Конспект НОД по познавательному развитию «Эта волшебница вода»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: Вода. Состав. Физико-химические свойства, вода, старшая группа, свойства воды


Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель занятия: развитие интереса к познавательной активности через поисковую деятельность в процессе знакомства со свойствами воды.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжать знакомить детей с некоторыми свойствами воды через опытно-экспериментальную деятельность: жидкая, мокрая, прозрачная, растворяет некоторые вещества (соль, сахар, лимонная кислота, гуашь, марганцовка).
  • Закреплять знания детей о том, в каком виде вода бывает в природе, с природными явлениями: снег, лед, дождь, град, роса, иней, туман, пар.
  • Активизировать словарь детей: существительные (опыты, лаборатория, град, туман, роса, иней, лед, дождь, пар), прилагательные (жидкая, мокрая, бесцветная, бесформенная, прозрачная, холодный, скользкий, твердый), глаголы (растворяет, замерзает, застывает, тает, ломается, блестит, скользит, холодит).
  • Находить проявления мира Воды, Земли, Воздуха в окружающем нас пространстве.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к воде как к природному ресурсу,
  • Воспитывать дружеские доброжелательный отношения, умение действовать в одиночку и в команде.

Развивающие:

  • Учить анализировать, делать умозаключения.
  • Иметь свое мнение.
  • Развивать логическое мышление.
  • Стимулировать познавательную активность.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Ресурсный материал:

  • Техническое оборудование: мультимедийная установка, музыкальное сопровождение, столы в «лаборатории» расположены полукругом или п-образно, белые халаты для детей – «ученых».
  • Демонстрационный материал: презентация (слайды с изображением разных состояний воды, природных явлений)
  • Раздаточный материал: на каждом рабочем месте – поднос (2 чашки с водой, 2 стакана с водой, чайная ложка, сахарный песок, речной песок, 2 гвоздика на ниточках, кисть. Кристаллы марганцовки в мешочке, высокий сосуд с водой, поднос для проведения опытов, салфетка для вытирания стола).
  • У воспитателя: «Чудесный мешочек» с предметами, на отдельном столе – пустая посуда для переливания на выбор детей, материалы для промачивания, баночки с гуашью.

Предварительная работа: наблюдения во время прогулок за различными состояниями воды, действия с водой на открытой площадке (опыты, эксперименты). Чтение художественной и познавательной литературы. Оборудование в группе мини-лаборатории. Игры детей с песком, водой, гуашью. Подвижные игры: «Природная карусель», «Снежинки», «Капельки». Просмотр видеороликов о разных состояниях воды.

Методы и приемы:

  • Наглядные: наблюдение, показ способов действий, демонстрация слайдов.
  • Словесные: вопросы, указания, пояснения, объяснения.
  • Игровые: подвижная игра «Карусель», воображаемая ситуация с соответствующим игровым оборудованием «Научная лаборатория».
  • Практические: элементарные опыты, экспериментирование.

Развитие образовательной ситуации:

Этап, решаемая задача

Деятельность педагога

Деятельность детей

Примечание

1. Организационный

Цель: создать атмосферу психологической безопасности, эмоциональной поддержки.

Педагог приглашает детей поиграть в подвижную игру «Карусель». Держит кольцо с лентами и стоит в центре карусели.

Дети, держась за концы лент карусели, легко бегут по кругу – карусель крутиться и они поочередно попадают в мир Воздуха, Земли, Воды и называют все, что они знают об этих мирах.

Цветные ленты закреплены в центре на кольцо, кольцо прикреплено на вращающийся стержень – это карусель. Когда карусель останавливается, на экране появляется картина мира Воздуха, или Земли, или Воды.

2. Мотивационно побудительный

Цель: мотивировать на предстоящую деятельность

Оказавшись в мире Воды, педагог читает стихотворение:
«В природе путешествует вода, она не исчезает никогда. То в снег превратится, то в лед, растает и снова в поход. Вокруг оглянитесь, в природу вглядитесь, вас окружает везде и всегда эта волшебница – наша вода!». Педагог предлагает продолжить знакомство с водой и приглашает детей в научную лабораторию. «Сегодня будем работать в лаборатории – наденем белые халаты, будем как настоящие ученые».

Дети надевают белые халаты и подходят к столам, расположенным П-образно, занимают свои места - садятся на стульчики. На столах приготовлены подносы с наборами посуды и материалов для экспериментирования.

 

3. Осознание и определение темы занятия

- Всем хватило места? Интересно вокруг? И как бы вы назвали наше занятие?

«Изучаем свойства воды»

 

4. Этап актуализации знаний о воде

Цель: учить воспроизводить имеющиеся знания и представления.

Педагог: скажите, что вы знаете о воде, какая она? Что она может делать?

