Урок-путешествие по теме «Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков о местоимении»

Разделы: Русский язык

Класс: 3

Ключевые слова: местоимение


Цель урока:

  • углубить знания учащихся о местоимении
  • совершенствовать навыки учащихся
  • развивать умения работать в группах

Задачи урока:

  • обучающие:
      совершенствовать навыки учащихся в правильном употреблении местоимений в речи;
    • формировать умения использовать их грамотно в письменной речи.
  • развивающие:
      развивать умения учащихся работать в группе,
    • развивать познавательный интерес, умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.
  • воспитательные:
      развивать умения сотрудничать,
    • помогать друг другу,
    • формировать у учащихся коммуникативные умения.

Методы ведения урока: проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма урока: урок-путешествие.

Этапы урока:

I этап. Сообщение темы урока. Чтение письма Королевы Местоимения. (ввод в тему урока)

II этап. Преодолев препятствие – отгадать загадки (в отгадках спрятаны местоимения). (проблемный метод)

III этап. Работа с текстами (связь с уроком окружающего мира). (творческий метод)

IV этап. Работа по карточкам. Связь с уроком литературного чтения. Подбор однокоренных слов.

V этап. Задания «Гора грамотности», самостоятельное выполнение задания, самопроверка, самооценка.

VI этап. Звуковое письмо Королевы Местоимения. (рефлексия, подведение итогов урока)

VII этап. Творческое домашнее задание: написать личное письмо-поздравление с днём рождения Королеве Местоимения.

1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

2. Сообщение целей урока

а) Вместо имени предмета
Говорим мы слово: ЭТО,
ТО, ОНИ, ОНО, ОНА —
Всем известные слова.
Это, без сомнения,
Слова — МЕСТОИМЕНИЯ. (хором)

Я, ТЫ, МЫ, и НАМ, и ВАМ,
КТО и ЧТО, КАКОЙ и СКОЛЬКО, НАШ, и ВАШ, и МОЙ, и ТВОЙ,
ИХ, ЕГО, ЕЕ и Свой?
Это, без сомнения,
Всё МЕСТОИМЕНИЯ! (хором)

Вот сегодня мы и будем говорить с вами о местоимениях, будем учиться находить их в тексте, постараемся понять их роль в русском языке. Итак, мы отправляемся в путешествие в страну Местоимению.

3. Учитель: чтение (хором) стихотворения

Как названья дать словам:
Я, ты, мы, и Нам, и Вам,
Кто и Что, Какой и Сколько,
Этот, тот, такой и столько,
Наш и Ваш, и мой, и твой,
Их, его, ее и свой.
Это без сомненья,
Все Местоименья.

А знаете ли вы, почему они так называются - «Местоимения»? (Местоимения - вместо имени). Какого? Существительного, имени прилагательного, имени числительного.

Местоимение не называет предмет, количество, а указывает на них.

(Стук в дверь. В класс входит почтальон (учитель) заносит письмо детям).

б) учитель зачитывает письмо-обращение.

Здравствуйте, друзья!

Я узнала, что вы хотите прибыть в мою страну. Я очень люблю туристов и пускаю в свои владения только пытливых и находчивых. А главное, знающих людей. Пройти в мой дворец не просто. Для этого вам придётся преодолеть различные препятствия.

Я посылаю вам карту моей страны. Если вы достойно пройдете все испытания, расскажите всё, что обо мне знаете, я буду рада приветствовать вас в моём Дворце.

Сегодня я отмечаю свой день рождения. Прошу прибыть во дворец без опоздания. А чтобы вы смогли открыть дворцовые ворота, за каждый пройденный этап путешествия вы будете получать ключик. Команда набравшая больше ключиков, получит право открыть дворцовые ворота. В добрый путь!

Королева Местоимения.

I. Пещера загадок

1. Какие два личных местоимения мешают движению на до­рогах? (Я-мы).

2. Сколько личных местоимений в слове? (Семь-я)

3. Первый слог - личное местоимение 2 лица. Второй - звук, который издает лягушка? Вместе - название овоща (Ты-ква)

4. Первый слог слова - личное местоимение 1-го лица,
Второй слог ты найдешь в словах сварщик, пильщик, ба­рабанщик.
Вместе обозначают вместилище для чего-нибудь. (Я-щик)

5. Первый слог - личное местоимение 1-го лица,
Второй, третий — синоним к слову «горе».
Вместе обозначают человека, который любит жаловаться. (Я-беда)

6. В каком местоимении одна буква, два звука? (Я – [й][а] )
А теперь хитрый вопрос.

Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила: «Эти тарелки и чашки чистые?». Таня ответила маме четырьмя местоимениями. Какими?

(Они Вы -мы-ты)

Дети делают вывод: это личные местоимения.

II. «Лесные премудрости»

Задание: Замените существительное личным местоимением.

I ряд. Охотник нашёл в лесу лисёнка. Он принёс лисёнка домой. Это был шустрый зверёк. Ночью лисёнок просыпался и бегал по комнате. К осени лисёнок стал большим. Охотник отпустил лисёнка в лес.

II ряд. В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.

III ряд. Белка живёт в лесу. Строит белка дом в дупле. Белка - хлопотливый зверёк. Белка делает запасы орехов и грибов. Белка прячет их среди корней деревьев.

Проводится проверка заданий. Учащиеся использовали в задании личные местоимения.

Сделать синтаксический разбор предложения, дать ему характеристику.

ВЫВОД: Каким членом предложения может быть местоимение? Подлежащим и дополнением.

Физкультминутка (гимнастика для глаз)

"Прогулка в лесу"

Мы отправились гулять. Шагают на месте
Грибы - ягоды искать
Как прекрасен этот лес.
Полон разных он чудес.
Светит солнце в вышине, смотрят вверх
Вот грибок растет на пне, смотрят вниз
Дрозд на дереве сидит, смотрят вверх
Ежик под кустом шуршит. смотрят вниз
Слева ель растет - старушка, смотрят вправо
Справа сосенки - подружки. смотрят влево
Где вы, ягоды, ау! повторяют движения глаз
Все равно я вас найду! влево - вправо, вверх - вниз.

Учитель: Прежде, чем перейти к следующему этапу урока, проведем игру.

III. Игра «Вертушка»

На правильном восьмиугольнике, разделенном на 8 секторов, написано одно из личных местоимений: Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они. Крутится «волчок». Игрок указывает лицо и число данного ме­стоимения, составляет с ним предложение. Крутит вертушку для «друга».

У доски работают по «цепочке» 5 человек.

«Четвертое - лишнее».

Я, он, на, ты Мы, он, вы, но

Нас, нами, нет, нам

Мнем, мну, мне, мни

Мной, меня, мни, мне

Тебя, тебе, тобой, табун

Вас, воз, вес, вар

Он, его, ему, яму

Но, оно, она, они

Нос, низ, нас, нес

Учащиеся объясняют, почему выделено то или иное слово.

IV. «Поляна сказок»

Учащимся раздаются карточки с заданием:

Прочитайте текст. Из какой сказки эти строки, назовите автора.

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Беседа по сказке.

Работа в парах. Учащиеся выполняют задания по карточкам.

Учитель подробно объясняет задания учащимся.

1 карточка

Приплыла к (он) рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»

Воротился старик ко старухе,
Рассказал (она) великое чудо.

2 карточка

Не посмел я взять с нее выкуп;
Отпустил (она) в синее море.

Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с (она) корыто.

3 карточка

На (он) прикрикнула старуха,
На конюшню служить (он) послала.
Старичок к старухе воротился.
Что ж? пред (он) царские палаты.
Слабые учащиеся выполняют упражнение из учебника.
Как пишутся местоимения с предлогами?

Вывод: местоимения с предлогами пишутся раздельно.

V. Гора грамотности

Написать местоимения в нужном падеже.

1 команда

2 команда

3 команда

С (он) Т.п.

У (он) Р.п.

К (она) Д.п.

У (она) Р.п.

Над (она) Т.п.

Над (он) Т.п.

За (она) Т.п.

К (он) Д.п.

О (он) П.п.

Перед (он) Т.п.

О (она) П.п.

От (она) Р.п.

Вывод: местоимения 3-го лица в косвенных падежах имеют род.

4. Итог урока

Вспомним, что мы узнали о королеве Местоимении.

- Мы многое узнали о королеве Местоимении и подошли к ее дворцу. Команда, получившая большее число ключиков, открывает дворцовые ворота.

Звучит аудиозапись «Письмо Королевы Местоимения».

Дорогие, ребята!

Я поздравляю вас с успешным окончанием путешествия. Вы проявили себя знающими и любознательными туристами. Желаю вам дальнейших успехов в изучении русского языка. Путешествуйте в разные страны частей речи. Дружите с русским словом, исследуйте страну Слов. Поможет вам в этом мой подарок! До встречи на страницах учебника.

Королева Местоимения.

5. Домашнее задание

Написать личное письмо-поздравление Королеве, поблагодарить ее за гостеприимство и за интересное путешествие.