Введение
Современная система среднего общего образования все чаще обращает внимание на вопрос формирования функциональной грамотности как основы развития компетентной личности учащегося. Урок иностранного языка, являющийся метапредметным элементом школьного образования, представляет собой широкое поле для использования разнообразных методов формирования функциональной грамотности школьника, а именно читательской грамотности.
Современная образовательная парадигма, основывающаяся на концепции образования через всю жизнь (англ. «life-long learning»), выделяет функциональную грамотность как ключевое понятие компетентностного подхода и как одну из наиболее актуальных проблем образования.
Неотъемлемой частью языкового урока английского языка является развитие четырех видов речевой деятельности.
Чтение (смысловое, просмотровое, поисковое) и аудирование — одни из необходимых рецептурных функциональных умений, необходимых в повседневной жизни для выполнения самых разных задач (прочитать и верно интерпретировать трудовой договор, фильтровать новостной поток информации, прочесть инструкцию лекарства и другие).
Письмо и говорение (монологическая и диалогическая речь) — продуктивные умения, применяемые постоянно для решения рабочих, социальных, межличностных функциональных задач (заполнить заявления на оформление кредитной карты в банке, уточнить порядок выполнения задания на работе и другие).
Функциональная грамотность - это способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Согласно определению известного психолога А.А.Леонтьева, функциональная грамотность предполагает способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Основные черты функционально-грамотной личности:
- это человек самостоятельный, познающий;
- это человек, умеющий жить среди людей в соответствии с общественными ценностями, это человек, обладающий определенными качествами, ключевыми компетенциями, способный к самоопределению, самосовершенствованию, и умеющий работать на результат;
- умеющий решать любые возникающие в жизни задачи;
- самостоятельно открывать новое;
- выбирать главное и интересное;
- способного вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
1. Роль учителя важна в формировании функциональной грамотности
Основная цель учителя иностранного языка создать такую учебную ситуацию, которая спровоцирует ученика на спонтанную речь. Практическая задача состоит в том, чтобы ученик мог общаться в социальных сетях, заказать билет, сделать заказ в кафе, заполнить анкету, общаться в путешествии, ориентироваться за рубежом, участвовать в конкурсах и т.д.
На уроках иностранного языка мы используем знания, полученные учащимися на уроках литературы, географии, истории, биологии, ОБЖ, предметов деятельного цикла - музыки, изобразительного искусства.
Необходимо учить детей извлекать и применять на уроках иностранного языка информацию, полученную при изучении данных предметов. Это помогает ученикам строить для себя общую картину мира, и вырабатывать собственное отношение ко всему происходящему. Таким образом, мы интегрируем воспитательный компонент в содержание предмета.
Проблемный аналитический подход, культура работы с информацией, адаптация материала к жизненным установкам, прагматичным интересам подрастающего поколения – задачи, которые сегодня решают все коллеги-учителя, а не только словесники, которые по роду своей деятельности работают с текстами.
Цель формирования функциональной грамотности на уроках английского языка - совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач.
Основная задача обучения иностранным языкам - развитие у учащихся всех видов речевой деятельности: чтения, письма, диалогической и монологической речи.
Содержание формирования функциональной грамотности на уроках английского языка:
- овладение грамотной устной и письменной речью;
- способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации;
- умение самостоятельно формулировать проблему.
1.1. Читательская грамотность - базовое направление функциональной грамотности.
Какое бы задание не получил учащийся, нужно сначала это задание ПРОЧИТАТЬ.
Методологической основой разработки заданий для формирования и оценки читательской грамотности выбрана концепция современного международного исследования PISA (Programme for International Students Assessment), результаты которого используются многими странами мира для модернизации содержания и процесса обучения.
