Метод проектов на уроках трудового обучения. 1-й класс

11.07.2011

Каждый учитель стремится найти эффективные приемы обучения, которые гарантировали бы позитивные результаты в образовании учащихся. Именно поэтому в курсе изучения технологии (трудового обучении) я рекомендую использовать метод проектов.

Проект как способ организации педагогического процесса представляет собой поэтапную практическую деятельность по достижению намеченных целей, основанную на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой.

Разрабатывая обоснование проекта, (т.е. осознание зачем и почему надо выполнить этот проект, какова основная задача предстоящей работы) ученики не только привлекают все свои знания и жизненный опыт, но и учатся четко, правильно и красиво выражать свои мысли (идет работа по развитию речи), проводя расчет необходимого материала, учатся правильно считать (закрепляют изучение математического действия), обдумывая использование необходимых для выполнения проекта материалов и экологически обосновывая свой замысел, углубляют знания о богатствах родного края, задумываются об экологических проблемах.

Приведу пример некоторых проектов.

Я разработала урок трудового обучения по теме: «Рельефная аппликация из бумаги. Составление композиции «Зима». Выпуск газеты».

Цель урока: создать условия для развития умения на собственном опыте и опыте других, используя приемы проектного обучения и игровой деятельности.

На данном уроке используется поисковый проект, так как учитель направляет работу учащихся, помогает им выйти из затруднительного положения, но не решает за них проблемы, а лишь предлагает возможные варианты или дает дополнительную информацию.

Для того чтобы уложиться в рамки урока, учащиеся должны иметь опыт работы в группах, уметь совместно ответить на вопрос, иметь общее представление о плакате, рефлексии.

Рассмотрим более подробно особенности деятельности учителя и учащихся на каждом этапе работы над проектом.

I этап. Запуск проекта. На этом этапе дети подготавливают рабочие места, распределяются по группам. Учитель проверяет готовность учащихся, определяет группы. Затем он сосредотачивает внимание учащихся на уроке и наизусть читает стихотворение.

II этап. Актуализация знаний. На этом этапе учитель определяет уровень готовности к поисковой работе, подготавливает учащихся к моменту исследования. Дети перечисляют зимние месяцы (урок проходил перед Новым годом), вспоминают народные приметы, пословицы. Рассказывают, каким они себе представляют зимний месяц, чем пахнет зимой, какие следы можно увидеть зимой в лесу на снегу, как мы распознаем деревья в зимнем лесу. Какие деревья украшают лес зимой? Далее учитель четко формулирует задания для самостоятельной работы.

1) Подумайте, что может произойти с животными леса, если люди вырубят ели?
2) Какую ель лучше нарядить на праздник, живую или искусственную?

III этап. Сообщение цели и темы урока (целеполагание и мотивация). Дети выбирают главного редактора выпускаемой газеты, называют качества личности редактора. Корреспонденты были заранее определены, они занимались сбором информации. Учитель и дети совместно составляют план работы. На этом этапе происходило поэтапное определение путей реализации проекта. Учащиеся выясняют пути достижения цели. Определяют вместе с учителем конечный результат деятельности.

IV этап. Практическая работа. Распределяются обязанности между группами. Все вместе составляют композицию «Зима». Корреспонденты читают статьи. Готовые изделия прикрепляются на лист ватмана.

V этап. Проверка и оценка результатов. Защита проекта. Все дети защищают проект (газету), рецензируют. Дети отвечают на вопросы, поставленные в начале урока.

VI этап. Подведение итогов. Рефлексия (самооценка результатов деятельности). Учитель задает вопросы: Что показалось вам интересным? Что было сложно для вас? Чему мы научились сегодня? Какое главное дело мы сделали?

Тема:
Объект труда:
Цель:

Задачи:

 

 

I. Организационное начало:

 

 

 

 

 

II. Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Сообщение темы и цели урока.

 

IV. Осознание и осмысление учебного материала. Поэтапное определение путей реализации проекта

 

 

 

 

 

V. Практическая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Проверка и оценка результатов. Защита проекта.

 

VII. Подведение итогов. Рефлексия

Выпуск газеты. Составление композиции «Зима».
Композиция «Зима» (рельефная аппликация из бумаги).
Создать условия для развития умения учиться на собственном опыте  и опыте других, используя приемы проектного обучения и игровой деятельности.
– Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их.
– Создать условия для повторения и обобщения знаний и умений по технологии оригами, развивать навыки сгибания бумаги.
– Развивать речь, внимание, мышление, память.
– Воспитывать эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность, чувство взаимопомощи, воспитывать любовь к окружающему миру.

