактические игры, игровые упражнения, а также целый ряд опытов.

Темы III раздела "Здоровье" позволяют детям осознанно включиться в процесс самооздоровления и самовоспитания путем навыка практической деятельности.У ребенка формируется активная позиция, направленная на саморазвитие.Темы данного раздела помогают детям понять, что здоровье -это огромная ценность и относиться к нему надо разумно, с уважением и вниманием.

Результативный блок (средний возраст).

Дети должны знать:

  • части тела (руки, ноги, голова, пальцы, стопа, живот, спина);
  • органы чувств (глаза, уши, нос, язык).
  • Уметь объяснять: зачем нужны органы чувств и части тела; зачем нужен рот и зубы.

Должны уметь: следить за чистотой своего тела; выполнять оздоровительные упражнения, пальчиковую

Второй год обучения (старший возраст).

Дети должны знать:что каждый человек похож и не похож на других людей; название органов чувств. Устанавливать связи: между органом чувств и выполняемой функцией; между отношением к своему организму и возможными заболеваниями.

Уметь: обслуживать себя;пользоваться приемами самомассажа;следить за осанкой.

Третий год обучения (подготовительный к школе возраст).

Дети должны знать: название некоторых внутренних органов (сердце, легкие, пищеварение); некоторые особенности функционирования организма; правила охраны органов чувств и ухода за ними.

Уметь:

самостоятельно содержать в чистоте свое тело; владеть способом оказания элементарной помощи. Освоить: точечный массаж по Уманской.

1."Я и моё тело" 2."Я и мой организм" 3.Безопасность детей.

Здоровье.

месяц Занятия для детей 4-5 лет
средняя группа.
Занятия для детей 5-6 лет
старшая группа.
Занятия для детей
6-7 лет подготовит.группа.
сентябрь Занятие 1."Кто я?" Занятие 1."Мой мозг'. Занятие 1."Правила поведения на улице
октябрь Занятие 2" Из чего я

состою?" "Я росту".

Занятие 2."Почему я слышу" "Как я распознаю запахи". Занятие 2."Будь осторожен дома"
ноябрь Занятие 3 "Я умею одеваться; собираюсь на прогулку".* Консультация для родителей :"Режим дня ребенка дошкольника". Занятие 3."Почему я вижу''.*Консультация для родителей: "Усталые глазки'' гимнастика для глаз. Занятие 3. "Почему заболели ребята ? правила

Поведения в случае болезни''.

декабрь Занятие 4."Красивая осанка".

* День здоровья:"Спор-это здоровье, сила, радость''. * Выставка плакатов,(А-3)родительских работ:"Режим дня нашего сына или дочери".

Занятие 4.Упражнения для коррекции осанки. * День здоровья ."Красивая осанка''.* Конкурс рисунка для * детей и их родителей. Занятие 4."Если ты попал в беду"* Встреча с инспектором пожарной безопасности. "Когда тебе грозит опасность "
январь Занятие 5. "Как нужно ухаживать за собой". Занятие 5. "Как мы дышим и зачем?" Занятие 5 "Самомассаж от простуды" (Автор Уманская А.М.) Беседа с медработником.
февраль Занятие 6."Зачем и как человек дышит?" Занятие 6."Как работает сердце''. Занятие 6."Органы кровообращения"
март Занятие 7."Зачем человек ест?". Занятие 7."Органы пищеварения" "Чтобы зубы были крепкими". Занятие 7 "Вредные привычки" (о курении)
Апрель

май

*Всероссийский день здоровья. Развлечение "Моя голова".

Диагностическое занятие по разделу "Я и моё здоровье".

*Всероссийский день здоровья " Мама, папа я- спортивная семья"

Консультация родителям "Закаливание".

Занятие8.Диагностическое.*" Закаливание" консультация для родителей и педагогов.

*Всероссийский день здоровья. КВН "Тело человека"

Занятие 8. Диагностика.

Интегрированное валеологическое занятие №2 для детей старшей группы. Тема: " Почему я слышу?" "И как распознаю запахи?"

1.

Цель: Дать представление детям о строении уха. Научить детей ухаживать за ушами. Продолжать развивать мышление,

Узнавать предметы по заданным признакам.

2. Ходьба с перешагиванием предметов h-10-20 см.

Ходьба на высоких четвереньках .

3. Бег между конусами, бег с изменением темпа движения.

Д.у.№1 "Пчёлы" 1-вдох через нос , руки встороны.2- выдох со звуком з-з-з- руки вниз.

4. Основная часть, преодоление препятствия:

1. Подтягивание,лёжа на животе с продвижением вперёд по скамье.

2. Прыжок с места вперёд , из обруча вобруч-5-6 шт.

3. Ползание по гимнастической лестнице,

Вверх перейти на другой пролёт, спустится вниз.

5. Основная часть, беседа на полянке здоровья:

"Как устроено ухо?".Схема.

Беседа с детьми.

"Психогимнастика".Игра " Хвастушка".

