Актуальные методы повышения мотивации учащихся при изучении иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


Современный человек существует в глобальном мире-сети, где знание иностранного языка образует основу, связующее звено культурных, социально-экономических, политических отношений, а также межличностной и профессиональной коммуникации. От того, насколько молодой человек осознает и воплощает необходимость изучения иностранного языка, другими словами, насколько обучающийся мотивирован, зависит эффективность «глобального общения». Среди растущей конкуренции на рынке труда, специалисту-профессионалу необходимо владение хотя бы одним иностранным языком.

В высших учебных заведениях Российской Федерации обучение иностранному языку является одним из основных элементов системы профессиональной подготовки специалистов. Современное общество предъявляет высокие требования к студентам в овладении иностранными языками. Но ни один преподаватель не сможет научить, если сам студент не захочет учиться.

Для успешной реализации требований государственного образовательного стандарта необходим особый подход к изучению иностранного языка. Это объясняется некоторыми причинами, а именно: процесс обучения происходит в искусственной языковой среде; иностранный язык во многих вузах рассматривается как второстепенная дисциплина; существует недостаточное количество учебников и учебных пособий, имеющих профессиональную направленность. Очень часто интерес к предмету у студентов падает, появляется апатия, безразличие, тревожность, вызываемые трудностями, с которыми студент встречается при изучении предмета. Кроме того, не следует отрицать низкий уровень школьной подготовки по иностранному языку, бедный словарный запас, незнание правил грамматики.

К основным трудностям изучения иностранного языка следует отнести и мотивационные проблемы, такие как:

  • обучающиеся не видят перспектив владения иностранным языком в своей профессиональной деятельности;
  • студенты заведомо считают себя неспособными к изучению иностранного языка в силу сложности предмета;
  • многим студентам недостаточно языковых и речевых средств в процессе изучения иностранного языка.

Таким образом, важная роль при изучении иностранного языка в неязыковых вузах отводится преподавателю. Одна из главных задач преподавателя иностранного языка пробудить интерес к изучаемому предмету, сформировать осознанную потребность овладения знаниями. Чтобы поддерживать положительное отношение студентов к иностранному языку как учебной дисциплине, преподаватель, кроме знания своего предмета, должен использовать такие методические приемы, которые развивают познавательный интерес к учению. Естественно, проблема мотивации возникает по каждой изучаемой студентами дисциплине, но наиболее остро она проявляется при изучении иностранных языков.

Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в отличие от других предметов, в качестве основной цели обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции учащихся. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и приемы, является отличительной особенностью занятия по иностранному языку. Концепция структуры и содержания образования в правительственных документах модернизации образования выдвигает требование переориентации содержательной и методической системы обучения на приоритет его развивающей функции. Все чаще идут рассуждения о необходимости внедрения в российскую систему высшего образования новых образовательных стандартов, которые предъявляют новые требования, как к преподавателям вузов, так и к студентам. Прежде всего, это необходимо для саморазвития и совершенствования коммуникативных навыков у будущих специалистов, поскольку их будущая профессиональная деятельность будет напрямую связана с дальнейшим успехом и конкурентоспособностью на мировом рынке труда. Развитие лингвистических, литературоведческих, исторических и других понятий в совокупности с формированием ценностных ориентаций личности опирается на межпрежметную интеграцию, ведущую к совершенствованию научно-теоретических обобщений и повышению воспитательного уровня содержания знаний, активизирующую интеллектуальную деятельность обучающихся. Исследователи проблем умственного развития личности подчеркивают развивающую функцию межпредметных связей, считая их важным средством формирования гибкой и продуктивной системы знаний, обобщенных способов действий, т.е. обобщенных учебных умений обучаемых при изучении иностранного языка.

