На сегодняшний день проблема гармонического развития младшего школьника как основа формирования будущей личности имеет всеохватывающий характер. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимает вопрос внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста.
Последние два десятилетия педагоги активно ищут выход из ситуации, проводя исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме становления индивида как личности и индивидуальности в современных условиях.
Прежде чем рассмотреть вопрос касаемо настоящей статьи обратимся к дефиниции «личность». Анализ литературы по проблеме настоящей статьи позволил выявить, что дефиниция «личность» определяется как совокупность психических и социальных качеств, определяющих уникальность человеческого индивида. Личность будет формироваться под воздействием окружающего мира, а также воспитания, и что не мало важным культурных и социальных факторов, а также биологических предпосылок. Личность включает в себя всю систему убеждений, целей, мотивов, ценностей и норм поведения, которые определяют, как индивид взаимодействует с окружающем его миром*.
_______________
* Васильев, В.В. Определение личности: Понятие личности, темперамента и характера понятие личности /В.В. Васильев //Научно-практический подход. 2025. №51. С.65.
Современная образовательная практика ориентирована на всестороннее развитие личности младшего школьника. Младший школьный возраст по возрастной периодизации приходиться на время обучения ребенка в начальной школе. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка. В условиях начальной школы особое значение приобретает создание благоприятной среды для формирования личности. В этом процессе важную роль играет не только урочная, но и внеурочная деятельность, предоставляющая более широкие возможности для реализации развитие личности современного школьника.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) внеурочная деятельность является частью основного образования. Она направлена «на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных метапредметных и предметных) и осуществляется в формах, отличных от урочной».**
_______________
** Информационно-методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования: офиц. текст [Письмо от 5 июля 2022 г. N ТВ-1290/03 о направлении методических рекомендаций] [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс [Офиц. сайт]. – Режим доступа: URL: https://vk.com/doc331892717_660136839?hash=EyTY76IiImDOoCZoErLdmZYDJzlrbOhxPdcD KUK1wF0&dl=Oro2o4BthlEmzl6wbM7l0eLJ065hs6tjyNR0GxLkPXT (дата обращения: 14.10.2025).
Вся внеурочная деятельность обусловливается как совокупность образовательных мероприятий, которые в свою очередь организуются вне рамок основного учебного плана, но имеющих воспитательную, развивающую и обучающую направленность***. Внеурочная деятельность детей младшего школьного возраста строится на принципах добровольного участия, интереса обучающихся, а также разнообразных форм и методов.
_______________
*** Байденко, В.И. Развитие внеурочной деятельности в начальной школе: теория и практика: учебник /В.И. Байденко. М.: Академкнига, 2012. С.24.
Внеурочная деятельность в младшей школе способствует (Рис. 1.)
Рис. 1. Роль внеурочной деятельности
Итак, рассмотрим подробнее значение внеурочных занятий для развития личности младших школьников.
Организация различных мероприятий у младших школьников повышает интересных повышает интерес к учебной деятельности, стимулирует стремление узнавать новое.
Участие в коллективных мероприятиях способствует улучшению навыков взаимодействия с одноклассниками, учит ребят договариваться друг с другом, разрешать конфликты мирным путем, проявлять уважение к мнению окружающих. Это важно для формирования социальной компетентности и успешной адаптации в обществе.
Творческие занятия развивают фантазию, воображение, способствуют раскрытию творческих потенциалов детей. Они учат выражать себя через творчество, формируют эстетический вкус и воспитывают чувство прекрасного. Занятия искусством позволяют детям осознать свою уникальность и индивидуальность.
Различные спортивные мероприятия через внеурочную деятельность способствуют развитию общей и специальной физической подготовки, способствуют здоровому образу жизни.
