Цель: сплочение коллектива, гармонизация душевного равновесия, получение нового творческого опыта.
Задачи:
- снижение уровня эмоционального напряжения и тревожности;
- развитие творческого потенциала;
- активизации внутренних ресурсов;
- гармонизации внутреннего состояния;
Материалы: релаксационная музыка, презентация, карандаши, фломастеры, восковые карандаши, маркеры, белая бумага формата А4 для каждого участника, пластиковые тарелки белого цвета, кисти, "непроливайки", ушные палочки.
Содержание
- Приветствие. Упражнения "Улыбка" и "Визитная карточка". Настрой на совместную работу.
- Теоретическая часть. Что такое мандала, кто ее придумал, в чем ее сила, как она работает.
- Практическая часть.
- Рефлексия. Обсуждение чувств, ощущений, результата творческой деятельности.
1. Приветствие
– Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас. Упражнение «Улыбка» - Давайте подарим, друг другу радость и улыбку, ведь улыбка поднимает всем настроение.
Упражнение «Приветствие». Подойдем к каждому и пожмем друг другу руки.
Назовем свои имена и поприветствуем друг друга.
2. Теоретическая часть
Презентация «Волшебная мандала».
Мандала – рисунок в круге, по восточным верованиям обладающий целительными свойствами.
В психологии мандалу впервые начал использовать Карл Густав Юнг (швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии).
Мандала в психологии – это форма проекции бессознательного, с помощью которой можно больше узнать о себе самом.
Мандалотерапия – одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством).
Мандала в разных культурах может называться: «Эффект зеркала», «Мировое древо», «Колесо», «Священное место».
Где мы встречаемся с мандалой в окружающей жизни?
- В культурах и религиях.
- В тибетском буддизме мандала использовалась как объект для медитации и трансформации.
- В христианской культуре мандалообразные элементы можно увидеть в орнаментах витражей и на иконах.
- Также мандалы находили в жилищах или хижинах, в пещерах и в мегалитических сооружениях, самый известный пример — Стоунхендж.
- В природных формах. Кольца на воде, соты пчёл, кольца на срезах деревьев — все эти природные элементы являются живым отражением мандалы.
- В природных формах. Кольца на воде, соты пчёл, кольца на срезах деревьев — все эти природные элементы являются живым отражением мандалы.
Некоторые виды мандал:
- Медитативные. Предназначены для глубоких практик медитации, внутреннего очищения и самосознания.
- Лечебные. Помогают исцелять эмоциональные и физические блоки, восстанавливать внутреннюю гармонию.
- Защитные. Служат для защиты от негативных энергий, укрепления ауры и защиты пространства.
- Психологические. Используются в арт-терапии для работы с подсознанием, снятия стрессов и улучшения психоэмоционального состояния.
- Мандалы желаний. Создаются с целью привлечения в жизнь определённых событий или изменений.
Особенности метода «Волшебная мандала»
- Универсальность
- Развитие творческих способностей
- Безоценочность
- Безопасность
- Свобода самовыражения
- Простота в применении
- Связь с бессознательным.
3. Практическая часть
Сейчас я предлагаю вам каждому создать свою мандалу. При использовании данной техники важно соблюдать некоторые рекомендации:
- во время работы не разговаривайте друг с другом. Лишь в исключительных случаях можно шепотом что-то спросить и ответить;
- дайте возможность руке самой двигаться по кругу, самой брать «понравившиеся» ей цвета;
- не стремитесь искусственно создать шедевр. Важно сделать искренний рисунок, отражающий вашу внутреннюю жизнь
Включается релаксационная музыка
Сядьте удобнее и закройте глаза. Представьте себе, что Вы в необычном (волшебном) месте. Оно будет таким, каким Вы захотите его сделать, потому что оно - только ваше: вы здесь самые главные. Сделайте глубокий вдох выдох, вдох выдох. Постарайтесь запомнить с закрытыми глазами, какие образы, какие цвета или картины у вас возникают. Запомните, что Вы видите перед собой. А когда вы будете готовы, предлагаю воспроизвести всё это на листе.
Предлагаю Вам, взять листы бумаги с нарисованным кругом, или тарелочки, выбрать самый красивый цвет и нарисовать в центре круга все что захочется. Продолжайте работу, продвигаясь от центра к краям листа, пока весь круг не заполнится.
Так же можно предложить педагогам готовые мандалы для раскрашивания.
4. Рефлексия. Обсуждение чувств, ощущений
Когда педагоги закончат работу, спрашиваю у них:
- "Как бы Вам хотелось назвать свою мандалу?"
- «Прислушайтесь к тому, что вы чувствуете, и расскажите об этом.
- «Как менялось ваше настроение в процессе создания мандалы: менялись ли ощущения по ходу выполнения мандалы?
- «Какое чувство вызывает мандала сейчас?».