Проект занятия по математике на тему «Знакомство с величиной, формой и пространственными ориентирами»

Разделы: Работа с дошкольниками


Возрастная группа: дети 4–6 лет.

Цели занятия:

  • Познакомить детей с понятием величины (большой-маленький);
  • Ознакомить с различными геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник);
  • Развивать представление о пространственных ориентирах (сверху, снизу, слева, справа, посередине);
  • Формировать умение ориентироваться в пространстве и сравнивать объекты по форме и размеру.

Материалы и оборудование:

  • Геометрические фигуры (кабоши, карточки или игрушки: круг, квадрат, треугольник);
  • Разнообразные предметы разного размера (мяч, кубик, книга, палка);
  • Наклейки или метки для обозначения ориентации;
  • Раздаточный материал (карточки с изображениями форм и размеров);
  • Коврик или игровая зона для движений.

План занятия

1. Вводная часть (5 минут)

Приветствие, создание позитивной атмосферы.

Обсуждение с детьми, что такое форма и величина, с примерами из окружающей жизни (например, яблоки разной формы, большие и маленькие игрушки).

2. Основная часть

а) Знакомство с формами (10 минут)

Показывать детям геометрические фигуры, называть их.

В играх: "Найди круг" или "Положи квадрат".

Создать небольшое "мое поле" из фигур на полу, чтобы дети могли потрогать и сравнить формы.

б) Ознакомление с величиной (10 минут)

Продемонстрировать предметы разных размеров (например, мяч и кубик).

Игровой момент: «Что больше?» — предлагать сравнить предметы, например, «Который предмет больше?», «Какой меньший?»

Использовать карточки с изображениями объектов разного размера и проводить сравнения.

в) Пространственные ориентиры (10 минут)

Объяснить и показать на практике: «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «слева», «справа».

Игровая активность:

  • «Положи игрушку сверху/снизу»,
  • «Прячься за кресло»,
  • «Поставь мяч слева/справа от стула»

Использовать карточки или картинки для закрепления понятий.

3. Итоговая часть (5 минут)

Обсуждение: повторение основных понятий.

Повтор игры «Найди формочку», «Кто больше?» и ориентировки по указанию взрослого.

Сделать небольшой коллективный рисунок или аппликацию с изображением объектов разных форм, размеров и ориентаций.

4. Заключение и прощание (2 минуты)

  • Подбодрить детей за активность.
  • Объявить, что сегодня они узнали много нового и смогли показать свои навыки в ориентировании в пространстве.
  • Оценка эффективности.
  • Наблюдение за активностью и пониманием в ходе игры.

Вопросы для проверки:

  1. «Как называется эта форма?» (указать фигуру)
  2. «Что больше: мяч или кубик?»
  3. «Что значит сверху?»