Мастер-класс с родителями в подготовительной группе "Чудо-игрушка. Дымковская роспись"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, МХК и ИЗО, Патриотическое воспитание, Дополнительное образование, Мастер-класс

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа, дымковская игрушка


Цель: создание декоративной композиции по мотивам дымковских узоров.

Задачи:

  1. Создать атмосферу творческого взаимодействия родителей с детьми.
  2. Способствовать созданию условий речевого общения, диалога с детьми.
  3. Познакомить с традициями дымковской глиняной игрушки.
  4. Познакомить с характерными элементами дымковской росписи.

Ход занятия

Разнообразие талантов
Найдёшь у русских мастеров,
Они дороже бриллиантов,
Их свет сильней семи костров.

- Здравствуйте, наши дорогие родители! Мы очень рады видеть вас в нашей группе! Сегодня нам предстоит увлекательное занятие, интересное и такое же полезное

День добрый людям добрым.
Хотим порадовать вас -
О дымковской игрушке
Скорей начать рассказ.

Немного истории…

Давным-давно, за дремучими лесами, за далекими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково… в давние-давние времена мастера Дымковской слободы под вяткой лепили из глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов.

- Сейчас дети расскажут о некоторых из игрушек.

1.

Вот индюк нарядный,
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост.

2.

Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.

3.

Посмотри, как хороша,
Эта девица-душа:
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
Сидит кокошник горделиво
Барышня уж так красива!

Такие игрушки сейчас очень дорогие, их необязательно покупать в магазине, можно сделать самим.

И сегодня мы с вами превратимся в настоящих дымковских мастеров. А кого будем расписывать- вы мне сами сейчас скажете. Послушайте загадку и скажите мне, о ком или о чем идет речь?

С бородой, а не мужик
С рогами, а не бык.
С пухом, а не птица.
Лыко дерет, а лаптей не плетет. (козлик)

- Правильно! Это козлик. И сегодня мы с Вами будем расписывать дымковского козлика. Но роспись будет не совсем обычная. Расписывать будем не красками, а пластилином.

- Из чего делали дымковскую игрушку? (Из белой глины)

- Итак, на столе лежат картинки. Из нах нужно выбрать те, которые раскрашены дымковской росписью (шесть картинок дымки, две гжели, две филимоновские)

- Какие цвета использовались при росписи? Давайте покажем нашим гостям, какие цвета можно использовать при работе. (красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, малиновый)

- Давайте вспомним, какими элементами дымковской росписи украшены эти игрушки?

Дымковские игрушки украшены геометрическим орнаментом. Геометрический орнамент состоит из широких и тонких полос, волнистых линий, колец, кругов, горошин, овалов.

Мелкие элементы украшают крупные кольца, круги, полосы или рассыпаются между ними - точки, черточки, тонкие линии.

Ну, что же, приступим к нашему творчеству.

Приемы, которые вам могут понадобиться при лепке:

  • раскатывание/скатывание шариков, цилиндров, колбасок, жгутов
  • вдавливание,
  • сплющивание,
  • прищипывание краёв,
  • оттягивание,
  • присоединение/примазывание деталей.

- Вы их внимательно рассмотрите, и для себя тогда решите, что вы будете лепить, что вы будете творить.

Рефлексия.

- Игрушка готова!

Сегодня Вы узнали об истории создания и приемах росписи дымковской игрушки. Проявили интерес к традиционной культуре народа - расписали дымковского козлика. Давайте посмотрим, какие козлики сегодня получились.

Все игрушки не простые,
А нарядно-расписные,
Белоснежны как березки -
Кружочки, клеточки, полоски,
Простой казалось бы узор.
Но отвести не в силах взор.