В разрабатываемом российском мониторинге функциональной грамотности читательская грамотность понимается так же, как и в исследовании PISA: как «способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Возьмем для рассмотрения вариант заданий для проверки сформированности читательской грамотности в 9 классе. Из спецификации к диагностической работе по оценке функциональной грамотности в 9 классе мы видим, что:
Основа организации оценки читательской грамотности включает три структурных компонента:
- содержательная область;
- мыслительная деятельность (компетентностная область);
- контекст, в котором представлена проблема.
Особое внимание в диагностике читательской грамотности уделяется множественным текстам – текстам, которые взяты из разных источников, имеют разных авторов, опубликованы в разное время, но которые относятся к одной проблематике. При этом одиночные тексты также представлены в диагностических вариантах.
В общей характеристике диагностической работы по оценке читательской грамотности мы можем найти компетентностную область оценки.
1.2. Компетентностная область оценки (распределение заданий по отдельным областям).
Таблица 1. Примерное распределение заданий по компетентностным областям
| Компетентностная область | Число заданий в работе |
|
Вариант 1 |
Вариант 2 |
|
Находить и извлекать информацию |
3 |
4 |
Интегрировать и интерпретировать информацию |
7 |
6 |
Оценивать содержание и форму текста, а также использовать информацию из текста |
4 |
4 |
Использовать информацию из текста |
2 |
2 |
ИТОГО |
16 |
16 |
1.3. Тип задания по форме ответов.
В вариантах используются следующие типы заданий:
- Задание с выбором одного верного ответа.
- Задание с выбором нескольких верных ответов.
- Задание с кратким ответом (в виде текста, букв, слов, цифр).
- Задание с развернутым ответом.
- Задание с комплексным множественным выбором.
- Задание на установление соответствия.
- Задание на выделение фрагмента текста.
- Комплексное задание с выбором ответа и объяснением.
Совокупность заданий банка направлена на оценку трёх читательских компетентностей:
- находить и извлекать информацию,
- интегрировать и интерпретировать информацию,
- оценивать содержание и форму текста, использовать информацию из текста в практической задаче.
Для каждой компетенции имеется перечень читательских умений, которые в совокупности характеризуют данную компетенцию. Как правило, конкретное задание направлено на оценку одного из читательских умений для данной компетенции. В таблице 1.1 представлен кодификатор, который использовался при формировании банка заданий для оценки читательской грамотности.
Таблица 2. Кодификатор компетенций и читательских умений для формирования банка заданий для оценки читательской грамотности обучающихся 5–9 классов
| Код компетенции | Код читательского умения |
Компетенции и читательские умения |
|
1. Находить и извлекать информацию |
|||
|
1.1 |
Определять цель создания и назначение текста |
|
|
1.2 |
Определять тему и главную мысль текста, предлагать название текста, наиболее точно отражающее его главную мысль |
|
|
1.3 |
Делить текст на смысловые части, составлять план текста |
|
|
1.4 |
Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; отвечать на вопросы с использованием явно заданной в тексте информации |
|
|
1.5 |
Устанавливать порядок действий/событий в тексте |
|
|
1.6 |
Определять по содержанию текста значение незнакомых слов |
|
|
1.7 |
Понимать графическую информацию (считывать информацию, представленную в виде графика, таблицы, диаграммы, карты, рисунка, схемы) |
|
2. Интегрировать и интерпретировать информацию |
|||
|
2.1 |
Понимать значение фразы на основе контекста |
|
|
2.2 |
Упорядочивать, ранжировать и группировать информацию |
|
|
2.3 |
Соотносить информацию из разных частей текста, разных текстов, сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты |
|
|
2.4 |
Делать выводы и обобщения на основе информации, представленной в одном фрагменте текста, на основе интеграции информации из разных частей текста и разных текстов |
|
|
2.5 |
Устанавливать связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения) |
|
|
2.6 |
Интерпретировать графическую информацию с использованием текста; объяснять процессы, зависимости и т.д., представленные в виде графической информации |