Запуск проекта.

Учитель наизусть читает стихотворение.
У наших зим – особенная прелесть.
Под вечер успокоится пурга
И хлынет свет, как будто загорелись
Закатом подожженные снега.
Сидит ворона на дубу жар-птицей.
Стоят оградой терема-леса,
И кажется: вот-вот начнут твориться,
Как в мудрой русской сказке чудеса

Н. Рыленков

На дворе зима.
Сколько месяцев зимой (Три).
Перечислите (Декабрь, январь, февраль).
Как в старину называли месяц декабрь? (Лютень, студень, ледостав).
Какую пословицу про месяц декабрь знаете?
Примерные ответы.
(Декабрь год кончает, зиму начинает. Декабрь гвоздит, мостит, приколачивает.)
Давайте приклеим к нашему цветку-годовику еще три лепестка.
Какого цвета они должны быть? (Белого).

Закроите глаза.

Представьте, что мы пришли в зимний лес. Слушаем зиму: тишина, тишина, тишина. Лес спит. Иногда слышно, как снег охапками падает с веток. Хруст-хруст – это прошли в поисках лакомых веток рябины лосиха с лосенком. Тук-тук-тук – слышно, как трудится дятел, лесной санитар. Пи-пи-пи – тоненько попискивают под снегом мыши в поисках корма. Ци-ци-ци – холодно и голодно. Почему мы не улетели на юг, как другие птицы? – словно спрашивает молодая синичка. Пень-пень трр – нам и здесь хорошо. Полетим к кормушке, там ребята положили семечки и несоленое сало, – отвечает ей взрослая птица. И снова тихо в лесу.

Откройте глазки.

Расскажите, каким вы себе представили зимний лес?

Примерные ответы. (Тихо в лесу. Падают снежинки. Сосны, ели оделись в тяжелые снеговые шубы. Пни нахлобучили белоснежные шапки. Деревья, будто лесные богатыри. Тонким льдом покрылись речки. Притихла, уснула как в сказке).

– Кто скажет, чем пахнет зима? (Морозной свежестью, снегом, елкой).
– Что можно увидеть в лесу на снегу? (Следы животных и птиц).
– Как мы распознаем деревья в зимнем лесу? (Березу по стволу (такой ствол только у нее) и по сережкам.
– Как узнаем дуб? (Это дерево могучее, с шероховатой корой и кое-где на всю зиму сохранились темные сухие листья).
– По каким признакам узнаете рябину? (По гроздьям красных ягод).
– А какие деревья украшают зимой?
– Отгадайте!

Стоят дома высотные,
Этажи несчетные,
Шпили колючие,
Под тучами могучими.

– Это ель, ее знают и любят все.
Подумайте, что может произойти с животными леса, если люди вырубят ели?
Какую ель лучше нарядить на праздник, живую или искусственную?
Постараемся ответить на эти вопросы в конце урока.

Физминутка

Сегодня урок труда необычный. На уроке труда мы все вместе выпустим газету. Вы, наверное, читаете газеты. Какие газеты вы знаете?
У каждой газеты есть свое название.
Как вы думаете, о чем будет наша газета? (О зиме).
Какое название можно дать нашей газете? («Зимний лес», «Зимние чудеса»).

Для того чтобы выпустить газету, нам нужно выбрать самого главного человека – редактора. Как вы думаете, каким должен быть редактор газеты? Это должен быть умный, хорошо читающий, знающий, интересующийся всем, что происходит вокруг, человек. Предложите, кого бы вы хотели выбрать? А статьи в газету пишут корреспонденты. Корреспонденты у нас уже давно занялись сбором информации, обработали их и подготовили статьи.
– Уважаемый редактор!
С чего начнем? (Нужно украсить газету).
Сегодня на уроке труда мы все вместе составим композицию «Зима». Это будет зимняя фотография в нашей газете.
Композиция – сочинения, размещение различных предметов на листе бумаги.
Скажите, что мы умеем делать из бумаги на зимнюю тему?
– Умеем вырезать снежинки.
– Умеем делать елку.
– Умеем делать снегиря.
– Умеем делать лису.
– Умеем делать зайца.

