Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка
“Люди, которые плохо владеют речью, имеют некоторое право упрекнуть своё учебное заведение за то, что оно не научило их пользоваться тем оружием, которое оказывается более всего нужным”, – можно сказать, что в этих словах лингвиста и методиста XX века В.И. Чернышева сформулирована проблема, разрешить которую, отправляясь на урок, стремится каждый учитель русского языка.
Конечно, в первую очередь, мы “развиваем речь” учеников на занятиях по развитию речи. Именно эти уроки призваны сформировать основные коммуникативные умения, необходимые будущим выпускникам. Центральным в программе работы по развитию связной речи является понятие текста, поэтому целенаправленно отрабатываются различные формы работы с текстом (определение темы, проблемы и проблематики, выявление способов связи предложений в тексте, различение стилей и типов речи и т.д.)
А что же нужно делать, чтобы поддержать стремление детей к самовыражению через словотворчество, развить в них дар слова?
Прежде всего, считает известный методист и автор учебников по русскому языку Т.А. Ладыженская, необходимо предоставлять детям возможность свободно говорить и писать о том, что им интересно, “писать искренно, с уверенностью, что их поймут” [1]. А для этого нужно, чтобы маленький коллектив жил в атмосфере взаимного интереса, в атмосфере доверия. Источником создания этой атмосферы, безусловно, выступает учитель как один из участников общения – тем, как он ставит вопрос для обсуждения, как воспринимает разные мнения, насколько деликатно выражает свою точку зрения, оценивает высказывания детей…
К тому же основой словесного творчества является мировоззрение ребёнка и, конечно, его глубина. И тут на помощь педагогу придут не только уроки литературы (которые по сути своей призваны расширять кругозор ребят, раздвигать рамки их, пока ещё небольшого, мира), но и обыкновенные “рабочие” уроки русского языка, основанные на материале духовно-нравственного, историко-культурного, социального характера.
В качестве примера предлагаю материал из опыта своей работы.
Разработка урока по русскому языку в
6-м классе по теме
“Систематизация и повторение изученного по теме
“Местоимение”.
(2 часа)
Название урока: “История русской азбуки” (урок сопровождается презентацией в формате SMART NOTEBOOK (Приложение 1) и организуется при помощи инструментов интерактивной доски).
Ход урока
1. Эмоциональная зарядка. Актуализация знаний
Учитель: Сегодня нашу встречу мы начнём стихами русского писателя и поэта, историка Константина Аксакова. Внимательно вслушайтесь в эти строки:
Ты – чудо из Божьих чудес.
Ты – мысли светильник и пламя.
Ты – луч нам на землю с небес,
Ты – нам человечества знамя.
Ты – гонишь невежества ложь,
Ты – вечною жизнию ново.
Ты – к свету, ты к правде ведешь,
Свободное Слово…
Во время чтения звучит музыка: А.Бородин Симфония № 2 си минор “Богатырская” [4])
– Как вы понимаете это выражение – “свободное слово”? (Пока ребята высказывают свои предположения, один из учеников, пользуясь “Толковым словарём” Сергея Ивановича Ожегова, ищет словарную статью “Слово” (Приложение 2) и затем раскрывает многозначность данного понятия).
Учитель: Обратите внимание: почти все значения можно объединить понятием “речь”.
– Почему же слово названо “свободным”?
– Можно ли возможность беспрепятственно высказываться, говорить, что хочешь, считать чудом Божиим, светильником мысли (часто такая речь превращается в бессмысленную болтовню)?
Вывод: “свободное слово” – это не любая речь, а умение грамотно, богато, вдохновенно говорить.
– Что же помогает нам постигать умение так высказываться?
Учёба. А любая учёба (вспомните 1 класс) начинается с азбуки.
– А с чего же началась азбука? Когда и как она появилась? Чем интересна её история?
На эти вопросы мы будем искать ответы в течение нашего занятия. К тому же сегодня необычный день: 24 мая – день рождения нашей славянской азбуки.
(Запись в тетради: число, классная работа)
Просмотр фрагмента учебного фильма “Из
истории русской письменности” (первые 3 минуты)
[3]
– Ребята, посмотрите на необычное строение стихотворения. В чём его необычность? (Стихотворения построено на анафоре – единоначатии каждой строки)
– Какой эффект создаёт использование этого приёма? (Выделение главной мысли, связь предложений в тексте, создание эффекта обращения к каждому из слушателей)
– Какая часть речи помогает в создании таких художественных эффектов? (Местоимение)
– В чём состоит особенность местоимения как части речи? (Местоимения употребляются вместо имени: существительного, прилагательного, числительного)
– Теперь мы можем сформулировать цель нашего занятия: повторить грамматические признаки местоимений как части речи и особенности их употребления.