Все чаще, основным требованием современного работодателя является хорошее владение иностранным языком, поскольку международное сотрудничество расширяет государственные границы, возможности коммуникации стали необходимыми настолько, что представить себе образованного и успешного человека без знания иностранного языка становится невозможным. Поэтому владение иностранным языком носит, в первую очередь, профессионально-ориентированный характер, что подразумевает глубокий анализ целей, форм и методов обучения иностранному языку в вузах. Первоочередной задачей вузовское образование ставит развитие стремления учить и развивать лингвистические навыки на протяжении всей жизни. Современный человек должен постоянно совершенствовать эти знания, умения и навыки, потому что специалист должен быть готов решить проблемы, как на родном, так и на иностранном языке, сотрудничать и работать в команде, используя разные подходы в своей профессиональной деятельности. В связи с этим, необходимо пересмотреть методическое содержание работы со студентами, которое должно быть ориентировано на самостоятельный поиск и решение конкретных, практических задач как языковых, так и профессиональных. Для решения вышеперечисленных задач, в процессе изучения профессионального иностранного языка необходимо, прежде всего, сформировать мотивацию у студентов, выявить трудности при изучении иностранного языка, оказывая тем самым педагогическую поддержку в развитии их профессиональной мотивации. Следует отметить, что вопросу мотивации студентов уделяется большое внимание, так как данная проблема является одним из наиболее эффективных способов улучшить процесс обучения, изменить отношение к необходимости изучать иностранный язык. Преподаватели высших учебных заведений используют в своей практике огромное количество приемов и методов для совершенствования иностранного языка, включая формы контроля и, конечно же, творческих заданий, способствующих формированию у обучающихся мотивации к его изучению. К сожалению, на данный момент, мы можем утверждать, что уровень владения иностранным языком специалистов неязыковых направлений не всегда отвечает предъявляемым требованиям, описанным в федеральном государственном стандарте. И все же, формирование у студентов устойчивого интереса к традициям, культуре стран изучаемого языка, а также постоянное стремление к саморазвитию и самосовершенствованию необходимо постоянно стимулировать, что будет побуждать их к активной деятельности, то есть учиться. В качестве фактора, стимулирующего интерес студентов к данному предмету, преподаватель может использовать материал англоговорящих телеканалов, радиостанций, газет и журналов, которые стали доступными для любого слоя населения. Даже владение базовым английским языком дает возможность получать информацию об окружающем мире и использовать язык как средство межкультурной коммуникации, что необходимо для расширения кругозора, общей и речевой культуры, личностной ориентации. Еще одним способом повышения интереса к предмету выступают творческие задания – задачи, требующие применения знаний в новых, нестандартных ситуациях. Они способствуют более самостоятельному овладению знаниями, умениями, отдельными приемами умственной деятельности. Но не для всех учащихся представляется реальным отыскать правильное выполнение данного вида заданий, требующих к тому же затраты большего количества времени. Творческие задания целесообразно использовать в учебном процессе только в том случае, если у учащихся на высоком уровне сформированы знания и общеучебные умения.

Тем не менее, если мы обратимся к федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС-3), то найдем основные требования, которые будут предопределять все содержание учебного процесса в вузе, в первую очередь через раскрытие творческого потенциала будущих специалистов. Студент не должен получать готовые знания он должен предложить свои версии развертывания конкретных ситуаций, и в этих случаях у студента формируются самостоятельность, самоуважение и, самое главное способность самостоятельно думать, рассуждать и анализировать. Все это должно привести, прежде всего, к коммуникативной мотивации, необходимостью высказать свое мнение и правильно его аргументировать.

Как известно, усвоение знаний и формирование умений учащихся происходит в процессе изучения учебных предметов и от того, как учитель организует эту деятельность, во многом зависит результат обучения. Понятно, что в расписание занятий не включаются специальные занятия, не выделяется особое время для формирования общеучебных умений студентов. Их формирование органически включается в сам процесс обучения предметам, в нашем случае, - в обучение английскому языку. Первое, что предстоит сделать преподавателю, – выяснить, владеют ли учащиеся и насколько необходимыми знаниями и умениями для развития того или иного общеучебного умения. Иными словами, учитель осуществляет диагностику знаний и умений студентов с помощью ряда заданий, включающих применение той или иной группы умений в зависимости от цели. Второе, в зависимости от результатов диагностики, – организовать учебную работу по овладению общеучебными умениями в процессе изучения учебного предмета. Здесь необходимо выстроить следующие этапы развития общеучебного умения у студентов, которые сводятся к следующим: констатация; мотивация; осмысление и овладение; применение и перенос.

Но, не нужно забывать и об определенных рамках и лимите времени, которые существуют в вузах, поскольку на изучение иностранного языка выделяется недостаточное количество времени. Многие институты организуют дополнительные мероприятия и факультативы по иностранному языку, которые имеют большое общеобразовательное значение для мотивации и углубленного изучения иностранного языка. Данные мероприятия будут служить толчком, и являться своеобразным локомотивом для дальнейшего изучения и познания иностранного языка, расширения страноведческой компетенции, развитие творческой активности. Именно такой подход, по нашему мнению, повышает мотивацию к изучению языка и познанию культуры другой страны.

Мы уже упоминали, что в новых условиях принципиально меняется позиция преподавателя. Он перестает быть вместе с учебником носителем «объективного знания», его главной задачей становится мотивировать студентов на проявление инициативы и самостоятельности в учебном процессе. Преподаватель иностранного языка должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы, другими словами учитель создает условия, развивающую среду, в которой становится возможным выработка каждым студентом на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных умений.