Все наши умения соберем в одно целое и составим композицию.
Давайте распределим обязанности между группами.
Приходит редактор на помощь. Чем займется 1 группа?
– 1 группа делает зимующих птиц (Редактор раздает технологические карты);
– 2 группа вырезает снежинки;
– 3 группа делает елку;
– 4 группа делает лису;
– 5 группа делает зайца;
– 6 группа делает елку.
Все вместе составляем композицию «Зима». Дети выносят готовые изделия и с помощью учителя прикрепляют на лист ватмана.

Физкультминутка «Зайка»

Учитель обращается к редактору.
– Газету украсили. Что будем делать дальше?
Редактор: Прослушаем статьи, которые подготовили наши корреспонденты!
– Как ты назвала свою статью?
Ирина («Ель»).
Лена («Это интересно»).
Женя («Как помогает ель птицам и животным зимой»).
Юля («Свиристель»).
Костя («Синичка-московка»).
Все дети защищают проект (газету).

Какая газета получилась?
Как вы думаете, интересная газета получилась?
Любой человек может подойти и узнать много интересного о еле, зимующих птицах, может любоваться нашей композицией.

Ответим на вопросы, поставленные в начале урока.

Чему мы научились на уроке?
Что показалось вам интересным?
Что было сложно для вас?
Какое главное дело мы сделали?

Каждый учитель стремится найти эффективные приемы обучения, которые гарантировали бы позитивные результаты в образовании учащихся. Именно поэтому в курсе изучения технологии (трудового обучении) я рекомендую использовать метод проектов.

Проект как способ организации педагогического процесса представляет собой поэтапную практическую деятельность по достижению намеченных целей, основанную на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой.

Разрабатывая обоснование проекта, (т.е. осознание зачем и почему надо выполнить этот проект, какова основная задача предстоящей работы) ученики не только привлекают все свои знания и жизненный опыт, но и учатся четко, правильно и красиво выражать свои мысли (идет работа по развитию речи), проводя расчет необходимого материала, учатся правильно считать (закрепляют изучение математического действия), обдумывая использование необходимых для выполнения проекта материалов и экологически обосновывая свой замысел, углубляют знания о богатствах родного края, задумываются об экологических проблемах.

Приведу пример некоторых проектов.

Я разработала урок трудового обучения по теме: «Рельефная аппликация из бумаги. Составление композиции «Зима». Выпуск газеты».

Цель урока: создать условия для развития умения на собственном опыте и опыте других, используя приемы проектного обучения и игровой деятельности.

На данном уроке используется поисковый проект, так как учитель направляет работу учащихся, помогает им выйти из затруднительного положения, но не решает за них проблемы, а лишь предлагает возможные варианты или дает дополнительную информацию.

Для того чтобы уложиться в рамки урока, учащиеся должны иметь опыт работы в группах, уметь совместно ответить на вопрос, иметь общее представление о плакате, рефлексии.

Рассмотрим более подробно особенности деятельности учителя и учащихся на каждом этапе работы над проектом.

I этап. Запуск проекта. На этом этапе дети подготавливают рабочие места, распределяются по группам. Учитель проверяет готовность учащихся, определяет группы. Затем он сосредотачивает внимание учащихся на уроке и наизусть читает стихотворение.

II этап. Актуализация знаний. На этом этапе учитель определяет уровень готовности к поисковой работе, подготавливает учащихся к моменту исследования. Дети перечисляют зимние месяцы (урок проходил перед Новым годом), вспоминают народные приметы, пословицы. Рассказывают, каким они себе представляют зимний месяц, чем пахнет зимой, какие следы можно увидеть зимой в лесу на снегу, как мы распознаем деревья в зимнем лесу. Какие деревья украшают лес зимой? Далее учитель четко формулирует задания для самостоятельной работы.

1) Подумайте, что может произойти с животными леса, если люди вырубят ели?
2) Какую ель лучше нарядить на праздник, живую или искусственную?

