Цель: Формирование эмоционально-ценностного отношения к произведению искусства через погружение в художественный образ и развитие эмпатии.
Задачи:
- Образовательные:
- Познакомить с картиной И.Е. Репина "Стрекоза".
- Учить "читать" картину: анализировать сюжет, композицию, цвет, настроение.
- Актуализировать знания о жанре портрета.
- Развивающие:
- Развивать воображение, образное мышление и творческие способности.
- Развивать эмоциональный интеллект и способность к эмпатии.
- Воспитательные:
- Воспитывать интерес к русской классической живописи.
- Создать условия для проживания чувства беззаботности, радости детства и легкой грусти по ушедшим летним дням.
Дидактические материалы и оборудование
- Основное:
- Репродукция картины И.Е.Репина "Стрекоза" в высоком качестве (можно на экране или распечатанная).
- Дополнительные:
- Аудиозапись: звуки летнего дня (стрекотание кузнечиков, пение птиц, легкий ветер).
- Музыкальное сопровождение: легкая, воздушная музыка (например, "Времена года" Чайковского, "Лето").
- Реквизит для игры: простая скамейка или стул, легкий шарфик или парео (для имитации платья).
- Карточки для рефлексии.
- Манка (основной материал).
- Поднос или лист плотной бумаги/картона (синяя или голубая бумага отлично подойдет для фона, имитирующего небо).
- Клей ПВА (для создания фиксированного рисунка).
- Кисточка для клея.
- Силуэт девочки.
- Можно использовать цветной песок или покрашенную манку для большего разнообразия.
Используемые технологии:
- Арт-педагогическая технология
- Метод «вхождения в картину» и «оживление главного героя»
- Использование нейросети PixVerse оживление фото/картины
Ход занятия
(Сценарий) мастер-класса
Этап 1: Введение в путешествие. Завязка
Педагог: Здравствуйте, дорогие путешественники! Сегодня у нас не обычный урок. У нас есть волшебный билет, который перенесет нас в одну картину. Мы не просто посмотрим на нее, мы попробуем в ней пожить. Чтобы узнать, куда мы отправимся, отгадайте загадку:
«То самолет, то вертолет, что завораживает взор! Большие в сеточку глаза. Кто это?» (стрекоза).
А вместе с ней мы попадем в один летний день, который навсегда сохранил для нас великий художник. Готовы? Наше путешествие начинается!»
(Включается аудиозапись с летними звуками и легкая музыка. На экране появляется картина "Стрекоза").
Этап 2: Первичное восприятие. "Входим в картину"
Педагог: Вот мы и на месте. Не спешим. Давайте осмотримся.
Молчаливое созерцание: (1-2 минуты) Просто посмотрите на картину. Какие чувства, настроение она у вас вызывает?
Вопросы для диалога:
- Кто главный герой этой картины? (Девочка).
- Что она делает? (Она не просто сидит. Она замерла на мгновение, качаясь на перекладине, возможно, устав от игры или, наоборот, готовясь спрыгнуть).
- «Какое время года?» (Лето, чувствуется жара).
- Почему картина называется "Стрекоза"? На что она похожа? (Поза: легкость, хрупкость; платье может ассоциироваться с крылышками; она "приземлилась" отдохнуть, как стрекоза).
- Опишите место, где она сидит. (Деревянный забор или шпалера в саду, зелень, видно небо).
- Звуки: «Как ты думаешь, какие звуки ее окружают?» (Стрекот кузнечиков, пение птиц, легкий ветер, шуршание травы).
- Запахи: «Чем здесь пахнет?» (Пахнет нагретой солнцем травой, землей, пылью дороги)
- Ощущения: «Что чувствует девочка?» (Теплое солнце на коже, легкий ветерок, шероховатость дерева под руками, упругость перекладины под ногами).
Педагог (обобщая): Художник Илья Репин написал этот портрет своей старшей дочери Веры. Он увидел ее такой однажды летним днем и смог передать ощущение мгновения, полного покоя и детской легкости.
Этап 3: Имитационная игра "Ожившая картина", это упражнение развивает эмпатию, образное мышление и эмоциональный интеллект.
Цель игры: Через телесное и эмоциональное проживание понять внутреннее состояние геоини.
Метод «вхождения»
Ход игры
Педагог предлагает желающему выйти и сесть на скамейку, представить, что он — эта девочка.
Музыкальное сопровождение: легкая, воздушная музыка (например, "Времена года" Чайковского, "Лето").
- Закрой глаза. Ты сидишь на жердочке. Твои ноги не достают до земли. Ты только что активно бегала, и теперь присела отдохнуть. Солнце припекает щеки и макушку. Ты чувствуешь, как теплый ветерок шевелит волосы. Под ногами слегка покачивается палка. Ты смотришь вдаль, на зеленое поле, и тебе хорошо и спокойно...
Спросите после этого, что ребенок почувствовал(а).
А теперь давайте посмотрим, если девочка ожила бы на картине…. (Слайд ожившей картины)
Как вы думаете, какое у нее сейчас настроение? (Скорее всего, задумчивое, легкое, немного уставшее, но спокойное. Она чувствует себя свободно и естественно).
Этап 4: Практическая часть: Рисование манкой
Ребята, я вам предлагаю перенести полученные впечатления в творческий процесс. Рисование манкой — прекрасная техника для тактильного развития и создания красивых текстур.
Техника насыпания на клей (создание постоянной картины):
- На фоне неба изображен силуэт девочки на жердочке, линия горизонта.
- Кисточкой нанесите клей ПВА на те участки, которые вы хотите выделить манкой. Например, платье девочки, жердочку, землю.
- Пока клей не высох, обильно посыпьте эти участки манкой.
- Аккуратно стряхните излишки крупы обратно в емкость. У вас получится фактурный, закрепленный рисунок.
Дети представляют свои работы.
Этап 5: Рефлексия (обсуждение в кругу)
- "Что вы чувствовали, когда "входили" в картину?"
- "Легко ли было быть на месте девочки? Что было самым сложным?"
- "Как вы думаете, почему эту картину помнят и любят уже больше ста лет?"
- "Какое "послание" от этого летнего дня вы бы взяли с собой?" (Мысли: "Важно иногда останавливаться и просто смотреть на облака", "Детство — это прекрасно", "Красота в простых моментах").
Этап 6: Завершение
Педагог: Наше путешествие подошло к концу. Мы поближе познакомились с девочкой Верой, почувствовали тепло того летнего дня и поняли, что великий художник может сохранить для нас мгновение, наполненное жизнью и чувствами. Возьмите с собой это ощущение летней легкости. Спасибо вам за это путешествие!
(Звучит завершающий аккорд музыки)