|
|
2.7 |
Сопоставлять информацию из текста и иллюстративного ряда (графики, таблицы, диаграммы, карты, рисунки, схемы) |
|
|
2.8 |
Преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, график; из диаграммы или графика – в таблицу и т.п.) |
|
|
2.9 |
Определять место и роль иллюстративного ряда в тексте |
|
|
2.10 |
Задавать вопросы по содержанию текста |
|
|
2.11 |
Вычленять недостающую информацию, формулировать запрос на недостающую информацию |
|
3. Оценивать содержание и форму текста, использовать информацию из текста в практической задаче |
|||
|
3.1 |
Оценивать нейтральность (объективность) источника информации |
|
|
3.2 |
Оценивать содержание текста или его элементов относительно целей автора |
|
|
3.3 |
Различать факты и мнения |
|
|
3.4 |
Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах |
|
|
3.5 |
Сравнивать объекты на основании информации из текста |
|
|
3.6 |
Подбирать из текста аргументы в поддержку собственного мнения, сопоставлять различные точки зрения |
|
|
3.7 |
Составлять на основании текста монологическое высказывание по заданному вопросу (в том числе аннотацию, рецензию, отзыв о прочитанном и т.д.) |
|
|
3.8 |
Использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний |
|
|
3.9 |
Использовать информацию для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний |
|
|
3.10 |
Оценивать степень достоверности информации на основе имеющихся знаний и дополнительных достоверных сведений, дополнительных запросов информации |
|
В банке заданий по формированию читательской грамотности используются различные виды текстов.
1. Сплошные тексты. Примерами сплошных текстов являются: описание (художественное и техническое); повествование (рассказ, репортаж); толкование или рассуждение (эссе, критическая заметка); определение понятия (словарная статья, комментарий); объяснение; инструкция (указание к выполнению работы, правила, законы).
Описание – тип текста, информация которого относится к объектам и их пространственным свойствам. Главные вопросы, на которые отвечают описательные тексты: что это, какое оно? Повествование – тип текста, информация которого относится к объектам и их временным свойствам. Вопросы, на которые отвечают повествовательные тексты: когда, в какой последовательности? Толкование – тип текста, который даёт законченную характеристику понятия в сложном взаимодействии его элементов.
Рассуждение – тип текста, который описывает отношения между утверждениями. Определение – тип текста, который объясняет связь термина или названия с другими понятиями. Объяснение – тип текста, который раскрывает эту связь в более развёрнутой, аналитической форме. Инструкция – тип текста, который содержит указания к действию и отвечает на вопрос «что делать?». Правило, устав, законодательный акт – примеры инструкций.
2. Несплошные тексты. Примерами несплошных текстов являются: графики, диаграммы, таблицы, карты, схемы, рисунки, фотографии, формы (анкеты и др.), информационные листы и объявления.
3. Смешанные и составные тексты. Смешанный текст – это сложный комплекс, состоящий из словесной и любой другой (например, графической) части, которая дополняет и обогащает смысл. К примерам смешанных текстов относятся реклама, комикс, афиша, плакат. Составной текст – это истинная или ложная подборка текстов. Примеры составных текстов: сайт, форум, чат.
Задания банка для оценки читательской грамотности имеют три уровня сложности: базовый, повышенный и высокий. При этом в каждом блоке заданий встречаются задания всех трех уровней сложности. Как правило, в блоках для 5 класса задания базового уровня сложности составляют примерно 50% от общего количества заданий, к 9 классу их доля постепенно снижается примерно до 40% за счёт постепенного увеличения доли заданий повышенного и высокого уровней, которые направлены на интерпретацию информации, её оценку и применение при решении различных задач.
В банке представлены задания с закрытым и со свободно-конструируемым ответом.
1. Для заданий закрытым ответом:
− с выбором одного верного ответа из четырех предложенных (единичный выбор);
− с множественным выбором;
− на установление соответствия элементов одного множества другому;
− на установление последовательности действий;
− на выбор альтернативного ответа.