III этап. Сообщение цели и темы урока (целеполагание и мотивация). Дети выбирают главного редактора выпускаемой газеты, называют качества личности редактора. Корреспонденты были заранее определены, они занимались сбором информации. Учитель и дети совместно составляют план работы. На этом этапе происходило поэтапное определение путей реализации проекта. Учащиеся выясняют пути достижения цели. Определяют вместе с учителем конечный результат деятельности.

IV этап. Практическая работа. Распределяются обязанности между группами. Все вместе составляют композицию «Зима». Корреспонденты читают статьи. Готовые изделия прикрепляются на лист ватмана.

V этап. Проверка и оценка результатов. Защита проекта. Все дети защищают проект (газету), рецензируют. Дети отвечают на вопросы, поставленные в начале урока.

VI этап. Подведение итогов. Рефлексия (самооценка результатов деятельности). Учитель задает вопросы: Что показалось вам интересным? Что было сложно для вас? Чему мы научились сегодня? Какое главное дело мы сделали?

Тема:
Объект труда:
Цель:

Задачи:

 

 

I. Организационное начало:

 

 

 

 

 

II. Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Сообщение темы и цели урока.

 

IV. Осознание и осмысление учебного материала. Поэтапное определение путей реализации проекта

 

 

 

 

 

V. Практическая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Проверка и оценка результатов. Защита проекта.

 

VII. Подведение итогов. Рефлексия

Выпуск газеты. Составление композиции «Зима».
Композиция «Зима» (рельефная аппликация из бумаги).
Создать условия для развития умения учиться на собственном опыте  и опыте других, используя приемы проектного обучения и игровой деятельности.
– Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их.
– Создать условия для повторения и обобщения знаний и умений по технологии оригами, развивать навыки сгибания бумаги.
– Развивать речь, внимание, мышление, память.
– Воспитывать эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность, чувство взаимопомощи, воспитывать любовь к окружающему миру.

Запуск проекта.

Учитель наизусть читает стихотворение.
У наших зим – особенная прелесть.
Под вечер успокоится пурга
И хлынет свет, как будто загорелись
Закатом подожженные снега.
Сидит ворона на дубу жар-птицей.
Стоят оградой терема-леса,
И кажется: вот-вот начнут твориться,
Как в мудрой русской сказке чудеса

Н. Рыленков

На дворе зима.
Сколько месяцев зимой (Три).
Перечислите (Декабрь, январь, февраль).
Как в старину называли месяц декабрь? (Лютень, студень, ледостав).
Какую пословицу про месяц декабрь знаете?
Примерные ответы.
(Декабрь год кончает, зиму начинает. Декабрь гвоздит, мостит, приколачивает.)
Давайте приклеим к нашему цветку-годовику еще три лепестка.
Какого цвета они должны быть? (Белого).

Закроите глаза.

Представьте, что мы пришли в зимний лес. Слушаем зиму: тишина, тишина, тишина. Лес спит. Иногда слышно, как снег охапками падает с веток. Хруст-хруст – это прошли в поисках лакомых веток рябины лосиха с лосенком. Тук-тук-тук – слышно, как трудится дятел, лесной санитар. Пи-пи-пи – тоненько попискивают под снегом мыши в поисках корма. Ци-ци-ци – холодно и голодно. Почему мы не улетели на юг, как другие птицы? – словно спрашивает молодая синичка. Пень-пень трр – нам и здесь хорошо. Полетим к кормушке, там ребята положили семечки и несоленое сало, – отвечает ей взрослая птица. И снова тихо в лесу.

Откройте глазки.

Расскажите, каким вы себе представили зимний лес?

Примерные ответы. (Тихо в лесу. Падают снежинки. Сосны, ели оделись в тяжелые снеговые шубы. Пни нахлобучили белоснежные шапки. Деревья, будто лесные богатыри. Тонким льдом покрылись речки. Притихла, уснула как в сказке).

– Кто скажет, чем пахнет зима? (Морозной свежестью, снегом, елкой).
– Что можно увидеть в лесу на снегу? (Следы животных и птиц).
– Как мы распознаем деревья в зимнем лесу? (Березу по стволу (такой ствол только у нее) и по сережкам.
– Как узнаем дуб? (Это дерево могучее, с шероховатой корой и кое-где на всю зиму сохранились темные сухие листья).
– По каким признакам узнаете рябину? (По гроздьям красных ягод).
– А какие деревья украшают зимой?
– Отгадайте!

