Урок русского языка в 3-м классе. Тема: "Словарные слова"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: словарные слова, орфографическая зоркость, орфографическая грамотность, Словарно-орфографическая работа


Цели: актуализировать знания о словарных словах, формировать орфографическую грамотность - одну из главных задач обучения русскому языку в начальной школе.

Формируемые УУД:

  • познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • коммуникативные – инициативное сотрудничество с учителем исверстниками; контроль, коррекция, оценка действия партнёра; регулятивные- постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения; оценивание качества и уровня усвоения материала;
  • личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный выбор на основе социальных и личностных целей.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карточки со словарными словами.

Раздаточный материал: карточки для рефлексии, карточки «смайлы».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Учитель:

Наш язык и скромен, и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Эля Куклина

III. Самоопределение к деятельности

Учитель: Прочитайте слова, определите орфограммы.

Б . гут, пш . ница, радос . ный, ре . кая, сн . жок, п . ртфель, . вёс.

Учитель: К каким словам невозможно подобрать проверочные слова?

Ученики: Пшеница, портфель, овёс. Правописание этих слов надо запомнить.

Учитель: Правильно ребята. Надеюсь, вы смогли определить тему урока?

Ученики: Словарные слова.

IV. Работа по теме урока

1. Прочитайте стихотворение. Выпишите словарные слова. (Слайд 1)

Здравствуйте!

Добрая ласковость слова
Стёрлась на нет в ежедневном привете.

Здравствуйте!

Это же – будьте здоровы,
Это же дольше живите на свете.
Е.Шевелева

Учитель: Здравствуйте – приветствие при встрече (словарное слово). Выделите буквы в этом слове.

2. Учитель: Прочитайте. Определите число выделенных имён существительных. (Слайд 2)

… Седых, румяных, синих гор
Великолепные картины!
А. Пушкин

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна.
А.Фет

Учитель: Выпишите словарные слова, подберите к ним однокоренные слова.

3. Магазин – учреждение, производящее розничную торговлю; коробка для складывания чего-либо однородного.

Учитель: Составьте словосочетания. Определите род имён прилагательных, выделите окончания. (Слайд 3)

____ ый чек
____ ое оборудование
Магазин ____ ая витрина
____ ая упаковка
____ товар

Ученики: Магазинный чек, магазинное оборудование, магазинная витрина, магазинная упаковка, магазинный товар.

4. Пальто – верхняя одежда, обычно ниже колен.

Учитель: Какого рода имена существительные пальто, картофель, тюль?

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Подать пальт., не найти пальт., потянуться за пальт., оказаться без пальт., пришить пуговицу к пальт., пойти гулять в пальт..

- Обратите внимание! Форма слова пальто не изменяется.

5. Учитель: Отгадайте загадки, которые подготовили наши ученики.

а)

Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит.
етух)

б)

Это кто бежит такой
По лесной опушке,
Белый весь, как снег зимой,
Ушки на макушке?
(Заяц)

в)

Какой это мастер на окна нанёс,
И листья, и травы, и заросли роз?
ороз)

г)

На грядке – зелёный, а в бочке – солёный.
(Огурец)

д)

В сенокос горька, а в мороз сладка.
ябина)

6. Столица – главный город государства.

- Спишите, вставляя пропущенные буквы.

М.сква – крупный гор .д нашей стр.ны, ст.лица нашего государства.

V. Физкультминутка

(Слайд 4)

Встали прямо, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
Не беда, что места мало.
Разомнёмся для начала:
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
По коленкам бьём ладошкой,
Прыгаем на правой ножке
И на левой непременно
Вместе прыгаем сейчас.
И сначала ещё раз!

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Учитель: Объясните значение фразеологизмов со словарными словами. (Слайд 5)

а) Испорченный телефон.

б) Яблоку негде упасть. Яблоко раздора.

в) Одного поля ягоды.

г) Отплатить той же монетой.

- Какие словарные слова встретились? Как они пишутся?

2. Учитель: Объясните смысл пословицы. Выпишите однокоренные слова, разберите их по составу.

Каков тракторист, таков и трактор.

3. Прочитайте скороговорку.

Опять пять ребят нашли пять опят.

- Запишите скороговорку по памяти. Подчеркните орфограммы.

4. Учитель: Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Разберите предложение по члена предложения и по частям речи.

В густой зел.ни кр.снеют п.м.доры.

5. Песок - рыхлая осадочная горная порода, состоящая из зёрен кварца, полевых шпатов и мелких частиц других минералов.

Учитель: Объясните значение фразеологизма: Пропесочили.

Прочитайте скороговорку. Найдите словарные слова.

Сыпь песочек в жёлтенький черепочек.

6. Осина – лиственное дерево, родственное тополю.

Учитель: Прочитайте. Что можно сказать об этом растении? Какие слова помогают характеризовать его? (Слайд 6)

Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
И.Токмакова

- Подберите антонимы к слову жара.

7. Сентябрь – девятый месяц календарного года.

Учитель: Прочитайте, объясните написание орфограмм. (Слайд 7)

Уж св.жо на з.ре,
Уж с.нтябрь на дв.ре.
И л.са и п.ля
В п.з.лоте!
А. Барто

- Выпишите существительное сентябрь, выполните его звукобуквенный разбор.

VII. Рефлексия

Учитель: Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. (Слайд 8)

На фронте произошла поломка т.л.фона. Св.зисты прот.нули по снегу т.л.фонный провод. Стал т.л.фонист кричать в тру.ку. Молчит т.л.фон.

- Выпишите из текста однокоренные слова, разберите их по составу.

- Взаимопроверка.

Оцените свою работу на уроке. (Показ карточек «смайлы»).

VIII. Итоги урока

- Какие слова называются словарными?

- Почему надо запомнить их написание?

Домашнее задание: написать 15 словарных слов, выделить орфограммы.