2. Для заданий со свободно-конструируемым ответом:
− с кратким ответом (в виде слова, словосочетания, числа);
− с дополнением слов для вставки в текст;
− с развёрнутым ответом.
Кроме того, встречаются задания, предполагающие сочетание разных форм (например, сначала выбор одного из предложенных утверждений, а затем обоснование выбора).
Таблица 3. Распределение заданий по проверяемым компетенциям
| Проверяемая компетенция | Количество заданий в КИМ |
||||
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
|
Находить и извлекать информацию |
15-17 |
12-14 |
12-14 |
12-14 |
10-12 |
Интегрировать и интерпретировать информацию |
10-12 |
12-14 |
13-15 |
13-15 |
13-15 |
Оценивать содержание и форму текста, использовать информацию из текста в практической задаче |
5-6 |
7-9 |
9-11 |
10-12 |
12-15 |
ИТОГО |
32 |
34 |
36 |
38 |
40 |
Каждый КИМ содержит задания трёх уровней: базового, повышенного и высокого.
Задания базового уровня сложности опираются: на работу с явно заданной в тексте информацией; понимание фактов, терминов, понятий; упорядочивание и сопоставление информации; вычленение информации на графике, схеме и т.п.
Задания повышенного уровня рассчитаны на глубокое понимание информации текста, её осмысление и интерпретацию.
Задания высокого уровня предполагают анализ нескольких источников информации, обобщение и интеграцию текстов, оценку содержания и формы текста, применение информации из текста в изменённой или новой ситуации.
Обучающиеся, достигшие высокого уровня читательской грамотности, способны: полно и подробно понимать несколько текстов с учётом связей между ними; свободно оперировать неявно заданной информацией; осмысливать текст с опорой на знания по предметам как социально-гуманитарного, так и естественно-научного циклов; осмысливать ранее незнакомую информацию; давать критическую оценку информации, формулировать аргументы с опорой на несколько критериев.
Обучающиеся, демонстрирующие повышенный уровень читательской грамотности, способны: устанавливать связи между единицами текстовой информации на основании нескольких критериев; выделять главную мысль текста, связывая и интерпретируя его отдельные части; проводить сравнение, упорядочивание или категоризацию текстовой информации по нескольким критериям; разъяснять отдельные элементы содержания и формы текста или давать их оценку; устанавливать связи между информацией из текста с опорой на предметные знания.
Обучающиеся, демонстрирующие базовый уровень читательской грамотности, способны: находить в тексте одну или несколько единиц информации; распознавать главную мысль текста; понимать связи отдельных частей текста; интерпретировать отдельные части текста, сравнивать или противопоставлять отдельные сообщения текста; устанавливать несложные связи между текстом и внетекстовой информацией, опираясь на собственные знания.
Метапредметный характер функционального чтения обусловлен умениями находить заданную информацию, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы, а также создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Все эти умения аккумулированы в чтении как способности понимать тексты, заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, добиваясь личного, социального, профессионального успеха. Банк заданий ФИПИ, направленных на оценку читательской грамотности обучающихся 5–9 классов, является ресурсом и одновременно действенным инструментом, соединяющим механизмы формирования, корректировки и оценивания читательской грамотности обучающихся.
Рассмотрим функциональное чтение, которое является основой формирования читательской грамотности обучающихся.
Функциональное чтение - это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания.
Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста - для его понимания, сжатия, преобразования и т.д., а также умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным).
Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка предполагает работу над развитием следующих компетенций у учащихся:
- Умение находить и извлекать необходимую информацию из текста, т.е. ориентация в содержании текста (умение определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; находить в тексте требуемую информацию и т.п.).
- Умение интегрировать и интерпретировать информацию, т.е. умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов и т.п.
- Умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тексте, т.е. откликаться на содержание текста; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения и т.п.