Стоят дома высотные,
Этажи несчетные,
Шпили колючие,
Под тучами могучими.

– Это ель, ее знают и любят все.
Подумайте, что может произойти с животными леса, если люди вырубят ели?
Какую ель лучше нарядить на праздник, живую или искусственную?
Постараемся ответить на эти вопросы в конце урока.

Физминутка

Сегодня урок труда необычный. На уроке труда мы все вместе выпустим газету. Вы, наверное, читаете газеты. Какие газеты вы знаете?
У каждой газеты есть свое название.
Как вы думаете, о чем будет наша газета? (О зиме).
Какое название можно дать нашей газете? («Зимний лес», «Зимние чудеса»).

Для того чтобы выпустить газету, нам нужно выбрать самого главного человека – редактора. Как вы думаете, каким должен быть редактор газеты? Это должен быть умный, хорошо читающий, знающий, интересующийся всем, что происходит вокруг, человек. Предложите, кого бы вы хотели выбрать? А статьи в газету пишут корреспонденты. Корреспонденты у нас уже давно занялись сбором информации, обработали их и подготовили статьи.
– Уважаемый редактор!
С чего начнем? (Нужно украсить газету).
Сегодня на уроке труда мы все вместе составим композицию «Зима». Это будет зимняя фотография в нашей газете.
Композиция – сочинения, размещение различных предметов на листе бумаги.
Скажите, что мы умеем делать из бумаги на зимнюю тему?
– Умеем вырезать снежинки.
– Умеем делать елку.
– Умеем делать снегиря.
– Умеем делать лису.
– Умеем делать зайца.

Все наши умения соберем в одно целое и составим композицию.
Давайте распределим обязанности между группами.
Приходит редактор на помощь. Чем займется 1 группа?
– 1 группа делает зимующих птиц (Редактор раздает технологические карты);
– 2 группа вырезает снежинки;
– 3 группа делает елку;
– 4 группа делает лису;
– 5 группа делает зайца;
– 6 группа делает елку.
Все вместе составляем композицию «Зима». Дети выносят готовые изделия и с помощью учителя прикрепляют на лист ватмана.

Физкультминутка «Зайка»

Учитель обращается к редактору.
– Газету украсили. Что будем делать дальше?
Редактор: Прослушаем статьи, которые подготовили наши корреспонденты!
– Как ты назвала свою статью?
Ирина («Ель»).
Лена («Это интересно»).
Женя («Как помогает ель птицам и животным зимой»).
Юля («Свиристель»).
Костя («Синичка-московка»).
Все дети защищают проект (газету).

Какая газета получилась?
Как вы думаете, интересная газета получилась?
Любой человек может подойти и узнать много интересного о еле, зимующих птицах, может любоваться нашей композицией.

Ответим на вопросы, поставленные в начале урока.

Чему мы научились на уроке?
Что показалось вам интересным?
Что было сложно для вас?
Какое главное дело мы сделали?

Каждый учитель стремится найти эффективные приемы обучения, которые гарантировали бы позитивные результаты в образовании учащихся. Именно поэтому в курсе изучения технологии (трудового обучении) я рекомендую использовать метод проектов.

Проект как способ организации педагогического процесса представляет собой поэтапную практическую деятельность по достижению намеченных целей, основанную на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой.

Разрабатывая обоснование проекта, (т.е. осознание зачем и почему надо выполнить этот проект, какова основная задача предстоящей работы) ученики не только привлекают все свои знания и жизненный опыт, но и учатся четко, правильно и красиво выражать свои мысли (идет работа по развитию речи), проводя расчет необходимого материала, учатся правильно считать (закрепляют изучение математического действия), обдумывая использование необходимых для выполнения проекта материалов и экологически обосновывая свой замысел, углубляют знания о богатствах родного края, задумываются об экологических проблемах.

Приведу пример некоторых проектов.

Я разработала урок трудового обучения по теме: «Рельефная аппликация из бумаги. Составление композиции «Зима». Выпуск газеты».

Цель урока: создать условия для развития умения на собственном опыте и опыте других, используя приемы проектного обучения и игровой деятельности.

На данном уроке используется поисковый проект, так как учитель направляет работу учащихся, помогает им выйти из затруднительного положения, но не решает за них проблемы, а лишь предлагает возможные варианты или дает дополнительную информацию.