Формирование познавательной мотивации и положительного отношения к процессу учения – это одно из условий овладения общеучебными умениями и навыками. В то же время уже приобретенные умения и навыки стимулируют студентов в отношении учения и положительно влияют на общеобразовательный процесс. И как справедливо замечают ученые-лингвисты, «общий путь формирования мотивации учения состоит в том, чтобы способствовать превращению имеющихся у начинающего учиться широких побуждений (отрывочных, импульсивных, неустойчивых, определяемых внешними стимулами, сиюминутных, неосознаваемых) в зрелую мотивационную сферу с устойчивой структурой, т.е. с доминированием и преобладанием отдельных мотивов и избирательность».

Какие же задания и упражнения может применять преподаватель для воздействия на мотивационную сферу студентов? Здесь могут использоваться упражнения на сотрудничество с учителем, в которых формируется собственная позиция обучаемого, стремление самому решить задачу и найти свой путь решения. Следующая группа заданий – использование ситуаций выбора для укрепления и осознания мотивов; также индивидуальные творческие задания, которые развивают познавательную мотивацию, повышают интерес к учению, активизируют самостоятельность, развивают умение студентов принять решение, взвесить все «за» и «против», сопоставить разные мотивы.

Сегодня методическим содержанием занятия по иностранному языку должна быть коммуникативность. Если мы хотим научить человека общаться на иностранном языке, то учить этому нужно в условиях общения. Это главный критерий эффективности урока иностранного языка. Только в этом случае будет возможен перенос сформированных умений и навыков: обучаемый сможет действовать в реальных условиях. Обучение языку должно быть организовано так, чтобы оно было подобно процессу общения.

Для отработки и закрепления общеучебных умений на занятиях иностранного языка применяются различные способы: занимательность изложения, необычная форма преподавания материала, эмоциональность речи учителя, ситуации спора и дискуссии, анализ жизненных ситуаций, умелое применение преподавателем приемов поощрения и порицания. Это особенно важно для такого предмета как иностранный язык, т.к. на этих занятиях студенты не всегда активны, слабо проявляется их инициатива.

Исследования, проведенные некоторыми учеными, показали, что по-настоящему активен на занятии по иностранному языку преподаватель: процентное соотношение речи учителя и речи обучаемых на занятиях иностранного языка в неязыковых вузах составляют 70% к 30%. При этом нарушается закон общения, предполагающий равенство его партнеров; студенты не могут воспринимать преподавателя как партнера, если инициатива общения только в его руках.

Анализ имеющихся данных позволяет предположить, что: иностранный язык является фактором неуспеваемости для 70% студентов; у них наблюдается отсутствие мотивации (они не понимают успешности изучения иностранного языка и не ощущают прогресса в учении); большинство из них не видят практической ценности в изучении языка; и имеют психологический барьер (они стесняются говорить на иностранном языке и боятся сделать ошибку); многие находят традиционную систему обучения иностранному языку скучной и не стимулирующей к говорению на изучаемом языке.

Беседы с преподавателями иностранного языка свидетельствуют о том, что главным фактором на занятиях является привлекательность материала. Однако, каким бы привлекательным ни был материал, сам по себе он еще не может обеспечить полного успеха в плане мотивации. Важны методы работы с материалом, ставящие студентов в положение субъектов учения и общения. Таковыми, к примеру, являются игровые методы работы на занятии по иностранному языку, которые помогают его мотивационной обеспеченности. В различных педагогических системах игре придавалась разная роль, но нет ни одной системы, в которой в той или иной степени не отводилось бы место игре. Как отмечено в психолого-педагогической литературе, в основе игры лежат три исходных влечения: влечение к освобождению, к слиянию и к воспроизведению. В большинстве известных теорий игры она связывается с жизнью животных и людей без выделения специфики человеческой игры. Игра является деятельностью, возникающей в ответ на потребности общества, в котором живут люди и активными членами которого они должны стать. Игра-обучение отличается от других методов обучения следующими особенностями:

  1. наличием противоборствующих сторон, имеющих различные интересы;
  2. динамизмом и непрерывным изменением ситуаций под воздействием решений;
  3. непосредственным участием обучаемых в анализе-исследовании управляемого процесса.