Младший школьный возраст является благоприятным для воспитания интереса к своей стране и республике, патриотических качеств детей. Важно не упустить этот момент и вовлечь в процесс воспитания и родителей ребенка. При этом необходимо дать каждому ребенку реализовать себя как личность. Приобщение детей младшего школьного возраста к истории родного края и России, народным традициям осуществляется через различные формы внеурочной деятельности.
Потенциал внеурочной деятельности в воспитании патриотизма младшего школьника велик. Необходимо учитывать интересы личности при выборе видов внеурочной деятельности, применять методы и формы, адекватные содержанию патриотического воспитания. Внеурочная работа носит воспитательный, развивающий, обучающий потенциал. Воспитательные мероприятия отличаются мобильностью, динамичностью, носят добровольный характер занятий, на которых реализуется опыт коллективного взаимодействия.
Уже с первого класса школьники способны понимать, что значит любить свой народ, быть его частью, гордиться историей своей малой родины и страны, чувствовать ответственность за нее.
Итак, внеурочные занятия являются неотъемлемой частью образовательного процесса, оказывая положительное влияние на формирование гармонично развитой личности младшего школьника. Они создают условия для развития познавательных интересов, творческого потенциала, социальных компетенций и физического здоровья, обеспечивая целостное и успешное становление подрастающего поколения.
По нашему убеждению, внеурочная деятельность в условиях компетентностного подхода имеет значительный потенциал формирования личности. Следовательно, считаем, что внеурочная деятельность в условиях общественных изменений должно выполнять комплекс функций, обеспечивающих развитие личности учащихся начальной школы.
В первую очередь хотим выделить личностно-ориентированный подход, в рамках которого центром образовательного процесса становится ученик с его желаниями, стремлениями, потребностями и интересами. Целью процесса становится создание условий для полноценного развития и воспитания личности с учетом ее индивидуальных особенностей. В качестве методов для реализации этого подхода можем выделить: диалог, создание ситуации выбора и успеха, методы педагогической поддержки.
_______________
**** Павлова, А.В. Личностно-ориентированное обучение в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс] / А.В.Павлова // Образовательная социальная сеть nsportal.ru [Офиц. сайт]. – Режим доступа: URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialymo/2019/05/04/doklad-lichnostno-orientirovannoe-obuchenie-v-usloviyah (дата обращения: 14.10.2025).
Учителя используют разнообразные формы и методы работы в рамках названного подхода: проекты, деловые игры, экскурсии, практическая деятельность, моделирование и т.д.
Таким образом, осмысляя вышеуказанное исследование, мы продемонстрировали, что внеурочная деятельность детей младшего школьного возраста представляет собой важный ресурс для развития личности. Эффективная организация внеурочных мероприятий позволяет обеспечить более гармоничное развитие личности учащегося и способствует формированию позитивного отношения к обучению.
Список использованных источников
- Байденко В.И. Развитие внеурочной деятельности в начальной школе: теория и практика: учебник /В.И.Байденко. М.: Академкнига, 2012. 152 с.
- Васильев, В.В. Определение личности: Понятие личности, темперамента и характера понятие личности /В.В.Васильев //Научно-практический подход. 2025. №51. С.65.
- Информационно-методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования: офиц. текст [Письмо от 5 июля 2022 г. N ТВ-1290/03 о направлении методических рекомендаций] [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс [Офиц. сайт]. – Режим доступа: URL: https://vk.com/doc331892717_660136839?hash=EyTY76IiImDOoCZoErLdmZYDJzlrbOhxPdcD KUK1wF0&dl=Oro2o4BthlEmzl6wbM7l0eLJ065hs6tjyNR0GxLkPXT (дата обращения: 14.10.2025).
- Павлова, А.В. Личностно-ориентированное обучение в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс] / А.В.Павлова // Образовательная социальная сеть nsportal.ru [Офиц. сайт]. – Режим доступа: URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialymo/2019/05/04/doklad-lichnostno-orientirovannoe-obuchenie-v-usloviyah (дата обращения: 14.10.2025).