" Послушай и запомни".

" Ухаживай за ушами".

" Как устроен орган обоняния у человека?".Беседа.

"Узнай запах" , " Слова".

6. Подвижная игра: "Ловишка с колокольчиком"

Ведущий в руке держит колокольчик догоняет игроков, какого игрока поймал, останавливается и звенит в колокольчик,(проигравший выходит из игры) .

5. Основная часть, беседа на полянке здоровья:

Беседа инструктора физкультуры с детьми. Слух- способность воспринимать звуки. Звуки улавливаются наружным ухом и через барабанную перепонку и слуховые косточки звуковые колебания передаются во внутреннее ухо, (рассматриваем с детьми строение уха на иллюстрации, отвечаем на вопросы детей).Затем колебания передаются по слуховому нерву в головной мозг.

Психогимнастика. Игра "Хвастушка".

Показывая на свои ушки расскажи о них. " Мои ушки маленькие, хрупкие, я люблю их. Они помигают мне :.

"Послушай и запомни"

  • не ковыряй в ушах,
  • защищай их от ветра,
  • ушам вредит громкая музыка,
  • очень сильно cморкаться вредно,
  • береги уши от попадания воды.

"Ухаживай за ушами" Внимательно посмотрите на картинки и найдите правильный ответ на вопросы: "Как следует ухаживать за ушами?" " Что надо использовать для ухода за ушами?".

Беседа " Как устроен орган обоняния у человека?".

В средней части носа человека находятся обонятельные нервы, они отвечают за способность чувствовать различные запахи, ( чеснока, цветов, бензина). Рассматриваем иллюстрацию. При простуде воспаляется слизистая оболочка носа, это приводит к затруднённому дыханию и нарушение восприятия запаха.

6. "Узнай запах" Ход эксперимента: Предлагается ребёнку с закрытыми глазами определить запах (лимон, духи). Игра "Слова" составь слово из первых букв название. нарисованных предметов. Записываем слово в клеточки. Завершается беседа дыхательным упражнением " Воздушный шар".Затем проводится с детьми подвижная игра.

Интегрированное валеологическое занятие№4 для детей старшей гр.

Тема: "Красивая осанка".

Цель: Обучить детей упражнениям, формирующим правильную осанку, развивать мыслительные операции у детей. Ходьба " паучки". Ходьба с заданием для рук "Рывки" "Мельница" Бег обычный: 2 мин.

Бег "Змейкой"

Чередуя с ходьбой.

Д.У.№2 Д.У. "Обними плечи"

по А. Стрельниковой

Преодоление препятствий:

Корригирующая

Гимнастика №2 выполняются по схеме-карточке.

Прыжки через препятствия h-15-20 см. "Кто быстрее принесёт мяч"

Беседа на полянке здоровья

1-Беседа "Послушай и запомни"

2-Выполнение коррекционных упражнений.

3-Беседа "Что ты знаешь о спорте?"

Подвижная игра: Игровое упражнение

"Перетягивание каната" п.и. "Лесная сказка"

Релаксация "Снеговик"

Основная часть занятия: беседа на полянке здоровья.

1. Беседа инструктора с детьми. "Красивая осанка". Цель: научить детей проверять, правильная ли у них осанка. Объяснить детям, для чего нужны коррекционные и релаксационные упражнения.

Предлагается детям беседа "Послушай и запомни"

При правильной осанке;

  • голову надо держать прямо;
  • Плечи развернуть;
  • Мышцы не напряжены;
  • Масса тела одновременно распределена на обе ноги.

Чтобы проверить правильная ли у тебя осанка, не горбишься ли ты, надо прислонится к стене- в случае правильного положения тела оно должно касаться стены затылком, лопатками, ягодицами и пятками.

2. Упражнения для красивой осанки

1- "Верблюд"

И.п.- поставь правую ногу вперёд и слегка согни её. Руки на поясе. Прогнутся в спине. Прыжком поменяй положение ног.8-10раз. Затем спокойная ходьба, расслабить мышцы.

2-"Потягушки"

И.п.- сидя, согнуть ноги, поднять руки вверх прогнутся, сделать глубокий вдох носом. Опустить руки -выдох.

3. "Что ты знаешь о спорте?" ответь на вопросы.

* Какие виды спорта вы знаете?

* Каким видом спорта можно заниматься летом?

* Каким видом спорта можно заниматься зимой?

* Каким видом спорта занимаешься ты?

Заключение: Вспоминаем с детьми, о чём мы говорили на "полянке здоровья".

Занятие составила, инструктор физкультуры Анохина Е.В. МДАУ ЦРР д-с "Сказка".

Интегрированное валеологическое занятие№5 для детей старшей гр.

Тема: "Как мы дышим и зачем?".

Цель. формировать у детей навыков безопасного поведения способствует воспитание положительной привычки(носовое дыхание)Дать представление о строении дыхательной системы (Нос-трахея-бронхи-лёгкие). Объяснить детям, для чего нужны дыхательные упражнения. Упражнять в беге ,прыжках, лазании.