Игра благоприятно влияет на ее участников и способствует ослаблению их внутренней напряженности, повышению уровня их уверенности в себе. Игровое обучение позволяет в кратчайшие сроки обеспечить усвоение обучающимися знаний, умений и навыков по ряду разнообразных учебных дисциплин. Учебная игра является средством целенаправленного управления преподавателем умственной деятельностью студентов, а также средством формирования таких познавательных структур, которые обеспечивают ее участникам возможность самостоятельно регулировать свою мыслительную деятельность. Педагогический опыт показывает, что обучаемые проявляют к играм повышенный интерес, т.к. в ходе игры создаются условия, способствующие непроизвольному усвоению изучаемого материала, развитию их творческих способностей и активности. Кроме того, необычность формы проведения занятий, ее нестандартный характер способствуют формированию положительной мотивации к процессу обучения. Превосходство игры над другими средствами обучения обнаруживается в том, что она способна обеспечить не только индивидуальную, но и парную, групповую, коллективную формы работы на занятии, что позволяет каждому обучаемому максимально эффективно использовать учебное время. Главным же при этом является то, что она дает возможность успешно решать основную задачу – обучение общению посредством общения. Общение в процессе совершения игрового действия позволяет совершенствовать уже усвоенные общеучебные знания, умения и навыки, а также познавать новые.

Групповая деятельность студентов в рамках игровой ситуации при формировании у них общеучебных умений складывается из следующих этапов:

  1. Предварительная подготовка обучаемых к ролевой игре, постановка учебных задач, ознакомление с игровой ситуацией.
  2. Обсуждение плана игры, распределение ролей.
  3. Работа по выполнению учебного задания.
  4. Помощь преподавателя отдельным студентам и группе в целом.
  5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.
  6. Непосредственное предъявление результатов выполненной работы.
  7. Оценка выполненной работы отдельными обучающимися и группой в целом.

Главной целью такого вида работы будет являться формирование эстетического, интеллектуального, нравственного развития обучающихся. Эффективность и результативность такой работы зависит напрямую от желания студентов проявить себя, умение работать в коллективе, решать нестандартные задачи, развитие самостоятельного мышления, оперативности, целеустремленности, инициативности и креативности, трудолюбия и самостоятельности.

Для достижения успеха, студентам необходимо проявить иноязычную активность, принимать участие в коммуникативных формах организации процесса обучения, преодолевать психологические и речевые барьеры в ходе иноязычного общения, правильно выражать свою собственную точку зрения при обсуждении какого-либо вопроса на иностранном языке. Творческая деятельность развивает самодисциплину в ходе самостоятельной работы по освоению иностранных языков, появляется необходимость в дополнительных источниках, что мотивирует их на использование дополнительной научно-методической литературы и материалов, рекомендованных как преподавателем, так и выбранных самостоятельно, объективно оценивать уровень собственной иноязычной подготовки, отдавая предпочтение, преимущественно аутентичным иноязычным источникам.

Все выше перечисленные навыки являются результатам проделанной студентами самостоятельной работы. Данные навыки способствуют усилению мотивации к овладению языком и позволяют ему быстро ориентироваться в огромном потоке иноязычной информации, а также применять свои уже сформированные знания и умения, как в устной, так и в письменной речи, что на наш взгляд является неотъемлемой частью для становления высококвалифицированной, конкурентоспособной личности.

Таким образом, для правильной мотивации студентов на изучение иностранного языка, необходимо в образовательный процесс добавить некоторое количество внеклассных заданий, которые помогут разнообразить работу и студентов, и преподавателей.

В настоящее время ролевые игры широко используются в процессе обучения иностранным языкам, и мало кто подвергает сомнению их необходимость. Однако для успешного проведения РИ (ролевой игры) необходимо иметь четкое представление об ее преимуществах и недостатках, роли в учебном процессе, методах подготовки и проведения, а также некоторых психологических аспектах данного вида деятельности. Прежде всего, следует сказать, что РИ не является просто способом развлечь студентов, ‘'разбавить” некую монотонность занятий. РИ — это заключительный этап прохождения какой-либо темы, целью которого является, в первую очередь, выход в неподготовленную устную речь. Для студента — это возможность почувствовать, что он действительно может говорить, понимать и быть понятым (не говоря уже о том, что это просто интересно, что это — игра, “действо”); для преподавателя — это возможность ненавязчиво проконтролировать знания студентов, проанализировать их ошибки, а также аспекты языка, которые требуют доработки. В других видах аудиторной работы (будь то “drills”, работа по моделям, парная работа, обсуждение темы, ответы на вопросы и т.д.) есть заранее запланированный образец. Поэтому очень часто, если студент не говорит сам, он отвлекается и невнимательно следит за ответами остальных. Кроме того, в аудитории доминирует преподаватель, он исправляет ошибки, направляет, “дирижирует” учебным процессом, и студент знает, что его в затруднительном случае исправят. Но в реальной жизни эти факторы отсутствуют, и очень часто учащийся, оставшийся “один на один” с носителем языка, испытывает затруднения при общении или просто впадает в панику. РИ, которая моделирует условия реальной жизни, дает студенту возможность самому, без помощи преподавателя, использовать иностранный язык и принимать решения. Во время хорошо организованной ролевой игры студент активен 100 % времени. Даже когда он просто слушает, информация нужна ему, и он должен на нее реагировать, Он заинтересован, и вопрос активного участия в учебном процессе отпадает сам собой. Конечно, РИ занимает огромное количество времени, если учесть подготовительный и заключительный этапы. Но следует помнить, что РИ — это тоже обучение.

