Формирование познавательных УУД средствами учебных предметов. Русский язык

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Как это делаю я: приёмы преподавания сложных тем учебной программы

Классы: 1, 2, 3, 4


Презентация

СЛАЙД 1

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка.

СЛАЙД 2

Метапредметные образовательные результаты – это результаты, которые формируются в ходе обучения, это навыки и способности, необходимые для самостоятельного изучения предмета и оперирования информацией.

Метапредметные результаты позволяют детям в дальнейшем самостоятельно расширять и изменять собственную траекторию развития. Это очень ценно в современном, быстроменяющемся мире.

В обновленном стандарте прописаны требования к освоению основной образовательной программы начального общего образования, где метапредметные результаты конкретизированы и уточнены, четко сформулированы требования к освоению познавательных, коммуникативных, регулятивных действий.

СЛАЙД 3

Остановлюсь только на познавательных универсальных учебных действиях: овладение базовыми логическими действиями, овладение работой с информацией, овладение базовыми исследовательскими действиями.

СЛАЙД 4

Для того чтобы получить все те ожидаемые результаты, можно использовать различные ресурсы: и печатной основе и цифровые образовательные (это различные тренажеры, интерактивные задания). Но не у всех есть возможность воспользоваться цифровыми ресурсами.

СЛАЙД 5

Продемонстрирую, каким образом происходит формирование базовых логических действий с 1 по 4 классы на уроках русского языка.

Для того чтобы систематизировать материал, выделила умение - выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа.

Для примера взяла такие задания.

1 класс. Тема: Звуки и буквы.

Задание. Распредели рисунки на две группы.

Дети анализируют и сравнивают звуки и буквы. Предлагается заполнить таблицу, распределив картинки, что относится к звукам речи, и что не относится к звукам речи. Практически с самых первых занятий учатся классифицировать, характеризовать объекты, находить существенные признаки и соотносить данный объект с условиями классификации.

Такой же вид, работы по распределению объектов в данную таблицу представлен ниже, но уже не иллюстрации дети распределяют, а те действия, те глаголы, которые сопровождают звуки, и буквы. Здесь идет анализ и характеристика существенных признаков таких объектов как звуки и буквы. Буквы мы пишем, видим, читаем; звуки произносим, слышим.

Это пример серьезной аналитической работы, которая начинается уже с 1 класса.

СЛАЙД 6

Другой пример по теме «Слово и его значение».

Назови одним словом.

В этом задании происходит наблюдение за объектами и их сравнение, выделение существенных признаков для того, чтобы самим уже провести классификацию.

Даны объекты, которые нужно распределить на группы и назвать группу одним словом.

Дети уже находят общие признаки и учатся находить то название, которое будет отражать эти общие существенные признаки.

Еще одно интересное задание – распределить слова на основе уменьшения размера.

Распределяя слова, дети учатся находить нужный признак, который позволяет перейти от одного более значительного размера к другому, уже меньшему.

СЛАЙД 7

2 класс. Тоже самое базовое логическое действие на примере темы «Корень слова».

Предлагается проанализировать объекты, выбрать основание для классификации и провести эту классификацию.

Тема «Глагол». В картинной галерее учебника представлены репродукции картин художников, которые используются, например, для таких заданий, как составить рассказ, но не просто составить рассказ, а употребив глаголы в определенной форме. Опять же ведется глубокая аналитическая работа. Помимо составления небольшого текста дети должны следить: как они подбирают языковой материал, как о ни удерживают учебную задачу и каким образом находят решение данной учебной задачи.

СЛАЙД 8

В 3 классе идет усложнение материала. Для примера взяла тему «Мягкий знак после шипящих». Игра «Четвертый лишний». В задании уже дана классификация, детям нужно выбрать тот объект, который не будет соответствовать другим объектам данной группы. Ребята находят существенные признаки объектов или явлений.

Ниже пример задания, которое требует не то лько серьезной аналитической работы, но и отражает обобщенный способ действия. Это олимпиадное задание. Такие задания нравятся детям.

Представь, что тебе вдруг пришло письмо с другой планеты. (В нем слова, которые мы не можем понять). В каких инопланетных словах (по правилам русской орфографии) нужно написать мягкий знак?

Зная грамматические признаки частей речи, определяют к какой части речи принадлежит слово. И тогда в зависимости от того, например, существительное это м.р. . или ж.р, ученики могут определить нужно ли здесь написать мягкий знак или нет.

В 4 классе примером базовых логических действий можно привести такие задания.