2. Создание проблемной ситуации
Учитель: В предварительной беседе я не случайно употребляла местоимение МЫ, так как на сегодняшнем занятии вы, ребята, вместе со мной будете полноправными организаторами урока. Мы разделились на группы: 1 группа – экскурсоводы. На основе полученного материала каждый экскурсовод должен подготовить публичное выступление перед слушателями (Приложение 3)
– Каковы задачи публичного выступления? (Вызвать интерес к теме и проблемам выступления, воздействовать на слушателя)
– Что должны сделать экскурсоводы, чтобы превратить теоретический материал в публичное выступление? (Добавить в данный материал приёмы публичного выступления: приветствие, риторические вопросы, призыв или пожелание, слова благодарности; эмоционально интерпретировать материал).
– Все остальные группы учащихся будут теоретиками. Каждая группа получит карточку с предложением и заданием к нему (Приложение 4)
3. Поиск путей решения проблемы. Применение знаний на практике
Выступление первого экскурсовода “Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки”.
Работа с иллюстрациями.
– Ребята, что символизирует факел в руках Мефодия? (рисунок 1) (Братья просветили славянский народ, подарили ему возможность познания).
1 группа теоретиков работала над этим заданием. Какое местоимение нашли в предложении ребята?
Ответ ученика из 1 группы : рассказ о вопросительных местоимениях и их грамматических особенностях.
– Как вы думаете, почему Кирилл изображён с азбукой, а Мефодий с книгой? (рисунок 2) (Азбука – основа дальнейшего учения, книга – путь к познанию мира).
Книга – всегда была предметом истинного поклонения, образованные люди были уважаемы в народе. Об этом нам говорят и русские пословицы.
Задание: По вопросу определите пословицу, запишите её.
Что написано пером? Что написано пером, не вырубишь топором.
– Одинаковые ли местоимения употребляются в данных предложениях? Аргументируйте свою точку зрения. Чем вопросительные местоимения отличаются от относительных? Постройте схему предложения-пословицы.
Кому не пропасть? Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
– Какое местоимение употребляется в предложении– пословице, кроме относительного?
2 группа теоретиков работала с данным предложением. Каково значение и особенность употребления указательных местоимений? Ответ ученика из 2 группы. Постройте схему предложения-пословицы.
Сколько получишь? Сколько поучишь, столько и получишь.
– Какое местоимение в пословице является относительным, а какое указательным? Какую роль они выполняют? Как это отразить на схеме?
Задание: работа с выражением из летописи.
“Се было чудное мгновенье!!. Глухие стали слышать, а немые стали говорить, ибо до сего времени славяне были как глухие и немые”.
– О каком времени идёт речь? Почему говорится, что до этого времени славяне были как глухие и немые?
– Есть ли в предложении указательное местоимение? Почему вопрос вызывает затруднение? (это устаревшее местоимение сей(сего) Выпишите данное местоимение. Какому современному местоимению оно соответствует? (этот (этого)
Вспомните слова и выражения, в состав которых входит это устаревшее местоимение в различных его формах. Запишите их. (Сегодня, сию минуту, ни с того ни с сего, ни то ни се, до сих пор).
Учитель: Азбука для славян, действительно, была дивным подарком. Что же представляла собой первая азбука?
Выступление второго экскурсовода “Азбука – послание славянам”.
Учитель: Запись названий всех букв
составляет азбучное Послание:
Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело,
земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои.
Рцы слово твердо – укъ фъретъ херъ. Цы, черве, шта
ъра юсъ яти!
Современный перевод Послания:
Я знаю буквы:
Письмо – это достояние.
Трудитесь усердно, земляне,
Как подобает разумным людям –
Постигайте мироздание!
Несите слово убеждённо –
Знание – дар Божий!
Дерзайте, вникайте, чтобы
Сущего свет постичь!
– Как выдумаете, это послание относится только к древним славянам или к нам тоже?
Учитель: Вот раскрылась и ещё одна загадка славянской азбуки. Это не просто буквы, помогающие складывать слова, это послание из глубины веков.
В эпоху Петра I, а также вначале 20 века азбука претерпела изменения: были исключены буквы “пси”, “омега”, “ять”, “ижица”, “фита”, “ер” в конце слова.
До изгнания из азбуки букву “ять” называли
“буквой-страшилищем”, “буквой-пугалом”, так
как она затрудняла правописание и приносила
(особенно школьникам) много огорчений. Почему? Да
потому, что буквы
и е
обозначали одинаковый звук. Возьмем слова: вечер
и ветер. В слове вечер писали е, а в
слове ветер –
.
Приходилось механически изучать правила “на
ять”. Ошибки “на ять” считались самыми
страшными. С тех пор в русском языке закрепилось
выражение “Знать на ять”. “Ижица” по своему
написанию чем-то напоминала перевернутый кнут.
Отсюда пошло выражение “прописать ижицу”.