Для того чтобы уложиться в рамки урока, учащиеся должны иметь опыт работы в группах, уметь совместно ответить на вопрос, иметь общее представление о плакате, рефлексии.

Рассмотрим более подробно особенности деятельности учителя и учащихся на каждом этапе работы над проектом.

I этап. Запуск проекта. На этом этапе дети подготавливают рабочие места, распределяются по группам. Учитель проверяет готовность учащихся, определяет группы. Затем он сосредотачивает внимание учащихся на уроке и наизусть читает стихотворение.

II этап. Актуализация знаний. На этом этапе учитель определяет уровень готовности к поисковой работе, подготавливает учащихся к моменту исследования. Дети перечисляют зимние месяцы (урок проходил перед Новым годом), вспоминают народные приметы, пословицы. Рассказывают, каким они себе представляют зимний месяц, чем пахнет зимой, какие следы можно увидеть зимой в лесу на снегу, как мы распознаем деревья в зимнем лесу. Какие деревья украшают лес зимой? Далее учитель четко формулирует задания для самостоятельной работы.

1) Подумайте, что может произойти с животными леса, если люди вырубят ели?
2) Какую ель лучше нарядить на праздник, живую или искусственную?

III этап. Сообщение цели и темы урока (целеполагание и мотивация). Дети выбирают главного редактора выпускаемой газеты, называют качества личности редактора. Корреспонденты были заранее определены, они занимались сбором информации. Учитель и дети совместно составляют план работы. На этом этапе происходило поэтапное определение путей реализации проекта. Учащиеся выясняют пути достижения цели. Определяют вместе с учителем конечный результат деятельности.

IV этап. Практическая работа. Распределяются обязанности между группами. Все вместе составляют композицию «Зима». Корреспонденты читают статьи. Готовые изделия прикрепляются на лист ватмана.

V этап. Проверка и оценка результатов. Защита проекта. Все дети защищают проект (газету), рецензируют. Дети отвечают на вопросы, поставленные в начале урока.

VI этап. Подведение итогов. Рефлексия (самооценка результатов деятельности). Учитель задает вопросы: Что показалось вам интересным? Что было сложно для вас? Чему мы научились сегодня? Какое главное дело мы сделали?

Тема:
Объект труда:
Цель:

Задачи:

 

 

I. Организационное начало:

 

 

 

 

 

II. Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Сообщение темы и цели урока.

 

IV. Осознание и осмысление учебного материала. Поэтапное определение путей реализации проекта

 

 

 

 

 

V. Практическая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Проверка и оценка результатов. Защита проекта.

 

VII. Подведение итогов. Рефлексия

Выпуск газеты. Составление композиции «Зима».
Композиция «Зима» (рельефная аппликация из бумаги).
Создать условия для развития умения учиться на собственном опыте  и опыте других, используя приемы проектного обучения и игровой деятельности.
– Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их.
– Создать условия для повторения и обобщения знаний и умений по технологии оригами, развивать навыки сгибания бумаги.
– Развивать речь, внимание, мышление, память.
– Воспитывать эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность, чувство взаимопомощи, воспитывать любовь к окружающему миру.

Запуск проекта.

Учитель наизусть читает стихотворение.
У наших зим – особенная прелесть.
Под вечер успокоится пурга
И хлынет свет, как будто загорелись
Закатом подожженные снега.
Сидит ворона на дубу жар-птицей.
Стоят оградой терема-леса,
И кажется: вот-вот начнут твориться,
Как в мудрой русской сказке чудеса

Н. Рыленков

На дворе зима.
Сколько месяцев зимой (Три).
Перечислите (Декабрь, январь, февраль).
Как в старину называли месяц декабрь? (Лютень, студень, ледостав).
Какую пословицу про месяц декабрь знаете?
Примерные ответы.
(Декабрь год кончает, зиму начинает. Декабрь гвоздит, мостит, приколачивает.)
Давайте приклеим к нашему цветку-годовику еще три лепестка.
Какого цвета они должны быть? (Белого).

Закроите глаза.