- Умение использовать информацию из текста для решения практических задач.
Эти умения согласно PISA считаются высшим уровнем развития читательской грамотности. В исследовании PISA установлено шесть уровней читательской грамотности:
- Уровень 1a. Учащиеся могут находить один или несколько фрагментов чётко выраженной информации, понимают основную идею или авторский замысел в тексте знакомой тематики.
- Уровень 1b. Учащиеся могут найти единственный фрагмент чётко выраженной информации в коротком, синтаксически не осложнённом тексте знакомой тематики и формы 5.
- Уровень 3. Учащиеся могут представлять буквальное значение одного или нескольких текстов в отсутствие явных содержательных или организационных подсказок.
- Уровень 4. Учащиеся могут понимать длинные отрывки в одном или нескольких текстах. Они интерпретируют смысл языковых нюансов в части текста с учётом всего текста.
- Уровень 5. Учащиеся могут понимать длинные тексты, определять, какая информация в тексте релевантна. Они могут выполнять причинно-следственные или другие формы рассуждений на основе глубокого понимания длинных фрагментов текста.
- Уровень 6. Учащиеся могут понимать длинные и абстрактные тексты, в которых интересующая информация глубоко встроена и только косвенно связана с задачей. Они могут сравнивать, противопоставлять и интегрировать информацию, представляющую разные и потенциально конфликтующие точки зрения, с использованием нескольких критериев.
Одним из наиболее сложных заданий в рамках функционального чтения является чтение мультимодального текста, содержащего в себе разнообразные семиотические коды: картинки, фотографии, таблицы, а также, возможно, видео или аудио компоненты и ссылки на другие источники для дополнительной информации, если чтение происходит на основе гипертекстуального материала.
Целью чтения несплошного, по терминологии PISA, текста выступает синтез полученной из разных модусов или кодов информации и применение полученной информации в процессе выполнения дальнейших заданий.
К таким заданиям могут относиться упражнения закрытого типа:
- установление верности или ложности утверждений,
- задание на множественный выбор, установление соответствий, со здание кластеров и др.,
а также упражнения открытого типа:
- заполнение пропусков,
- задание на свободное изложение,
- интерпретация текста и прогнозирование и др.
Для того чтобы убедиться, что на уроках иностранного языка действительно формируются навыки читательской грамотности, которые, в конечном счете приводят к сформированности читательской компетентности, необходимо рассмотреть классификацию видов чтения.
Классификация видов чтения
В чтении выделяют содержательный план (о чем текст) и процессуальный план (как прочитать и озвучить текст). В содержательном плане результатом чтения будет понимание прочитанного; в процессуальном – сам процесс чтения, т.е. соотнесение графем с фонемами, становление внутреннего речевого слуха, перевод вовнутрь внешнего проговаривания, сокращение внутреннего проговаривания и установление непосредственной связи между семантическим и графическим комплексами, что находит выражение в чтении вслух и про себя, медленном и быстром, с полным пониманием и с общим охватом.
Чтение с точки зрения мыслительных процессов протекает на различных уровнях: от умения понять содержание приблизительно до творческого прочтения, при котором читающий не только воссоздает ход мыслей автора, но и сравнивает, синтезирует и анализирует прочитанное, принимает или отвергает основную мысль, реорганизует свою мысль или встает на новую точку зрения.
Под видами чтения принято понимать набор операций, обусловленных целью чтения и характеризующихся специфическим сочетанием приемов смысловой и перцептивной переработки материала, воспринимаемого зрительно.
В зарубежной методике предлагается свыше 30 видов чтения, однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что под видами чтения иногда понимаются разные этапы одного и того же вида или разные способы фиксации прочитанного. Так, например, просмотровое чтение делится на такие виды, как: общий обзор (skimming), предварительный обзор (preview), повторный обзор (review) окончательный обзор (overview), просмотр (scanning) (Taylor S., Berg P.)
