Цель: Формирование интереса у детей старшего дошкольного возраста к изучению родного края, обогащению активного словарного запаса средствами татарского языка, активизация познавательной активности посредством игры и взаимодействия с природой.
Задачи:
Образовательные:
- Активизировать лексико-грамматический запас детей татарскими словами, такими как «песи» (кошка), «куян» (заяц), «аю» (медведь), «алма» (яблоко), «керпе» (ёжик).
- Расширять представление детей о диких животных средней полосы России, включая особенности поведения, питания и среду обитания каждого животного.
- Ознакомление с особенностями народного фольклора и традиций татарского народа через игру и фольклорные элементы.
Развивающие:
- Совершенствование сенсорных восприятий детей путём восприятия звуков природы, осознания образов предметов, формы, размера и цвета.
- Повышение уровня развития речи и коммуникативных навыков детей, стимулирование активного участия в беседах и играх.
- Создание условий для закрепления математических понятий: счёт, классификация, количественный состав группы предметов.
Воспитательные:
- Создавать позитивное эмоциональное восприятие межкультурного пространства, способствовать формированию уважительного отношения к культуре своего народа и национальных особенностей других народов.
- Поддерживать доброжелательное отношение детей друг к другу, формировать чувство сопричастности и сотрудничества.
- Подчеркнуть важность заботы о братьях наших меньших, воспитание гуманного отношения к животным и природе.
Форма организации: Игра-путешествие, включающая сюжетно-игровые упражнения, загадки, ролевые взаимодействия и развивающие ситуации.
Основные этапы занятия:
- Организация начала занятия (приветствие, введение героев).
- Основная игра-путешествие (познакомьтесь с животными, выполните игровые задания, научитесь считать на татарском языке).
- Итоговая рефлексия (обобщение опыта, обсуждение впечатлений).
Участники: Дети дошкольного возраста 6-7 лет.
Методы и приёмы:
- Наглядный метод: использование наглядных пособий, демонстрационного материала (карточки, иллюстрации, макеты животных, растений).
- Словесный метод: рассказы воспитателя, беседы, постановка проблемных вопросов, объяснения и инструкции (рассказы на татарском языке, диалоги на родном языке).
- Практический метод: создание игровой обстановки, сюрпризные моменты, практические действия детей (решение игровых ситуаций, работа с дидактическими материалами).
Оборудование:
- корзинка, 10 яблок, игрушки: кошка, заяц, ежик, медведь большой, медведь маленький, веревка, кочки, макет ладошка.
- аудиозапись: мяуканье кошки, спокойная музыка, «Дорога», физминутка на татарском языке «Счет»-«Хисап».
Продолжительность образовательной деятельности: 20 минут.
Ход образовательной деятельности
Дети входят в группу. Их приветствует воспитатель и приглашает присесть на стульчики.
Воспитатель: - Здравствуйте (Исәнмесез)
- Меня зовут Светлана Николаевна (прикладывает макет руки) (Минем исемем Светлана Николаевна).
- Давайте познакомимся (Дети передают макет руки друг другу и отвечают по-татарски)
Слышится мяуканье (аудиозапись)
Воспитатель удивленно: Ребята, вы слышите? Кто это? (Бу нәрсә?)
Дети: Это кошка! (песи)
Воспитатель: - Песи к нам пришла с просьбой! У ее друга - ежика сегодня день рождение, и она просит передать ему, гостинец, корзинку с яблоками.
- Ребята, вы согласны помочь песи?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Тогда отправляемся через осенний лес в гости к ежику. Идем по тропинке, не сворачиваем. (педагог и дети идут по веревочке-тропинке)
Звучит фонограмма «Дорога» и останавливаемся возле куста. За кутом сидит игрушка заяц, рядом с ним кубик с разноцветными сторонами.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите! Кто это? (Бу нәрсә?) (Бу куян)
Дети: Заяц (куян).
Воспитатель: - Поздороваемся с куяном (Исәнмесез)
- Ой какой интересный кубик! Куян предлагает с ним поиграть: встаем в круг, кидаем по очереди кубик и называет выпавший цвет (Сары-желтый, кызыл-красный, яшел-зеленый, зәңгәр-синий, кара-черный, ак-белый).
Дети выполняют задание.
Воспитатель: - Спасибо тебе куян за интересную игру. Нам пора идти дальше. До свидания куян. (Сау бул)
Дети: Сау бул.
Воспитатель: - У нас на пути кочки - перешагиваем их, не задеваем.
Идем под фонограмму «дорога». Подходим к берлоге медведя. Возле нее сидят 2 медведя
Воспитатель: - Ребята, кто это? (Бу нәрсә?)
Дети: Медведь (аю)
Воспитатель: - Поздороваемся с аю (Исәнмесез)
- Скажите, ребята, медведи одинаковые? Или отличаются? Чем?
Дети: Размером.
Воспитатель: - Мишка с шарфиком по размеру какой?
Дети: Большой (зур)
Воспитатель: - А мишка в шапочке?
Дети: Маленький (кечкенә)
Воспитатель: - Какие вы молодцы. Давайте попрощаемся с медведями. (Сау бул)
Дети: Сау бул.
Воспитатель: - Ребята, смотрите, вон за тем деревом виднеется домик ежика. Мы почти дошли, но так устали и корзинка такая тяжелая. Предлагаю передохнуть и немного размяться.
Звучит физминутка на татарском языке, дети повторяют слова и действия под спокойную музыку.
Воспитатель: - Отдохнули и в путь.
Идем под фонограмму «дорога».
Воспитатель: - Дошли! А вот и хозяин домика нас встречает. Кто это? (Бу нәрсә?)
Дети: Ежик. (керпе)
Воспитатель: - Давайте с ним поздороваемся (Исәнмесез)
Воспитатель: Ежик, (керпе) мы к тебе пришли с гостинцами от кошки (песи).
Показывают корзину с яблоками ежику.
Воспитатель: - Ребята, к ежику на день рождение придет много гостей, и он просит посчитать яблоки из корзинки, чтобы всем гостям угощения хватило. Считаем хором (бер, ике, өч, дүрт, биш, алты, җиде, сигез, тугыз, ун; яблоко-алма)
Ставят корзинку на стол и перекладывают яблоки на блюдо, считая их.
Воспитатель: - Сколько яблок было в корзинке?
Дети: - Десять (Ун).
Воспитатель: - Давайте еще раз проверим, пересчитаем.
Дети, по отдельности (2-3 детей) пересчитывают еще раз яблоки
Воспитатель: - Ребята, ежик говорит вам спасибо (рәхмәт).
Дети: - Спасибо (рәхмәт).
Воспитатель: - А мы с вами прощаемся с ежиком, говорим ему до свидания (сау бул) и возвращаемся обратно в детский сад.
Слышится мяуканье (аудиозапись)
Воспитатель: - Мы выполнили задание Песи, а он уже нас к себе зовет обратно. Ребята посмотрите кто нас встречает. Кто это? (Бу нәрсә?)
Дети: - Кошка (песи)
Воспитатель: - Песи, мы передали твою корзинку ежику с яблоками.
- Песи отвечает нам спасибо (рәхмәт)
- И прощается с нами (сау бул/хуш) и мы с ней попрощаемся
Дети: Сау бул, песи.
Воспитатель: (держит муляж руки, задает вопрос и передает муляж)
- Ребята, что для вас было самым интересным?
- А что самым трудным?
- Кому вы расскажите то, о чем узнали сегодня?
- С каким настроением вы вернетесь в группу?
- А на память о нашей встрече с песи возьмите наклейки.