Буква “ер” (ъ), так называемый твердый
знак, сейчас считается полезной буквой. Она
выполняет всегда одну и ту же скромную роль:
отделяет согласную приставки от гласной. А до
реформы 1917–1918 годов эта буква писалась в конце
слов после твердых согласных. Букву “ер”
называли “бездельником”, “лодырем”,
“разбойником”, “дармоедом”, “кровососом” и
другими подобными словами. Буква “ер” на конце
слов пожирала более 8% времени и бумаги. Давно
забытая буква “фита” (
)
и хорошо знакомая нам буква ф – “ферт” –
передавали один и тот же звук, изначально, кстати,
несвойственный русскому языку; когда-то обе
буквы попали в старославянский язык из
греческого вместо со словами, в которых они
встречались. Фита встречалась намного реже,
поэтому была изъята за ненадобностью.
А название буквы ферт мы до сих пор встречаем в
выражении “ходить фертом”.
Задание: запишите данные выражения, растолкуйте их значения.
– Какое значение: прямое или переносное они имеют? Как называются устойчивые сочетания с переносным значением?
– Узнайте фразеологизмы по картинкам (“ни
себе ни людям” – рисунок 3,
“выдавать себя с головой” – рисунок
4, “развязать себе руки” – рисунок 5). Все загаданные
фразеологизмы употребляются с местоимением
одного разряда. А какого, нам расскажет 3 группа
теоретиков.
Ответ ученика 3 группы: возвратное
местоимение и его грамматические особенности.
Итак, все зашифрованные фразеологизмы употребляются с возвратным местоимением себя. Запишите эти фразеологизмы. Растолкуйте их. Какие ещё устойчивые сочетания с местоимением себя вы знаете?
Чтобы овладеть азбукой, ученикам приходилось брать себя в руки, быть усидчивыми, стараться не выходить из себя, потому что учение было делом трудным. Как же учились в древнерусской школе?
Выступление третьего экскурсовода “Древнерусская школа”
Учитель: Послушайте отрывок из стихотворения Н. Кончаловской.
Как церковный грамотей в старину учил детей.
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк, –
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголь.
Их учитель для науки
По субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла!
Задание: из выделенного предложения выпишите словосочетания с местоимениями. Можно ли отнести эти местоимения к одному разряду? Докажите свою точку зрения. (учитель (чей?) их – притяжательное местоимение
Порол (кого?) их – личное местоимение, в начальной форме ОН)
Какие разряды местоимений мы с вами ещё не вспомнили?
Ответ ученика 4 группы: рассказ об определительных местоимениях и их грамматических особенностях.
Задание: Ребята, продолжаем решать загадки из истории славянской письменности.
Давным-давно “она” стоила очень дорого. Ее одну можно было обменять на табун коней, стадо коров, на собольи шубы. И дело тут не в каких-либо украшениях, в которые красавицу и умницу наряжали. Одевала она себя только в тисненые кожи, в жемчуга да в каменья драгоценные! Любуясь на нее, люди говорили: “Свет, ты наш! Ничем тебя не заменишь” …
– Что же за диковина такая? (Книга)
– Выпишите из текста загадки все местоимения,
укажите их разряд
(она, её, на неё, тебя – личные; каких-либо – неопределённое; которые – относительное; себя – возвратное; наш – притяжательное; ничем – отрицательное; что – вопросительное; такая – указательное)
Расскажите о правописании личного местоимения “на неё”, отрицательного местоимения “ничем”, неопределённого местоимения “каких-либо”. Когда отрицательные и неопределённые местоимения будут писаться раздельно?
4. Подведение итогов. Рефлексия
– Что мы узнали сегодня на уроке? О чём вспомнили? (Мы вспомнили особенности употребления местоимений, разгадали загадки из истории славянской азбуки)
– В конце нашего занятия мне хотелось бы вновь предложить вам загадку, и, конечно, в ней будут местоимения. Как вы понимаете выражение “Всё во мне. Я во всём”?
Высказывания ребят.
Учитель: История родной страны, достижения предков обогащают ваш внутренний мир, расширяют ваши знания о мире окружающем – “Всё во мне”. Но и каждый из вас, выбрав свою дорогу в жизни, может жить для людей, подарить им свои мысли, чувства, принести пользу – “Я во всём”. Я хотела бы пожелать, чтобы путь этот был для вас счастливым!
5.
Выставление оценок. Домашнее заданиеИспользованные ресурсы:
- Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка. Книга для учителя. М.: “Наука”, 1999. С.163
- Любичева Е.В., Болдырева Л.И., Романенко М.Н. Именные части речи. С.-П.: “ДНК”, 2002
- http://video.yandex.ru Учебная фильмотека. История. Россия в X-XVII веках. Из истории русской письменности.
- http://schoolcollection.edu.ru/catalog/search/ (А. Бородин Симфония №2 си минор "Богатырская")
- http://www.palmira.net/arts/nlr/images/high/back.jpg