Принципы создания ролевых игр состоят в следующем. Во-первых, с самого начала занятий студенты должны привыкнуть работать в группах или парами (сначала это может быть не ролевая игра, а какие-либо другие задания); это особенно важно в группах по 12—15 человек, где хорошая парная работа резко повышает эффективность занятий. Во-вторых, необходимо реально оценить уровень языковой подготовки группы и в зависимости от этого выбрать тип игры. Как уже говорилось, РИ проводится по завершению работы с определенным лексическим и грамматическим материалом; очень важен точный прогноз, какая лексика понадобится студенту. Безусловно, чем выше уровень, тем это труднее сделать. В-третьих, необходимо учитывать интересы студентов и тип группы; бывают творческие группы, где фантазия и артистизм студентов позволяют преподавателю переложить большую часть подготовки на них самих. Встречаются группы, где студентов очень трудно “расшевелить”, фантазия у них не развита, и здесь задача преподавателя, с помощью целой системы упражнений, подготовить группу и тщательно продумать игру. При создании ролевой игры следует помнить о следующем:

  1. Студенты должны иметь фактическую информацию, которая или им выдается (например, расписание поездов, программа передач, какой-либо базовый текст, вокруг которого строится игра), или им самим поручают отыскать эту фактическую информацию.
  2. Отрабатывается языковой материал.
  3. Представляются и обсуждаются фронтально ситуация и факты.
  4. Студенты получают карточки с ролью.

Продумывая или распределяя роли для каждого студента, необходимо учитывать их способности и характер. Практика показывает, что нельзя составлять группу только из “тихих” студентов; что лидеры в реальной жизни хорошо подходят для лидирующих ролей в РИ, что иногда невозможно “давить” на “тихих” студентов и давать им активные роли, а иногда “тихие” студенты вдруг неожиданно преображаются в игре. Преподаватель должен принимать решения по поводу той или иной роли, основываясь на своем опыте, интуиции и понимании студентов. Когда студенты получают карточки с ролью, им дается время на подготовку (в зависимости от уровня сложности игры это может быть от 5 минут в классе до нескольких часов дома). Основное, что следует помнить — студенты не должны обсуждать свои роли друг с другом и репетировать, игра должна быть спонтанной. Конечно, на уровне “elementary” отношение к ситуации и пути ее развития предопределены, однако на более высоких уровнях все решения принимаются во время игры; здесь нет никакой предопределенности, кроме исходных данных. Необходимо отметить еще одну немаловажную деталь. Речь студентов часто бывает неестественной в связи с отсутствием в ней так называемых “conversation fillers” .Такие слова и выражения вводятся постепенно на протяжении всего учебного процесса. Иногда целесообразно написать их на доске перед началом игры и рекомендовать студентам их активно использовать, иногда некоторые выражения можно дать на карточках с ролью. Помимо этого, при подготовке к РИ следует уделять внимание стилистическим особенностям языка, в какой ситуации какой язык надо использовать. Студенты должны понимать, что если к коллеге можно обратиться “Hi there, Bobby!”, то в разговоре с начальником более уместно сказать “Good morning, Mr. Simphton”, и свадебная церемония выглядела бы, по меньшей мере странно, если священник сказал бы: “OK, Bill, so you want to marry Ann here” вместо: “Do you, Bill Jones, take this woman... ”.

Роль преподавателя в игре очень важна. Когда подготовительный этап уже позади и игра началась, преподаватель предоставляет студентам вести игру и не вмешивается в ее ход. Он — “отсутствует” (в это время можно записывать ошибки студентов и анализировать ход игры). Конечно, в более слабых или пассивных группах преподаватель может тоже иметь роль, но иногда это сковывает студентов. Единственный случай, когда преподаватель должен вмешаться, — это если игра “не идет”. Тогда следует прервать игру и проанализировать со студентами причину ее неудачи. Необходимо рассчитать время игры так, чтобы его было достаточно, и игру не пришлось прерывать. Сразу после проведения ролевой игры следует подвести итог — предложить студентам сказать, что было сделано, положительные и отрицательные моменты, был ли удовлетворительным подготовительный этап и т.д. Преподаватель также может раздать анкеты для самооценки работы и участия в игре каждого студента. Помимо этого, можно предложить одному или двум студентам роль наблюдателей, которые анализируют игру и заполняют анкету (образцы анкет приводятся ниже). Что касается языковых ошибок, их не следует обсуждать сразу после игры и, может быть, вообще соотносить с игрой, иначе в следующий раз игра может быть более скованной и неестественной. Эти ошибки — сигнал для преподавателя, на что надо обратить внимание, что надо повторить или отработать на последующих занятиях. Игра — это не тест и не зачет.

