Цель: создание максимально оригинальной, интересной игровой ситуации для детей, направленной на формирование экологических знаний у детей.
Задачи:
- формировать основы экологической грамотности: представления детей о том, что живая природа нуждается в помощи и защите;
- развивать познавательно-исследовательский интерес у старших дошкольников через различные виды деятельности, а также воображение, смекалку, умение самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях;
- способствовать развитию внимания, координационных способностей, умению ориентироваться на местности, умению действовать по сигналу;
- формировать умение сравнивать, логически мыслить, правильно формулировать выводы, обогащать словарь, посредством игровых заданий;
- развивать двигательную и творческую активность детей, для формирования таких качеств, как ловкость, быстрота, взаимовыручка;
- воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении;
- воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим, умение работать в команде.
Герои:
- Фея Природы
- Дедушка Ау
- Лешик
- Лесовичок
- Кикимора
- Баба Яга
Материалы и оборудование:
- карта местности;
- маршрутные листы с символами;
- карточки с символами и буквами «П», «Р», «И», «Р», «О», «Д», «А»;
- музыкальное сопровождение, оборудование для музыкального сопровождения;
- костюмы для героев;
- дидактический материал к заданиям;
- сюрприз для детей.
Место проведения: Городской парк «Усадьба Белкино».
Маршрутные остановки:
- «Царство Лесовичка. Интеллектуальная». Герой-Лесовичок
- «Царство Бабы Яги. Музыкальная». Герой - Баба Яга
- «Царство Лешика. Загадочная». Герой - Лешик
- «Царство Кикиморы. Экологическая». Герой - Кикимора
- «Царство Дедушки Ау. Экологическая-2». Герой - Дедушка Ау, Фея Природы
- «Царство Феи Природы. Спортивная». Герой - Дедушка Ау, Фея Природы
Ход игры
1. Мотивационная часть
Фея Природы: - «Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые! Я - Фея Природы. Слышала, что вы очень хорошие, умные дети и очень хочу поближе познакомиться с вами и пригласить к себе в гости, в моё Природное Государство. Здесь у меня много друзей - животные, птицы, рыбы и даже сказочные жители. Государство огромное, и управлять им помогает мне мой смотритель моих владений – Дедушка АУ. С ним разговаривать просто потеха, и если крикнем все «Ау-у-у», то в ответ услышим……
- Что-то не отвечает, давайте все вместе громко крикнем ему «ау-у-у».
Дедушка Ау: - У-у-у…!!!
Фея Природы: - Скажем все: «Иди сюда».
Дедушка Ау: - А-а-а…!!!
Фея Природы: - Крикнем дедушке: «Ты где?»
Дедушка Ау: - Бе-бе-бе…!!!
Фея Природы: - Хватит, дедушка, шалить, Только бы тебе шутить! Иди сюда! Мы ждем тебя!
Выходит дед с корзинкой в руке.
Дедушка Ау:
- Я в лесу живу.
- Целый день кричу.
Отвечаю тут и там.
Самым разным голосам.
- Здравствуйте, ребята, зачем пожаловали?
Дети: - Пришли в гости к Феи Природе.
Дедушка Ау: А вы любите природу?? (Да)
Дедушка Ау: Все мы, жители нашего огромного Природного Государства, вместе состоим в «Клубе любителей природы». Хотите побывать в нашем государстве и вступить в наш клуб? Но для этого вам необходимо будет пройти нелегкий путь и преодолеть много интересных испытаний, выполнить много трудных заданий и отгадать как называется наш клуб..
– Ну как, ребята, принимаете наше приглашение? А не побоитесь?
Дети: - Нет.
Фея Природы: - Выполнить все задания вам поможет карта этой местности с планом маршрута и 6 подсказок, которые спрятаны в 6 уголках моего леса. Посмотрите внимательно на план моего Государства. Есть Царство: Лешика, Бабы Яги, Кикиморы, Лесовичка, Дедушки Ау. Вам необходимо обойти все эти Царства, пройти там испытания и за них получить Букву-подсказку. У каждого есть свой план маршрута.
Дедушка Ау : Подождите, подождите. Я ведь здесь слежу за порядком и за соблюдениями правил нахождения людей на природе. Вы вот знаете эти их? …. Сейчас проверю.
