Цель: создание условий для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся.
Задачи:
- закрепить понятия «музей», «исторические источники»; сформировать представление о краеведческом музее; расширить и углубить знания детей по истории родного края;
- развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;
- воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за свой народ.
I. Ход экскурсии
- Кто из вас был в музее?
- Что означает слово «музей»?
Музе́й (от греч. μουσεῖον — дом Муз) — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью.
Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке, затем, с 18 века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты. С 19 века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. А с шестидесятых годов 20 века началась педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых).
В мире очень много музеев самой разной тематики.
- Какие виды музеев бывают? (военные, исторические, прикладного искусства… краеведческий)
- Что такое краеведение?
Краеве́дение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением обычно занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем.
- Сегодня мы совершим путешествие по музейной комнате Хасынского Центра детского творчества.
II. Рассказ педагога
- Кто из вас знает, что такое экспозиция? (Экспозиция — выставление на показ предметов искусства).
- Как надо вести себя в музее?
- Как вы думаете, что мы можем там увидеть?
- Ребята, а кто проводит экскурсии в музеях?
- Правильно, экскурсовод.
- Я советую вам слушать внимательно, так как после экскурсии вас ждет викторина, и мы узнаем, что вы запомнили.
- В нашей музейной комнате есть витрина посвященная культуре коренных и малочисленных народов Севера. В Магаданской области проживают эвены, коряки, юкагиры, якуты.
Одним из главных животных у жителей Севера является олень. Олень универсальное животное. Он служит средством передвижения, его мясо употребляют в пищу, шкуры используют для укрытия чума, а также изготовления одежды и обуви. Оленей приносят в жертву духам, ими платят выкуп за невесту. Даже рога и кости находят своё применение. Поэтому неудивительно, что достаток семьи коренных народов Севера определяется именно количеством оленей.
Для достойного существования семье из 4-5 человек необходимо около 300 оленей. Самыми ценными являются важенки, самки оленей. К ним очень бережно относятся и стараются не запрягать в нарты. Детенышей важенки вынашивают почти 8 месяцев. Обычно рождается один олененок, которого мама выкармливает молоком до начала зимы. Пока не родится детеныш, важенка не сбрасывает рога, так задумано природой, чтобы она могла защититься от угрозы. Если дикий олень уведет несколько самочек из стада, это будет очень большой потерей для оленевода.
Из шкуры северного оленя изготавливается традиционная одежда народов Севера. Такая одежда даст фору любой современной экипировке, ведь за счет особого строения волоса оленя - он полый внутри - такая одежда сохраняет тепло в самые лютые морозы. Оленеводы часто при дежурстве в стаде спят в снегу, укутавшись в малицу, как в спальный мешок.
Главная задача традиционной одежды из шкур оленей – позволять человеку как можно дольше оставаться на морозе арктической тундры в тепле и сухости. С этой задачей гардероб коренных народов прекрасно справляется. Далеко не каждый современный пуховик может похвастаться возможностью сохранять тепло на протяжении многих часов в условиях, когда за «бортом» хотя бы -30°С.
Четыре основных предмета гардероба оленеводов – это меховая куртка (аткук, малица, кухлянка, ягушка), меховые чулки (унты, маклаки), меховая шапка и дождевая накидка (камлейка).
Декор повседневной северной одежды обычно скромный. Но праздничную одежду украшают вышивкой, бисером, пуговицами, бусинами, кожаными ремешками. При этом многие аксессуары считаются оберегами от злых духов.
Каждая семья имеет свой бубен. Если делать бубен, то нужно сначала найти хорошее дерево. Весной срубают березу или ольху. Дерево обтёсывают в горизонтальном положении с обеих сторон, и получается гладкая пластина. Эту пластину опускают в горячую воду, она становится мягкой, образуют круг. Сверлят 2 или 3 отверстия. В эти отверстия вставляют деревянные гвоздики. Обруч высушивают в доме.
Затем приготавливают весеннюю шкуру годовалого оленя или шкуру тюленя. Шкуру замачивают в воде. Мех очищают от шкуры. После шкуру аккуратно надо разложить на полу, на неё сверху положить обруч. Обруч покрывают рыбьим клеем.
Рыбий клей готовят таким образом: жир и кости отделяют от рыбьей кожи, потом режут на маленькие кусочки и варят на медленном огне, помешивая. Затем обруч покрывают остывшим клеем.
Кругом по краям шкуры завертывают маленькие клубочки мха, завязывают и соединяют их вместе в канат. После затягивают туго концы шкуры вместе. Это изделие вешают, оно сохнет.
Когда высохнет бубен, вырезают излишки шкуры с внутренней части обруча и просверливают с четырех сторон отверстия, через которые продевают канат из нитей, за который держат бубен.
Металлические колокольчики фиксируются с внутренней части бубнового обруча, и они могут издавать ритмичные звуки, когда их трясешь. Бубновая палочка сделана из китового уса. Может быть сделана из дерева, только обмотана оленьей шкурой или собачьей, чтобы мягко было ударять (слушаем аудио игры на бубне)
Жилище оленеводов чум. Чум – сложная постройка, не шалаш из кучи шкур и палок, сваленных в одно место. Жилище оленеводов собирается и разбирается подобно конструктору. В этом его огромное преимущество. Собирать чум приходится в одном из двух вариантов в зависимости от сезона. Стены зимнего чума толще, чем стены летнего. На строительство среднего чума для молодой семьи у оленеводов уходит порядка 40 длинных и толстых деревянных жердей, а также шкуры с 80 оленей. На строительство большого чума для крупной семьи нужно будет забить еще больше зверей. При этом важно понимать, что стадо в 200 оленей дает в год приплод около 40 голов. Строительство среднего чума требует не менее 2 лет напряженной работы.
В чуме живет эвенский «домовой» - священный паук "Атаки". В эвенской культуре паук является сакральным существом. Образ паука часто встречается в фольклоре эвенов, обычно он выступает как положительный персонаж. Название «Атаки» образовано от слова «ата», которое в говорах восточного наречия эвенского языка означает «бабушка».
Однако, есть атаки «горбатый паук» является жителем нижнего мира, при этом горбатость паука выступает как выражение принадлежности к нижнему миру, так как любую кривизну и непропорциональность, как и многие народы эвены относили к признакам потустороннего мира.
Традиции народа – это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир, это – живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. То, что в конечном итоге хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощущать связь времён и поколений, получить необходимую в трудную минуту поддержку и жизненную опору.
На этом наша экскурсия подходит к концу, надеюсь, вы узнали много нового и интересного сегодня. А чтобы закрепить полученные знания проведем викторину.
III. Подведение итогов
Викторина
- Назовите коренных жителей севера проживающих (чукчи, эвены, коряки, юкагиры)
- Чем занимаются коренные народы севера? (оленеводство, рыболовство, сбор ягод и грибов)
- Назовите транспортное средство коренных народов севера (олени)
- Как у народов Севера называется место, где пасутся олени (пастбище)
- В каких строениях живут северные народы? (в чумах, яранга)
- Из чего делают чумы? (жерди, оленьи шкуры)
- Как называется место, где живут коренные жители? (стойбище)
- Из какого материала коренные жители шьют одежду? (оленьи шкуры)
- Чем украшают они одежду? (бисером)
- Как называются сани которые тащат олени? (нарты)
- Назовите деревья, которые растут в нашем округе (лиственница, рябина, ольха, черемуха, береза)
- Какие ягоды растут в нашей местности? (брусника, голубика, жимолость).
- Как зовут священного паука у эвенов? (Атаки)