Примером разбора ошибок, допущенных в ходе ролевой игры, может служить следующая форма «самооценки» - PARTICIPANT SELF- EVALUATION FORM (Карточка участника игры).

- After you participate in a Role Play, answer the following questions by putting a check [v] in the appropriate spaces.

1. When you spoke, how often did you use English? ____________

A. All the time. ____________

B. Most of the time. ____________

C. Some of the time. ____________

D. None of the time.

2. How many times did you have a chance to speak during the Role Play? ____________

A. Five or more times. ____________

B. Three or four times. ___________

C. One or two times. ____________

D. None of the times.

3. Did you have any problems during the Role Play? Check any of the following that apply to you: ____________

A. I didn’t understand the topic. ____________

В. I didn’t know enough about the topic to contribute ideas. ____________

С. I couldn’t think of anything to say. ____________

D. I had problems with vocabulary. I didn’t know the right words in English to say what I wanted. ____________

E. I had problems with grammar. ____________

F. I had some problems with my pronunciation. ____________

G. I haven’t had enough practice in speaking English and I just couldn’t get the words out. ____________

H. It was difficult to use the expressions for this Role Play. ____________

I. Other speakers interrupted me. ____________

J. Other speakers didn’t give me the chance to talk. ____________

К. I felt nervous or shy. ____________

L. Nobody paid attention to what I said. ____________

М. I couldn’t understand the other speakers. ____________

N. I think I talked too much. ____________

0. Other problems.

4. How can you solve the problems that you checked? ______________________

5. Overall, how do you think your group did? Use the following scale to rate the discussion. Overall Performance. In general, how was the discussion? Excellent 3 Satisfactory 2 Weak 1 Unsatisfactory 0

6. How do you think you can improve the next discussion? ______________________

OBSERVER EVALUATION FORM (Карточка зрителя).

1. Identifying the group.
A. Role Play topic ____________________________
B. Names of students in group _____________________________

2. Rating the group. At the end of the discussion, use the following scales to rate the Role Play group.

A. Participation. How well did all members interact and participate in the Role Play? Excellent -3, Satisfactory- 2, Weak- 1, Unsatisfactory- 0.

B. Clarity. How loudly and clearly did all group members speak? Excellent -3, Satisfactory -2, Weak -1, Unsatisfactory-0 3. Making suggestions. What suggestions can you make to help the group improve the next discussion? _____________________________

Примеры ролевых игр для групп с различным уровнем языковой подготовки могут варьироваться. В группах с низким уровнем знаний (elementary level) РИ должны предваряться системой упражнений, готовящих студентов к этому виду деятельности.

Во-первых, это могут быть “drills” — серия жестко контролируемых стимулов и реакций. В каждом упражнении каждый стимул предполагает только один правильный ответ. Felix plays golf every weekend, (now) Felix is playing golf now. I want some potatoes, (bread) But I don’t want any bread.

Цель этих упражнений — добиться автоматических и структурно правильных ответов. Далее можно сделать ситуацию более естественной, а ответы менее механическими; например, дать ситуацию.

Предположим, отрабатывается структура “Do you like...? — Yes, I do/No, I don’t”. The situation is an informal gathering. The two speakers have just met, so they’re comparative strangers. They would like to know each other better. They therefore to find a neutral topic and settle on music.

Такое упражнение должно содержать возможность выбора.

Do you like __________________________ ?

Yes, I love___________________________ .

Yes, I do. No, I don’t.

Еще один тип упражнений — так называемые “Skeleton dialogues”: Excuse me, where's the next train to _______________________?

At _________________________.

How much is a ________________________ticket?

And which platform does it leave from? __________________________

Thank you.

Сначала дается полный диалог, отрабатывается его чтение, затем одному студенту из пары выдается расписание, а информация стирается. После всех этих упражнений можно начинать мини-РИ, которые обычно делают в парах. Примерами таких игр могут быть следующие.

Role I. You’re in a new town, at the railway station. You want to go to the Grand Hotel. Stop someone and ask the way. Role II You’re at the railway station. Help the tourist, [the student has a map]. Role I. You go into the Hilton Hotel, where your friend David Hunt is staying. Ask the receptionist which room he has, and if he is in his room. Describe David to the receptionist [the student has the picture of a person].