- Сейчас я проверю, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!
***
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)***
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)***
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)***
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)***
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)***
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)***
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)***
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Дедушка Ау: - Молодцы, справились с испытанием! Все правильно, за это я вам дам первую подсказку (с буквой «П») (отдаёт капитанам команды). -Путь вам предстоит неблизкий, поэтому давайте разомнем наши мышцы.
Музыкальная физ. минутка
Фея Природы: - Ну что, отправляйтесь в путь, вас ждут удивительные и интересные приключения. Вперёд, ребята.
2. Основная часть
Командам раздаются карты местности с планом маршрута и они отправляются по ним. Время посещения каждой остановки – 10-15 минут. После выполнения заданий на каждой остановке детям вручают картинку с определенной буквой («П», «Р», «И», «Р», «О», «Д», «А»).
1 остановка «Царство Лешика. Загадочная»
(Материалы и оборудование: загадки, задачки, картинки «4 лишний, подсказка в тубе с буквой «И»)
Лешик: Добрый день, ребята. Меня зовут Лешик. Приветствую вас в моей загадочном доме. Все мои друзья - жители нашего леса, любят решать различные интересные задачи, отгадывать и загадывать загадки. А вы любите отгадывать загадки? А решать задачки? Это – целая наука. И сейчас мы с вами это докажем.
1 задание
– Кто на себе дом носит? (Улитка)
– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
– У какого зверя куст на голове? (Лось)
– Куда исчезают насекомые с наступлением зимы?
– Перечислите хвойные деревья. (Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта)
– Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк)
– Какие животные меняют на зиму окраску. (Заяц, белка)
– Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)
– Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятла)
– Какое животное называют «кораблём пустыни»? (Верблюд)
– Без чего не сможет расти растение? (Свет, вода, тепло)
2 задание
Лешик: - А вот и ещё задачки:
- Белка сорвала с елки пять орешков,
А потом еще два нашла на земле.
Сколько всего орешков у белки?- Если елка ниже березы,
А береза ниже дуба,
То какое дерево выше – дуб или елка?- У лисы две лапы левые,
Две лапы правые,
Две лапы передние,
Две лапы задние.
Сколько лап у лисы?
- А теперь попробуйте вы придумать задачи.
3 задание «Кто лишний?» (карточки)
- Хорошо, молодцы!
(ребята получают подсказку с нарисованной буквой)
2 остановка «Царство Бабы Яги. Музыкальная»
(Материалы и оборудование: магнитофон+стол, подсказка в тубе с буквой «О»)
Баба Яга: - Здравствуйте, мои любезнейшие друзья. Узнали меня? Даааа…это я…Бабулечка Ягулечка.... Мне очень приятно, что вы заглянули в мой музыкальный домик. Вы любите слушать музыку, петь, плясать и веселиться? И я люблю радовать и забавлять всех жителей нашего леса веселой музыкой, петь с ними различные песни и танцевать. А давайте вместе радоваться, шутить и смеяться под веселую музыку.
1. Задание команде: Детям дают прослушать музыкальные фрагменты, а они должны отгадать как называется песня (или какие-то слова из этой песни) и из какого мультфильма.
2. Задание команде: Дети должны станцевать танец на убыстрение (либо танец Бабы Ёжки).
(ребята получают подсказку с нарисованной буквой)
3 остановка «Царство Лесовичка. Интеллектуальная»
(Материалы и оборудование: подсказка в тубе с буквой «Д», цветные камни+ образец «Насекомые»+стол, карточки «Цепочка развития» + стрелки+маркер, карточки животных, птиц, рыб, семена, овощей + стрелки)
Лесовичок: - Добрый день, мои глубокоуважаемые друзья! Вы все догадались, кто я? Я - Лесовичок, приветствую вас в моём скромном жилище. Мои друзья - деревья, кустарники, растения передали мне, что вы очень умные, рассудительные и интересующиеся дети. И я так рад, что именно вы заглянули ко мне. Ведь так хочется иногда поговорить и поиграть с настоящими интеллектуалами, как вы… А то тут одни кокетки-бабочки, попрыгунчики-кузнечики, квакушки-лягушки... Для вас у меня есть интересные игры и задания.. Поиграете со мной?
