Формирование креативного мышления на уроках труда (технологии)

Разделы: Технология

Классы: 5, 6, 7, 8


Введение

Мы живем в эпоху глобальной перестройки общества. В педагогике это связано с переходом к новым оптимальным психолого-педагогическим системам – креативным технологиям обучения. Социальный заказ на исследование механизмов развития творческого потенциала личности обусловил особую актуальность проблемы креативности. Эта тема как никогда актуальна в нынешних условиях в рамках введения ФГОС.

Предмет Труд (технология) – это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. У каждого ребенка существует потребность в творческом самовыражении. Предмет труд (технология) как никакой другой предмет способствует этому.

В современном образовании особое внимание уделяется развитию креативного мышления учащихся. Уроки труда предоставляют уникальные возможности для формирования творческих способностей и нестандартного подхода к решению задач.

Креативное мышление – это способность генерировать новые идеи и находить нестандартные решения в процессе трудовой деятельности. В современных условиях развития технологий и производства эта способность становиться ключевым навыком для успешной профессиональной реализации.

Главная особенность креативного мышления заключается в отказе от опыта репродуктивного мышления и действий по аналогии, поскольку любое такое действие будет соответствовать только той ситуации, в которой оно раньше применялось, т.е. мышление должно быть нелинейным. Любая новая ситуация требует адекватного и эффективного действия, характерного только для нее. Применение репродуктивного действия или действия по аналогии всегда будет ниже по результатам и может не принести желаемого успеха. Нужно обучать не знаниям, а опыту самостоятельного накопления учащимися различных сведений и способам творческой работы с ними.

Умственная деятельность, как и любая деятельность, состоит из отдельных операций и их различных сочетаний. Такие операции можно осваивать и приобретать опыт их применения. Иными словами, умственной деятельности можно целенаправленно обучать. Делать это нужно не в процессе той или иной учебной работы методом «научись сам думать», а путем освоения отдельных операций, приемов и способов «как думать». Такое обучение называют «Культура мышления или мыследеятельности». Формирование культуры мыследеятельности – один из путей формирования креативного мышления. Успех воспитания и обучения во много зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, насколько они способствуют формированию креативного мышления.

При выборе методов обучения для каждого урока по возможности отдается предпочтение активным (продуктивным) методам обучения.

Педагогические методы

Для эффективного развития креативности используются:

  • Проблемное обучение - постановка задач с множеством решений
  • Проектная деятельность - создание собственных изделий
  • Игровая технология - моделирование производственных ситуаций
  • Исследовательская работа - изучение свойств материалов

Практическая реализация

На уроках труда креативность формируется через:

  • работу с различным материалом
  • конструирование и моделирование
  • техническое творчество
  • создание авторских проектов
  • коллективные творческие задания

Одним из наиболее эффективных методов формирования креативного мышления является проектная деятельность.

Критическое и творческое мышление развиваются в синтезе. Применяя в педагогической практике приемы технологии критического мышления, мы тем самым способствуем творческому и интеллектуальному развитию обучающихся.

Учитель организовывает работу в группах и в паре, создают условия для развития коммуникативной компетенции, а, значит, формированию учеников взаимодействовать с другими, планировать и осуществлять совместную деятельность, анализировать результаты совместной деятельности оценивать вклад каждого члена группы.

Организуя уроки в групповой форме, и наблюдая за учениками, хочется отметить, во-первых, происходит сплочение ребят, во-вторых, у детей развивается критическое мышление, и, в-третьих, создается чувство здоровой конкуренции.

Подобная система работы помогает формировать на уроках и внеурочной деятельности функциональную грамотность учащихся, развивать основные умения и навыки, воспитывает внутреннюю самооценку, повышает учебную мотивацию учащихся.

Работа в проекте помогает развить творческие способности детей. Воплощая проект, следует начать с формирования оригинального замысла, в конце проекта может быть создан новый творческий продукт, который ценен тем, что представляет собой уникальное видение мира, свойственное данному ребенку. В творческом проекте повышается креативность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов проекта, предлагаемых сверстниками. Кроме того, ребенок получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других.

На данных уроках должны применяться элементы творчества, царить атмосфера эмоционального комфорта и сотрудничества, а обучающиеся должны быть активными участниками учебного процесса

При формировании креативного мышления немаловажное значение имеет выбор таких форм организации работы на уроке, которые способствуют развитию творческих способностей в полной мере. Среди них можно выделить следующие: индивидуальная работа, работа в парах.

Всегда найдутся ученики, способные быстрее других разрешить проблемную ситуацию. Учитель может предложить усложненное задание для таких учеников. Для решения этой усложненной задачи ребята вынуждены будут более глубоко изучить материал темы. Это один из путей индивидуализации. Примером индивидуальной работы, способствующей развитию креативного мышления, может быть написание реферата по теме, создание проекта, составление чертежа или эскиза и др.

Создание творческой атмосферы

Успешное развитие креативности требует:

  • уважения к идеям каждого ученика
  • отсутствие жесткой критики
  • возможность экспериментировать
  • поддержка инициативы
  • демонстрации успешной работы
  • профессиональную ориентацию

Заключение

Формирование креативного мышления на уроках труда- это комплексный процесс, требующий от педагога создания условий для свободного самовыражения учащихся, поддержку их творческих инициатив и постоянного поиска новых подходов к организации учебного процесса. Такой подход способствует не только развитию профессиональных навыков, но и формированию личности, готовой к решению нестандартных задач в современном мире.

Список литературы

  1. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. 192 с. (Работаем по новым стандартам).
  2. Туник Е.Е. Тест Е.Торренса. Диагностика креативности
  3. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. СПб., 2001.
  4. Жакупова Г.Ш. Педагогические условия формирования креативного мышления младших школьников // Молодой ученый. 2023. № 12 (459). С. 151–153.
  5. Лаврик В.А., Быстрицкая Е.В. Развитие творческого мышления на уроках технологии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 38. С. 21–25 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ekoncept. ru/2015/45112.htm.