Role II. You're the receptionist at the Hilton Hotel. Mr. Hunt has room 159. He is not in his room. Ask for a description of him. You saw him go a moment ago. Необходимо подчеркнуть, что задание должно быть совершенно ясным с самого начала; на этом этапе студент не должен использовать в диалоге большое количество дополнительной информации. Приводимый ниже список так называемых “conversation fillers”, выражений-клише для возникшей в ходе диалога ситуации, сделает речь говорящего более живой и яркой, а также приучит его с начального этапа использовать в своих высказываниях данные разговорные формулы.

CONVERSATION FILLERS

Polite responses in everyday situations

Thank you. — You’re welcome. — Not at all. — Don’t mention it. — Think nothing of it. — You bet. — Any time. Excuse me. — Surely. — Certainly. — Of course. Would you like a (piece —Yes, please, of candy}? — Thanks, I would. — No, thank you / thanks; — No, thanks, I wouldn’t. May I have a (piece — Certainly, of candy)? — Surely. — Yes, of course. — Go right ahead. — Help yourself.

Responses showing different feelings and emotions

Interest - I’m going to buy — Really? a new car. — How nice! —You don’t say! Enthusiasm - I’m writing a book. — Great! — That’s great! — Wonderful! — Fantastic! — Terrific! — Marvelous!

Surprise - John just won a thou- — Oh, really? sand dollars! — He did? — He won a thousand dollars? — What do you know about that?

Disbelief - He is nearly 80 years old. — No kidding! — I don’t believe it! — I can’t believe it! — Impossible! — Incredible! — I don’t believe a word you say! — You must be joking! — Nonsense!

Regret - I won’t be able to come — I’m sorry to hear that! to the party Saturday — That’s too bad night.

Sympathy - My sister broke her leg — Oh, that’s too bad yesterday. — What a shame! — That’s a shame! — I’m sorry to hear that! — Oh, I’m sorry.
Horror - Richard had a heart — Oh, how awful! attack. — That’s terrible! — How horrible! — That’s dreadful!

Agreement - This is a good meal. — Right. — You’re right. — It is. — Yes, it is, isn’t it? — It certainly is. — It surely is. You remember Mary, — Yes, of course, don’t you? — Of course, I do. — Why, of course. Certainly. — Surely. Concurrence - I want ice-cream. — I do too. — So do I. I don’t like that painting. — Neither do I. — I don’t either. Shall we go swimming? — Yes, lets. — Yes, let’s go. — Why not. — Sure, why not.

Emphatic disagreement - You should retire. — No, never. — Never.

В группах с более высоким уровнем (Intermediate, Upper-Intermediate level) следует также начинать с РИ в парах, так как даже с такой языковой подготовкой многие студенты сначала теряются. Парные РИ очень хорошо проводить в рамках модуля “General English”, привязывая их к темам урока. Примером таких мини-РИ могут служить следующие игры. Вместе с ролью оба студента получают объявление.

ADVERTISEMENT: Small, third floor flat in Maple Street to rent. Suit a student. £80 a month. Phone Mrs. Holt, 475 386. Role I. You see an advertisement in a newspaper. Phone up and find out more about the flat. [Make a note of things you want to ask about before your phone]. If the flat sounds suitable, arrange to go round and see it. Role II. You have a flat to rent. You put an advertisement in a newspaper. Someone phones up about the flat. Answer their questions. [Think first what they might ask and have the answer ready]. If the person is interested arrange for him / her to come and have a look at it.

Role I. You work in the overseas department Bolton brothers. You’re on a business trip. You’re in the hotel lounge, writing reports. You’re tired, you want peace and quiet. You don’t want to talk to anyone. You do not want to go out tonight, but finally agree to it. Be polite, but negative.

Role II. You’re in your hotel lounge. You want to watch TV. If you can’t do that you might as well chat to someone. You think you recognize the other person in the room. You have recently visited the firm of Bolton brothers. It might be there that you met. Try and strike up a conversation, and invite the other person out tonight. Try to persuade him / her. Классической ролевой игрой, охватывающей большую группу студентов, является “Алиби”, она также является прекрасным началом проведения серии игр с количеством участников от шести до десяти. Ролевая игра I “Алиби” Выбирается студент, который рассказывает историю о краже, которую он видел вчера. Ему заранее дается задание подготовить эту информацию дома. Он дает описание двух студентов и говорит, что они — это два человека, принимавшие участие в краже. Студенты должны выйти из класса и договориться об их алиби. Они были вместе в это время. Одновременно в классе решают, какие вопросы будут им заданы. “Обвиняемые” возвращаются по одному. Записываются ответы, которые дает первый студент, а затем выслушивают второго. Если их ответы расходятся, то они виноваты. Данная РИ ярко иллюстрирует, как можно задействовать всех студентов на 100% времени. Пытаясь разбить “алиби”, все задают вопросы и, естественно, очень внимательно выслушивают ответы. Кстати, эта игра может быть прекрасным завершением работы по тренировке или повторению всех типов вопросов в устной речи. Так как данная РИ проходит в форме обсуждения, то необходимо соблюдать некоторые правила и приемы его проведения, которые могут быть использованы в качестве раздаточного материала.

Кроме ролевых игр, существует огромное количество возможностей мотивировать студентов к изучению иностранного языка. Преподаватель может использовать потоковое видео. Появление широкополосной связи способствует появлению возможности включать видео прямо из Интернета на уроках. Аутентичные видеоматериалы с сайтов YouTube, а также с веб-сайтов национальных телевизионных вещателей, таких как BBC или Canal + являются фантастическим способом, чтобы заставить нерасположенных студентов познакомиться с культурой других стран. Можно использовать больше музыки. Молодые люди фанатично любят музыку. Вероятно, они используют ITunes и преподавателю тоже нужно это делать. Если учитель знает, какой тип музыки им нравится, он может попытаться найти подобную музыку на целевом языке, которую затем будет использовать на уроках. Можно использовать инструменты телеконференций и социальных сетей, такие как Skype, Facebook или Вконтакте, чтобы находиться на связи со студентами, а также наладить их контакт со сверстниками в других странах. Они поймут, что есть другие люди в такой же ситуации в других странах и, возможно, в конечном итоге установят отношения, которые они будут поддерживать уже вне класса с помощью MSM чат, Hotmail и т.д. Преподаватель может создать свои собственные интерактивные упражнения. Он знает сильные и слабые стороны своих учеников стороны лучше, чем кто-бы то ни было. Так зачем пользоваться упражнениями, сделанными другими людьми для других людей? Можно создать свои собственные, используя такие инструменты, как HotPotatoes или различные генераторы игр и раздаточного материала, которые в большом количестве можно найти в сети. Можно пользоваться интерактивной доской эффективнее. Небольшие знания проходят долгий путь, помогая создать более эффективные интерактивные занятия для вас и ваших учеников. Можно создать собственные подкасты. Это технически легко сделать и сделанные одиножды, они могут загружаться снова и снова, год за годом. Можно подумать о них, как о домашнем задании. Или задать ученикам сделать их. Можно начать, используя сервис Audacity. Можно начать предметный блог, блог класса или вики, чтобы продемонстрировать работу и достижения ваших учеников, фокусируясь на их усилия. Чаще использовать интернет инструменты, чтобы подготовиться к занятиям или помочь студентам с домашним заданием.

Используя такие инструменты, как Voki, Wordlе или Animoto, можно мотивировать обучаемых. Преподаватель может заставить работать гаджеты своих студентов. Большинство из них имеют плееры, мобильные телефоны с камерой и планшеты, так почему бы не поставить им видео задачу, используя свои мобильные создать или найти ресурсы, они могут установить на свои устройства? Необходимо дать студентам чувство контроля. В то время как руководство преподавателем важно для поддержания направленности учащихся на задачи и мотивацию, дать студентам право выбора и возможность контроля над тем, что происходит в классе на самом деле один из лучших способов сохранить их заинтересованность. Например, позволить студентам выбирать тип задания, которое они будут выполнять, может дать им ощущение контроля, которое мотивирует их сделать больше. Используйте позитивную конкуренцию. Конкуренция в классе не всегда плохо, а в некоторых случаях может мотивировать студентов стараться и работать, чтобы преуспеть. Работайте, чтобы вызвать дружеский дух соревнования в классе, возможно, через групповые игры, связанные с материалом или другими возможностями для студентов показать свои знания. Узнайте своих студентов. Знакомство со студентами — это больше, чем просто запоминание их имен. Студенты должны знать, что их преподаватель заинтересован в них и заботится о них и их успехе. Когда студенты чувствуют, что их ценят, это создает безопасную среду обучения и мотивирует их работать, так как они хотят получить похвалу и поддержку от того, кто, по их мнению, их знает и уважает их как личностей. Это, конечно, не исчерпывающий список, и мы не претендуем на то, что мы решим проблемы с мотивацией к изучению языка в России или других местах, но это то, что преподаватели могут сделать, каждый на своем месте для привлечения студентов в класс и стимулирования любви к иностранным языкам.