1 задание «Цепочка развития», «Пищевая цепочка»
Задание: разложить картинки: что сначала, что потом (цепочка развития животных, растений).
Дети разбиваются на пары и выкладывают цепочку.
2 задание «Найди три одинаковых листочка»
(ребята получают подсказку с нарисованной буквой)
4 остановка «Царство Кикиморы. Экологическая»
(Материалы и оборудование: подсказка в тубе с буквой «А», Бумага, газета + пластиковые бутылки, Клубок +Экознаки, две банки + воронка + вата + активированный уголь)
Кикимора: - Приветствую вас, мои уважаемые друзья. Узнали меня? Ну конечно…Кикимора я…. Живу здесь на своём болоте и люблю когда ко мне приходят в гости..Правда гости бывают не всегда аккуратными и забывают убрать за собой мусор..Вот видите.. (показывает на кучу мусора)… А вот вы за собой всё убираете?.. Молодцы. А мне поможете прибраться??
1 задание. Проводится игра «Рассортируй мусор».
На поле разбрасывают много бумаги и пластиковых бутылок.
Одна команда собирает бумагу, другая бутылки.
Кикимора: - Спасибо вам мои друзья. А это что за ниточка такая??? Кто самый умелый и умеет сматывать клубок?
2 задание: Проводится игра «Болото».
На берегу – клубок, один конец ниток уходит под «воду». Дети сматывают нитки, вытаскивают экознаки. Рассказывают, что они обозначают.
3 задание: Экспериментирование «Очищение воды».
Кикимора: - В реке рыбка, говорит о том, что река очень грязная.
Ребята, что же нам делать, как помочь рыбке?
Дети: очистить воду.
На столе набор предметов для изготовления фильтра. Дети изготавливают фильтр из активированного угля, ваты.
(ребята получают подсказку с нарисованной буквой)
5 остановка «Царство Дедушки Ау. Экологическая-2»
(Материалы и оборудование: подсказка в тубе с буквой «Р», карандаши+ чистые листы бумаги+стол+образец задания)
1 задание: «Сложить из камней фигуры по образцу» (Насекомые, цветы)
2 задание: «Хищники и травоядные»
- Смотрите перед нами животные. Вспомните, какие это животные? (Дикие);
- Каких животным мы называем дикими?
- На какие две группы можно разделить диких животных по способу питания? (Хищники и травоядные);
- Давайте уточним чем питаются хищники?
- Чем питаются травоядные?
Разделить животных на две группы. Хищников и травоядных.
- Каких животных вы поселили в травоядных? Назовите их.
- Объясните, почему вы их поселили.
- Каких животных вы поселили в зону хищников?
- Какие животные остались?
- К какой группе вы их отнесете? Правильно.
- Такие животные относятся одновременно и к хищникам, и травоядным. И называют их Всеядными (крысы, свиньи, тараканы, страусы, шимпанзе).
(ребята получают подсказку с нарисованной буквой)
6 остановка «Царство Феи Природы. Спортивная»
(Материалы и оборудование: подсказка в тубе с буквой «Р», ведра+газета, шишки, фишки-конусы)
Дедушка Ау:
1. Эстафета «Попади газетой в ведро»
(Дети делятся на 2 команды. Команда встает напротив ведра. Берут по одному листу газеты, мнут его и выкидывают, попадая в ведро)
2. Эстафета «Передай бревнышко»
3. Эстафета «Бег с шишкой»
(ребята получают подсказку с нарисованной буквой)
3. Заключительная часть
(Материалы и оборудование: Грамоты, Призы, Удостоверения для детей)
Дедушка Ау: - Ребята, а вы обратили внимание, что на обратной стороне подсказок, есть буквы. Давайте с вами выложим слово.
Дети выкладывают слово ПРИРОДА.
- Какое получилось слово?
Фея Природы: – Сегодня пройдя все испытания и трудности Вы всем доказали, что вы настоящие друзья и знатоки природы. Я с радостью принимаю вас в «Клуб любителей природы». И мне хочется попросить вас беречь наш большой дом-планету Земля, заботиться о нем, любить его и делать как можно больше добрых дел для того, чтобы наша планета становилась еще красивее. В честь праздничного дня я выдаю каждому удостоверение и награждаю каждую группу грамотами.
Раздаются призы.