Выдели красным маркером все имена существительные (сущ.), зеленым - глаголы (гл.) и т.д. Подобные упражнения используем при изучении частей речи. Это задание направлено на то, чтобы повторить тот материал, которым они уже владеют. Используя маркеры, дети в тексте находят тот языковой материал, те объекты, которые им необходимы при выполнении данной учебной задачи.

Следующее задание очень объемное, потому что оно объединяет сразу несколько направлений.

Дана таблица, в ней прописано сколько существительных, прилагательных, глаголов и т.д. есть в каждом предложении, выстроен порядок этих предложений. Справа можно их увидеть, и в этих предложениях еще пропущены орфограммы. В этом задании анализируем языковой материал сразу в трех направлениях – вставляем орфограммы, меняем местами предложения, меняем их не просто чтобы был смысл, а меняем таким образом, чтобы каждое предложение соответствовало условию по количеству указанных в таблице частей речи.

Каждое задание по формированию базовых логических действий содержит огромный потенциал, учитель может так преподнести учебное задание, что работа на уроке будет интересной и продуктивной.

СЛАЙД 9

Следующее направление - работа с информацией: умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, для создания схем решения учебно-познавательных и практических задач.

Моделирование в начальной школе очень актуально. У младшего школьника преобладает наглядно-образное мышление, поэтому необходимо использовать схемы, модели, опорные таблицы. Их в учебнике много. И используя такой зрительный образ, детям легче усвоить учебный материал и систематизировать имеющиеся знания. Схемы и модели помогают при решении учебно-практических задач.

СЛАЙД 10

Последнее направление – формирование базовых исследовательских действий, такое умение как - использование вопросов как исследовательского инструмента познания; формирование гипотез об истинности собственных суждений и суждений других, умение аргументировать свою позицию, мнение.

Для работы в этом направлении используются ключевые вопросы урока в учебнике.

1 класс. Тема: «Слово и слог». Ключевой вопрос. Как определить, сколько в слове слогов? Дети высказывают свои гипотезы, пытаются предположить, от чего зависит количество слогов в слове. Сколько гласных или согласных может быть в слове? А может и не быть.

Вот задание, которое поможет детям исследовать представленный материал.

В слове всегда есть один гласный звук. А сколько согласных звуков может быть в слоге? Рассмотри рисунки, примеры и сделай вывод – ЧТО ТАКОЕ СЛОГ?

2 класс. Задание по теме «Предлоги». Рассмотри картинки. Назови предлоги, которые можно вставить. Ведется наблюдение над предлогами. Выполняются различные задания и делаются выводы: Для чего в речи служат предлоги? Какую роль выполняют предлоги в предложении?

Тема «Корень слова» 3 класс. Вопрос. Являются ли в современном русском языке однокоренными слова: стол и столица? Подбери к каждому однокоренные слова. Дети ведут исследование по каждому слову и делают вывод: значения этих слов разошлись в современном русском яз ыке и изменился состав слов, поэтому слова не однокоренные.

В 4 классе формирование базовых исследовательских действий приведу пример по теме «Фразеологизмы».

Исследуем фразеологизм с разных позиций.

Это и история возникновения фразеологизма, и фразеологизмы в иностранных языках (мы привыкли, что фразеологизмы украшают только русский язык, это не так, фразеологизмы есть и в иностранных языках), когда фразеологизм имеет привязанность к одному определенному слову, например, нос.

Дети учатся их объяснять, исследовать, обращаться к истории происхождения. Интересное задание «Ошибка художника». Действительно ли художник ошибся? Или он хотел изобразить данный фразеологизм. Учим детей строить суждения, аргументировать свою позицию в соответствии с учебно-познавательной задачей.

Все мы знаем, что овладение универсальными учебными действиями происходит в единстве изучения разных учебных предметов. На современном уроке идёт формирование всех видов УУД.

Последовательная работа по формированию и развитию у детей универсальных учебных действий ведет к повышению эффективности образования в целом, к более гибкому и прочному усвоению знаний учениками.

Подчеркну, что занимательность на уроке – это эффективное средство для воспитания познавательных интересов и активизации деятельности.

Игра – один из приёмов преодоления пассивности, развивает умственную деятельность, внимание, тренирует память, стимулирует интерес к предмету. Игровые формы обучения на уроках русского языка развивают творчество детей и создают прочную базу знаний на определенном этапе обучения.

Всё, что вызывает у ребенка яркую эмоциональную реакцию, оставляет глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго.