Конспект математического занятия с элементами нейроупражнений для старшей группы (5–6 лет)

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшая группа, счет в пределах 7, нейроупражнения


Тема: «Волшебное число 7. Путешествие в страну Математики»

Цель: Закрепление представлений о числе 7 и цифре 7, развитие внимания, памяти, логического мышления и межполушарного взаимодействия.

Задачи:

  • Образовательные: Упражнять в счете в пределах 7, умении соотносить цифру с количеством. Закрепить знание геометрических фигур. Формировать умение составлять число 7 из двух меньших чисел.
  • Развивающие: Развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление, быстроту реакции, мелкую моторику и координацию движений.
  • Воспитательные: Воспитывать умение работать в коллективе, слушать инструкцию, доводить начатое дело до конца.

Материалы и оборудование:

  • Мягкая игрушка или картинка «Гномик с семью шапками».
  • Цифры от 1 до 7 (магнитные или раздаточные).
  • Карточки с изображениями 7 предметов (грибы, цветы, звезды и т.д.).
  • Геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) 7 цветов.
  • «Волшебный мешочек».
  • Колокольчик.
  • Музыка для релаксации.

Ход занятия

1. Организационный момент. Введение в игровую ситуацию

Воспитатель: Здравствуйте, мои юные математики! Сегодня к нам в гости пришел гномик из страны Математики. Его зовут Неделюшка, потому что у него есть семь волшебных шапочек на каждый день недели. Но сегодня он пришел не с пустыми руками, а с интересными играми. Он хочет посмотреть, какие вы внимательные и сообразительные. Вы готовы отправиться в путешествие?

Дети: Да!

2. Основная часть

Игра первая: «Семь сокровищ Гнома» (Нейроигра на развитие слухового внимания и памяти)

Нейропедагогическая цель: Развитие слуховой памяти и произвольного внимания.

Воспитатель: Неделюшка принес свой «волшебный мешочек». Он будет называть предметы, которые кладет в него, а ваша задача — запомнить ровно СЕМЬ сокровищ.

Ход игры

  1. Воспитатель медленно и четко произносит: «Я кладу в мешочек... кольцо, шарик, монетку, жемчужину, изумруд, пуговицу и ракушку».
  2. После этого он задает вопросы: «Сколько всего сокровищ положил гном? Какое сокровище было третьим? А пятым? Назовите сокровище, которое было после третьего. Назови сокровище, которое было перед шестым».
  3. Для проверки воспитатель может «высыпать» воображаемые сокровища, а дети вместе с ним пересчитывают.

Воспитатель: «Вы были очень внимательными! Чтобы запомнить так много, наш мозг хорошо потрудился».

Игра вторая: «Путаница Неделюшки» (Нейроигра на межполушарное взаимодействие)

Нейропедагогическая цель: Активизация работы обоих полушарий мозга, развитие координации и концентрации.

Воспитатель: Ой, кажется, наш гномик перепутал все свои геометрические фигуры! Давайте ему поможем. Но собирать мы их будем особым способом.

Ход игры

На ковре разбросаны геометрические фигуры 7 цветов.

Воспитатель дает команды, которые нужно выполнять одновременно двумя руками:

  1. «Правой рукой возьмите красный треугольник, а левой — синий квадрат».
  2. «Левой рукой дотроньтесь до желтого круга, а правой — до зеленого треугольника».
  3. «Поднимите над головой правой рукой оранжевый квадрат, а левой рукой коснитесь носка правой ноги».
  4. «А теперь соберите и принесите мне любые СЕМЬ фигур, но так, чтобы ни одна фигура не повторялась по цвету и форме!»

Воспитатель: «Молодцы! Ваши руки и мозг работали дружно, как одна команда!»

Игра третья: «Живые цифры» (Нейроигра на пространственное мышление и скорость реакции)

Нейропедагогическая цель: Развитие пространственного восприятия, тактильного и зрительного анализа, быстроты мышления.

Воспитатель: Ребята, а теперь цифры ожили! Давайте сами станем цифрами и составим волшебное число.

Ход игры

Семь детей получают на грудь таблички с цифрами от 1 до 7.

Задание 1: «Цифры, встаньте по порядку!» Дети быстро выстраиваются в последовательность 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

Задание 2 (усложнение): «А теперь я хлопну в ладоши, и цифры, из которых можно составить число 7, должны найти друг друга и взяться за руки!»

Воспитатель хлопает. Дети должны сообразить и найти пары: 1 и 6, 2 и 5, 3 и 4. Ребенок с цифрой 7 может либо встать в центр, либо помочь другим найти пары.

Задание 3 (на внимание): Дети двигаются под музыку. Когда музыка останавливается, воспитатель показывает карточку с цифрой (например, 3). Дети должны быстро собраться в группы по 3 человека.

Воспитатель: «Вы были не просто детьми, вы были быстрыми и сообразительными цифрами! Вы отлично справились!»

3. Рефлексия. Подведение итогов

Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу. Давайте вспомним:

  • С каким волшебным числом мы сегодня играли?
  • Какая игра вам понравилась больше всего? Почему?
  • Что было самым трудным?

Гном Неделюшка очень доволен! Он говорит, что вы просто умницы и настоящие друзья числа 7. В награду он оставляет вам свои семь разноцветных фигур, чтобы вы и дальше могли составлять из них красивые узоры.

Звучит спокойная музыка, дети помогают собрать материалы.