Возрастная группа: дети 4–6 лет.
Цели занятия:
- Познакомить детей с понятием величины (большой-маленький);
- Ознакомить с различными геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник);
- Развивать представление о пространственных ориентирах (сверху, снизу, слева, справа, посередине);
- Формировать умение ориентироваться в пространстве и сравнивать объекты по форме и размеру.
Материалы и оборудование:
- Геометрические фигуры (кабоши, карточки или игрушки: круг, квадрат, треугольник);
- Разнообразные предметы разного размера (мяч, кубик, книга, палка);
- Наклейки или метки для обозначения ориентации;
- Раздаточный материал (карточки с изображениями форм и размеров);
- Коврик или игровая зона для движений.
План занятия
1. Вводная часть (5 минут)
Приветствие, создание позитивной атмосферы.
Обсуждение с детьми, что такое форма и величина, с примерами из окружающей жизни (например, яблоки разной формы, большие и маленькие игрушки).
2. Основная часть
а) Знакомство с формами (10 минут)
Показывать детям геометрические фигуры, называть их.
В играх: "Найди круг" или "Положи квадрат".
Создать небольшое "мое поле" из фигур на полу, чтобы дети могли потрогать и сравнить формы.
б) Ознакомление с величиной (10 минут)
Продемонстрировать предметы разных размеров (например, мяч и кубик).
Игровой момент: «Что больше?» — предлагать сравнить предметы, например, «Который предмет больше?», «Какой меньший?»
Использовать карточки с изображениями объектов разного размера и проводить сравнения.
в) Пространственные ориентиры (10 минут)
Объяснить и показать на практике: «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «слева», «справа».
Игровая активность:
- «Положи игрушку сверху/снизу»,
- «Прячься за кресло»,
- «Поставь мяч слева/справа от стула»
Использовать карточки или картинки для закрепления понятий.
3. Итоговая часть (5 минут)
Обсуждение: повторение основных понятий.
Повтор игры «Найди формочку», «Кто больше?» и ориентировки по указанию взрослого.
Сделать небольшой коллективный рисунок или аппликацию с изображением объектов разных форм, размеров и ориентаций.
4. Заключение и прощание (2 минуты)
- Подбодрить детей за активность.
- Объявить, что сегодня они узнали много нового и смогли показать свои навыки в ориентировании в пространстве.
- Оценка эффективности.
- Наблюдение за активностью и пониманием в ходе игры.
Вопросы для проверки:
- «Как называется эта форма?» (указать фигуру)
- «Что больше: мяч или кубик?»
- «Что значит сверху?»