Вводная часть:

Ходьба "паучки". Ходьба с заданием для рук "Рывки" "Мельница" Бег обычный: 2 мин. Бег "Змейкой".Чередуя с ходьбой. Д.У. "Обними плечи" по А. Стрельниковой

Кинезиологические ОРУ:

Упражнения в подбрасывании предмета, перебрасывании и ловле

(жонглирование мешочком затем колечком)

Стойка: ноги врозь, мешочек в правой руке. На счет 1 - 2 - подбросить мешочек перед собой, поймать его двумя руками; 3-4 - то же. То же, но мешочек в левой руке.

Стойка: ноги врозь, мешочек в правой руке. На счет 1 - 4 - подбросить перед собой мешочек, сделать хлопок, поймать мешочек двумя руками, выдержать паузу. То же, но сделать два хлопка. То же, мешочек в левой руке.

Стойка: ноги врозь, мешочек в правой руке. На счет 1 - 4 - подбросить мешочек правой рукой, поймать его левой, переложить в правую, выдержать паузу. То же, мешочек в левой руке. То же без паузы, в виде серии бросков.

Стойка: ноги врозь, мешочек в правой руке. На счет 1 - 4 - подбрасывать мешочек и ловить правой рукой; то же левой рукой.

Стойка: ноги врозь, мешочек в правой руке. На счет 1 - 2 - подбросить мешочек правой рукой, поймать левой; 3- 4 - наоборот

Основная часть:

Инструктор: Ребята мы продолжаем свой путь к полянке здоровья.

  • Подлезание под скамью правым, левым боком вперёд. Ползание по скамье подтягиваясь руками.
  • Прыжки из обруча в обруч.(5-6 шт.)
  • Ходьба по канату приставным шагом.
  • Повторить 2 раза.

Инструктор: Молодцы дети вы попали на "Полянку здоровья" Что мы видим?

Дети строятся полукругом, рассматривают иллюстрацию дыхательной системы человека.

Беседа: Загадка "Что не лень делать?" "Не лень дышать". Через каждые три четыре секунды мы набираем в наши лёгкие воздух. В котором содержится кислород. Затем делаем выдох. В воздухе который мы выдыхаем содержится углекислый газ. Мы дышим для того чтобы жить, наши легкиё работают без остановки. Дыхание осуществляется органами дыхания это- трахея, бронхи, легкие. Ребята хотите отправится в маленькое путешествие в дыхательную систему человека? Тогда представьте себе что вы маленькие частицы воздуха ..возьмите воздушные шарики и в путь ! Дети с инструктором проходят в импровизированные носовые проходы, трахею , бронхи, легкие .Затем выходим тем же путём. Проводится серия дыхательных упражнений.

Удержи шарик в воздухе , дуй на него.

Полезное дыхание : Подыши одной ноздрёй. "Кошечка". "М-М-М".

Игра: "Лесная сказка"

Правила игры:

Играющие делятся на две команды: "ёлочки"и "зайчики".Ёлочки двигаются мелкими шажками по кругу, руки назад -в стороны, ладонями от себя Зайчики прыгают вокруг ёлочек на носочках.

Метель говорит: Поморожу-ка я ёлки, станут белыми иголки.

Снегом ветки распрямлю, отойду и посмотрю.

На эти слова Ёлочки "замирают" встав на одну ногу, руки в стороны ладошками вперёд. Зайчики присев сжимаются в комочек. Елочки опустив ногу качаются из стороны в сторону Выпрямившись , говорят: Ой как вьюга нас ломает то согнёт то разгибает.

Зайки садятся на пол руки в упоре сзади, прямые ноги поднять вверх удерживают их и говорят: Сколько снега навалило! Как нас снегом привалило. Метель хлопает в ладоши и освобождает детей от снега. Хвалит тех кто кто выполнял упражнения наиболее правильно.

Заключительная часть.

Дети садятся полукругом.

Инструктор: Ребята мы на полянке здоровья послушаем Правила для предохранения органов дыхания от заболеваний. Рассматривание рисунков.

Релаксация "Снеговик". Дети прощаются с инструктором.

Список литературы.

  1. В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров "Развивающая педагогика оздоровления"
  2. "Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет" Л.Д. Глазыриной;
  3. О.Н. Моргунова "Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ";
  4. О.В. Козырева "Лечебная физкультура для дошкольников"; Программа "Здоровье" В.Г. Алямовская;
  5. Т.С.Никанорова. Е.М.Сергиенко "Здоровячок" - система оздоравливания дошкольников.
  6. Г. К. Зайцев "Твоё здоровье"изд."Детство-пресс" C.П.2002
  7. Т.А. Тарасова ,Л.В. Власова "Здоровый образ жизни изд. Москва Школьная Пресса
  8. Л. Ф. Тихомирова "Уроки здоровья"

Рисунки


aid: 600957