Представьте, что мы пришли в зимний лес. Слушаем зиму: тишина, тишина, тишина. Лес спит. Иногда слышно, как снег охапками падает с веток. Хруст-хруст – это прошли в поисках лакомых веток рябины лосиха с лосенком. Тук-тук-тук – слышно, как трудится дятел, лесной санитар. Пи-пи-пи – тоненько попискивают под снегом мыши в поисках корма. Ци-ци-ци – холодно и голодно. Почему мы не улетели на юг, как другие птицы? – словно спрашивает молодая синичка. Пень-пень трр – нам и здесь хорошо. Полетим к кормушке, там ребята положили семечки и несоленое сало, – отвечает ей взрослая птица. И снова тихо в лесу.

Откройте глазки.

Расскажите, каким вы себе представили зимний лес?

Примерные ответы. (Тихо в лесу. Падают снежинки. Сосны, ели оделись в тяжелые снеговые шубы. Пни нахлобучили белоснежные шапки. Деревья, будто лесные богатыри. Тонким льдом покрылись речки. Притихла, уснула как в сказке).

– Кто скажет, чем пахнет зима? (Морозной свежестью, снегом, елкой).
– Что можно увидеть в лесу на снегу? (Следы животных и птиц).
– Как мы распознаем деревья в зимнем лесу? (Березу по стволу (такой ствол только у нее) и по сережкам.
– Как узнаем дуб? (Это дерево могучее, с шероховатой корой и кое-где на всю зиму сохранились темные сухие листья).
– По каким признакам узнаете рябину? (По гроздьям красных ягод).
– А какие деревья украшают зимой?
– Отгадайте!

Стоят дома высотные,
Этажи несчетные,
Шпили колючие,
Под тучами могучими.

– Это ель, ее знают и любят все.
Подумайте, что может произойти с животными леса, если люди вырубят ели?
Какую ель лучше нарядить на праздник, живую или искусственную?
Постараемся ответить на эти вопросы в конце урока.

Физминутка

Сегодня урок труда необычный. На уроке труда мы все вместе выпустим газету. Вы, наверное, читаете газеты. Какие газеты вы знаете?
У каждой газеты есть свое название.
Как вы думаете, о чем будет наша газета? (О зиме).
Какое название можно дать нашей газете? («Зимний лес», «Зимние чудеса»).

Для того чтобы выпустить газету, нам нужно выбрать самого главного человека – редактора. Как вы думаете, каким должен быть редактор газеты? Это должен быть умный, хорошо читающий, знающий, интересующийся всем, что происходит вокруг, человек. Предложите, кого бы вы хотели выбрать? А статьи в газету пишут корреспонденты. Корреспонденты у нас уже давно занялись сбором информации, обработали их и подготовили статьи.
– Уважаемый редактор!
С чего начнем? (Нужно украсить газету).
Сегодня на уроке труда мы все вместе составим композицию «Зима». Это будет зимняя фотография в нашей газете.
Композиция – сочинения, размещение различных предметов на листе бумаги.
Скажите, что мы умеем делать из бумаги на зимнюю тему?
– Умеем вырезать снежинки.
– Умеем делать елку.
– Умеем делать снегиря.
– Умеем делать лису.
– Умеем делать зайца.

Все наши умения соберем в одно целое и составим композицию.
Давайте распределим обязанности между группами.
Приходит редактор на помощь. Чем займется 1 группа?
– 1 группа делает зимующих птиц (Редактор раздает технологические карты);
– 2 группа вырезает снежинки;
– 3 группа делает елку;
– 4 группа делает лису;
– 5 группа делает зайца;
– 6 группа делает елку.
Все вместе составляем композицию «Зима». Дети выносят готовые изделия и с помощью учителя прикрепляют на лист ватмана.

Физкультминутка «Зайка»

Учитель обращается к редактору.
– Газету украсили. Что будем делать дальше?
Редактор: Прослушаем статьи, которые подготовили наши корреспонденты!
– Как ты назвала свою статью?
Ирина («Ель»).
Лена («Это интересно»).
Женя («Как помогает ель птицам и животным зимой»).
Юля («Свиристель»).
Костя («Синичка-московка»).
Все дети защищают проект (газету).

Какая газета получилась?
Как вы думаете, интересная газета получилась?
Любой человек может подойти и узнать много интересного о еле, зимующих птицах, может любоваться нашей композицией.

Ответим на вопросы, поставленные в начале урока.

Чему мы научились на уроке?
Что показалось вам интересным?
Что было сложно для вас?
Какое главное дело мы сделали?


aid: 600600