Эмоциональный интеллект и психологическая готовность к школе

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Школьная психологическая служба

Классы: д/с, 1

Ключевые слова: педагогическая диагностика готовности первоклассников, готовность к обучению, эмоциональный интеллект


Эмоциональный интеллект (EQ) стал одним из центральных понятий в психологии последних лет. Что же это такое и связан ли он с готовностью к школе?

Если мы обратимся к научным исследованиям, то окажется, что только 20% успеха зависит от уровня развития IQ! Поразительно, не правда ли? Только человек с развитым эмоциональным интеллектом способен оптимально использовать свой логический интеллект на протяжении всей жизни, т.е. и в школе тоже!

Эмоциональный интеллект, с одной стороны, что-то очень простое и вполне обыденное, чем, кажется, обладают все люди с рождения. С другой стороны, он требует целенаправленного развития и совершенствования, начиная с рождения! Человек с развитым эмоциональным интеллектом – это человек, который умеет воспринимать свои чувства, идентифицировать и контролировать их, т.е. это человек, который способен управлять собой, способен понимать других и способен учитывать свои и чужие эмоции во время деятельности и общения с окружающими!

Разберемся поподробнее!

  1. Умение понимать собственные эмоции. Узнавать свои чувства в момент их проявления – основа EQ. Ребенок, который понимает свои чувства и их причины более успешен в школьном обучении. Умение понимать свои чувства создает прочную основу для развития второй составляющей эмоционального интеллекта – умения конструктивно обходиться со своими эмоциями. Как развить? Игры с обозначением (называнием эмоций), игры с соотнесением эмоций с различными ситуациями, игры с превращением эмоций во что-то (цвета, смайлики, животных и т.д.) и др.
  2. Умение конструктивно обходиться со своими эмоциями. Когда ребенок понимает, какую эмоцию он переживает, он принимает решение – как он ее переживает. И здесь важно, чтобы у каждого ребенка были конструктивные способы совладания с самим собой. Это и умение успокоить самого себя при возбуждении, умение сдержать свой гнев, если рассердился, умение избавиться от раздражительности. Даже умение порадоваться так, чтобы не нарушить дисциплину требует сноровки. Как развить? Игры на отреагирование эмоцией, игры с проговариванием способов действий, ролевые игры, где персонажи испытывают различные чувства и др.
  3. Умение конструктивно использовать свои эмоции для достижения цели. Эта способность очень помогает в учебе. Умение обратить свою грусть от ошибки в мотивацию к достижениям, умение обратить свою радость от полученных знаний в умственную активность, умение использовать свое желание общаться с другими в основу для создания прочных отношений с одноклассниками. Часто ребята не могут отказаться от немедленного результата, им сложно принять тот факт, что результаты учения не бывают быстрыми. Умение отказаться от немедленной радости от результата в пользу достижения долгосрочных целей – это залог успешной учебы! Как развить? Любые игры на развитие произвольности, настольные игры-ходилки и др.
  4. Умение понимать чувства окружающих. Умение понимает, что чувствует другой человек дает ребенку возможность учитывать мнение и чувства при общении, что сводит конфликтные ситуации к минимуму. Эта способность лежит в основе построения конструктивных взаимоотношений с окружающими. Оказывается, что многие ребята склонные к дракам не понимают, сколько боли они причиняют другим. Как развить? Эмоциональное лото, игры с обозначением (называнием эмоций), игры с соотнесением эмоций с различными ситуациями, игры с превращением эмоций во что-то (цвета, смайлики, животных и т.д.) и др.
  5. Умение строить конструктивные отношения с окружающими. Важность этой способности в жизни человека сложно переоценить, ведь давно известно, что человек – существо социальное. Умение прислушаться к мнению другого, учесть свои чувства и чувства других при общении, умение договориться с окружающими, умение выполнять «роль ученика» - это необходимые умения для успешной адаптации к школьной среде. Как развить? Любые игры на развитие взаимодействия, командные игры.

Мы видим, что высокий уровень развитие эмоционального является важной составляющей психологической готовности к обучению в школе и крепким фундаментом для успешной адаптации ребенка к учебному заведению.

Использованная литература

  1. Загвоздкин В. «Готовность к школе. Методическое пособие для родителей». Санкт-Петербург: Деметра, 2011. – 96 с.
  2. Иванова Е.В. «Как подготовить ребенка к школе». Волгоград: Учитель, - 119 с.