Дети высказывают свои предположения из личного опыта (вода жидкая, мокрая, прозрачная, мутная, журчит, капает, льется и т.д.)

 

5. Дидактические игры

Групповая и подгрупповая работа, индивидуальный подход

1. Попробуем доказать, что вода жидкая? У вас есть чашка с водой, выберите на столе посуду для переливания, перелейте воду из чашки в эту посуду и обратно. Наблюдайте, слушайте, что происходит с водой? Дети: вода льется, булькает, капает, растекается, пузырится... Значит, вода жидкая.  
2. Предлагает взять со стола на выбор любой из следующих предметов: блюдечко с речным песком, тряпочку, бумажную салфетку, губку, кусочек ваты. Попробуем капнуть воды на эти предметы, что видим?
Мы доказали, что вода мокрая.
Вода исчезает. Впитывается в эти предметы, и они становятся мокрыми.  

3.Скажите, а какого цвета вода?
Попробуем это доказать. Возьмите гвоздик на ниточке и поместите в стакан с водой. Что скажете?
Во втором стакане подкрасьте воду гуашью и поместите гвоздик в стакан с подкрашенной водой.
Делайте выводы.

Бесцветная, прозрачная.

Гвоздик хорошо виден в воде.

В подкрашенной воде гвоздик плохо видно или не видно вообще.

 
Мы узнали еще одно свойство воды? Какое?
Назовите, какие вы еще знаете прозрачные жидкости?
А непрозрачные?
Она прозрачная, бесцветная.
Лимонад, сок березовый…
Молоко, какао…
 
Познакомимся с еще одним свойством воды. В стакан с водой положите ложку речного песка и размешайте. Что видите? Вода стала мутной, грязной…песок не растворяется, оседает на дно.  
Во второй стакан положим ложку сахарного песка, размешаем и видим… Вода прозрачная, песок растворился в воде.  

Какие еще вещества растворяются в воде?

Мы с вами убедились, что вода растворяет некоторые вещества.
Скажите, если вода в стакане кислая, что в ней растворили? А если соленая, сладкая?

Гуашь, соль, лимонная кислота…

Лимонная кислота, соль, сахарный песок.

 

6. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика. Физкультминутка. Разминка

Физминутка - Игра «Чудесный мешочек». В мешочке предметы: пипетка, тряпочка, карандаш, листок бумаги.

Дети выходят к воспитателю, на ощупь выбирают предмет и пытаются объяснить, как с его помощью можно напиться.

 

7. Игровая деятельность, интеграция образовательных областей, деятельностный подход

А сейчас – чудо! Педагог берет высокий сосуд с водой и опускает туда кристаллик марганцовки. По мере опускания кристаллика на дно получаются замысловатые узоры и вода начинает менять цвет.
Какие узоры появляются в сосуде, на что они похожи? Предлагает детям сделать зарисовки.

Дети наблюдают за кристаллом марганцовки в сосуде, комментируют происходящее. Затем берут лист бумаги и карандаш и рисуют увиденные узоры.

 

8. Заключительный этап. Рефлексия

Цель: учить подводить итоги.

Рассказ сказки «Как ослик спасся».
Как-то раз, два ослика возвращались домой с рынка. Один нес тяжелые мешки с солью, а другой – легкие губки из поролона. По дороге им нужно было переплыть речку. Вошли ослики в воду и поплыли. Одному было легко, и он быстро переплыл речку, а другому пришлось приложить немало усилий, чтобы сделать это и не утонуть. Но когда они пришли домой, оказалось, что только один ослик донес свою ношу.
Вопросы к детям:
- Кому из осликов легко было переплыть речку и почему?
- Почему ослику, который вез поролоновые губки, плыть было тяжелее?
- Кто из осликов принес свою ношу домой?

Дети слушают сказку. Отвечают на вопросы, обосновывают свой ответ.

 

9. Оценка деятельности детей

Молодцы, ребята! Вы самые умные, самые любознательные дети на свете. Много сегодня узнали о волшебнице – воде. За то, что вы участвовали в проведении опытов, вода хочет подарить вам на память ещё одно своё волшебное свойство. Воспитатель опускает в стаканчик с водой каждому ребёнку комочек цветной бумаги, это вырезанный цветок, сложенный лепестками к середине. Вода проникает в волокна бумаги и на глазах у детей распускаются бумажные цветы.
Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? Вы многое узнали о воде сегодня. Всем расскажите об удивительных свойствах воды. Спасибо за работу, пожмите друг другу руки, вы были настоящими лаборантами-учеными.

Дети смотрят, как распускаются бумажные цветы, восхищаются. Затем жмут друг другу руки, говорят спасибо за совместную работу и выходят из лаборатории.