Хайрутдинова Маргарита Ильинична

Маргарита Ильинична Хайрутдинова

Место работы:
МБОУ "Гимназия №52" Приволжского района, Казань
Должность:
учитель русского языка и литературы

Темы Открытых уроков автора

  • Урок русского языка по теме "Числительные, обозначающие целые числа". 6-й класс 2014

    Урок основан на традиционных и инновационных ресурсов, дает знания об имени числительном и его употреблении в различных стилях речи, готовит учащихся к выполнению заданий ГИА и ЕГЭ. Презентация с богатым дидактическим и занимательным материалом понадобится в само- и взаимопроверке работ, расширяет информационный и читательский кругозор.

  • Урок русского языка в 9-м классе "Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему. Роль лексики разных стилей и сфер употребления в художественном произведении" 2012

    Компьютерные презентации разработаны по опорным конспектам и алгоритмам. Алгоритмическая структура по односоставным предложениям, составленная коллективно, наполнена строками стихов об осени И.Бунина и Б.Пастернака, лингвистический анализ которых не только верно определяет типы односоставных предложений и делает выводы об их роли в поэтической речи, но и готовит к ЕГЭ и ГИА.

  • "Чтение – вот лучшее учение". Урок по теме "Летописание на Руси" 2010

    Интегрированный урок литературы и библиотечного дела способствует усвоению и углублению знаний учащихся по древнерусской литературе, дает представление о летописании на Руси, вызывает интерес к самой книге через освоение ее основных элементов.

  • Урок русского языка в 7-м классе "Сии глагольные имена…" 2009

    Причастие объединяет в себе признаки глагола и прилагательного. Это свойство заключать "в себе имени и глагола силу" широко используется в художественной литературе. Кроссворд и викторина "Кто? Где? Когда?", поэтическая страничка и распределительный диктант, лингвистические задачи и компьютерная презентация делают урок интересным, готовят учащихся к сдаче ЕГЭ.

  • Урок русского языка в 11-м классе по теме "Авторские знаки препинания. Обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация»" 2009

    В основе урока – компьютерная презентация с богатым дидактическим (теоретические положения учебника, тесты по ЕГЭ) и занимательным материалом (пунктуационные задачи и парадоксы). Лингвистический анализ предложений с учетом отбора и организации выразительных средств синтаксиса и пунктуации в единстве содержания рассказа Бориса Екимова «Ночь исцеления» и его языкового выражения способствует усвоению и углублению знаний учащихся по теме «Предложения с чужой речью», служит подготовкой к написанию сочинения по произведению, содержащему актуальные нравственные проблемы.

  • Урок русского языка в 5-м классе. "Эти многоликие слова" (Обобщающий урок по теме "Лексика") 2008

    В основе урока - компьютерная презентация, которая служит наглядной иллюстрацией и содержит богатый дидактический (кроссворды "Многозначность", "Омоним", "Противопоставление", тесты по ЕГЭ) и занимательный материал (сказка Л.Петрушевской). Методы педагогизации, используемые на уроке (словарный диктант составляет, проводит и проверяет ученик; домашнее сочинение), повышают творческую активность учащихся, приобщают к профессии учителя. Идейный центр урока - слово "Дорога", которая широкими просторами Лексики ведет 5-классников по огромной стране Русского языка.


Работы учеников

Под руководством автора его учениками на фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» были представлены следующие работы:

  • Языковые средства выражения авторской позиции в рассказе Б.Екимова "Ночь исцеления"

    Авторская позиция Бориса Екимова по отношению к героям его рассказа «Ночь исцеления» (бабушке и внуку) отчетливо выражена на различных языковых уровнях: лексическом, словообразовательном (формы субъективной оценки), синтаксическом (экспрессивные конструкции). Путем отбора и организации языкового материала писатель сумел показать процесс исцеления страдающего человека и тем самым определил гуманные традиции русской семьи, в которой все держится на глубоком доверии и ответственности друг за друга.

  • Компьютерный сленг в восприятии гимназиста ХХI века

    В связи с бурным развитием компьютерных технологий в языковой ситуации России начала XXI в. стало заметным явление жаргонизации литературной речи, в частности выделение компьютерного сленга. Этот сленг формируется за счет заимствованной лексики и новых производных слов, становится рабочим инструментом любого пользователя компьютера, несёт в себе дополнительные оттенки не только экспрессивного, но и эмоционального характера, т.е. представляет собой живое уникальное явление современной русской речи.

  • Стилистико-изобразительная и структурно-организационная роль фразеологизмов в интерпретации автора (по рассказу Б.П. Екимова «Ночь исцеления»)

    Фразеологизмы характерны для языка Бориса Екимова, лауреата литературной премии Солженицына «за бьющий в прозе писателя источник живого народного языка», и в то же время индивидуальны. В рассказе «Ночь исцеления» они не только создают художественный образ героев, но и структурно организовывают текст. Фразеологические неологизмы писателя являются одновременно и художественно-стилистическим приемом описания взаимоотношений между героями рассказа, и средством выражения авторской позиции. Цель исследования данного – проследить, как проявляется «источник живого народного языка» на примере употребления фразеологических оборотов в произведении писателя, проанализировать роль конкретных фразеологизмов в организации идейно-композиционной структуры текста рассказа «Ночь исцеления».