Отечественными методистами (С.К.Фоломкина, Крупник и др.) представлена следующая классификация видов чтения:
- По форме прочтения: чтение про себя / чтение вслух;
- По использованию логических операций: аналитическое чтение / синтетическое чтение;
- По глубине проникновения в содержание текста: интенсивное чтение / экстенсивное чтение;
- По целевым установкам: изучающее / ознакомительное / просмотровое / поисковое;
- По уровням понимания: полное (детальное) / общее (глобальное) чтение.
Сюда не включены домашнее / классное чтение, чтение со словарем / без словаря, подготовленное (с предварительно снятыми трудностями) / неподготовленное и другие. Все эти названия не означают новый вид чтения, они указывают лишь на место и форму проведения работы над чтением.
Рассмотрим виды чтения в зависимости от целевой установки (классификация С.К.Фоломкиной).
Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Такое чтение имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этой основе принять решение - читать ее или нет. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата. Для обучения просмотровому чтению необходимо подбирать ряд тематически связанных текстовых материалов и создавать ситуации просмотра. Скорость просмотрового чтения не должна быть ниже 500 слов в минуту, а учебные задания должны быть направлены на формирование навыков и умений ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, умений извлекать и использовать материал текста источника в соответствии с конкретным коммуникативным заданием.
Ознакомительное чтениепредставляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации. Основная коммуникативная задача - в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, т.е. выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам.
Темп ознакомительного чтения не должен быть ниже 180 слов в минуту. Для практики в этом виде чтения используются сравнительно длинные тексты, легкие в языковом отношении, содержащие не менее 25-30 % избыточной, второстепенной информации.
Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста.
Темп изучающего чтения составляет 50-60 слов в минуту. Для этого вида чтения подбираются тексты, имеющие познавательную ценность, и представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения как в содержательном, так и в языковом отношении.
Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель – быстрое нахождение в тексте вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей и т.д.). В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнение, так как поиск той или иной информации, как правило, осуществляется по указанию преподавателя. Поэтому оно обычно является сопутствующим компонентом при развитии других видов чтения.
Методисты и учителя иностранного языка предлагают много видов заданий для работы над текстами. Естественно, что виды работ зависят от того, какую цель мы ставим перед чтением. Если это чтение ради чтения, то задания будут ориентированы только на контроль содержания. Если мы хотим, чтобы у нас состоялась и беседа по прочитанному, по проблеме текста, то добавляются творческие задания, направленные на то, чтобы учащиеся могли высказать свое мнение, переходя, постепенно, от подготовленной к неподготовленной речи.
Вид упражнений зависит и от возраста учащихся, и от уровня их подготовленности. Так, в начальной школе и тексты проще, и задания. Старшеклассники же уже готовы говорить по проблеме, а не просто зачитывать и переводить отрывки. Им также можно предложить выполнить какое-нибудь творческое задание или написать эссе. В настоящее время художественные, авторские тексты исключаются из учебников, но с ними продолжается работа на уроках домашнего чтения, для чего в УМК есть книги для чтения. Наша классификация упражнений подойдет для таких уроков. Рассмотрим такие классификации упражнений на каждом этапе работы над текстом.
Этапы работы над текстом
Основными этапами работы с текстом при формировании читательской компетенции учащихся являются:
- Предтекстовый (Pre-reading).
- Текстовый (While-reading).
- Послетекстовый (Post-reading).
Очевидно, что послетекстовый этап будет присутствовать в том случае, когда текст рассматривается не столько как средство формирования умений читать, сколько для развития продуктивных умений в устной или письменной речи, а проще говоря, умений говорить и писать на иностранном языке.
Таким образом, последовательность работы над текстом будет примерно следующая: предтекстовые упражнения, контроль понимания содержания, контроль понимания важных деталей текста.
1. Предтекстовый (Pre-reading) этап
Задачами данного этапа являются
- создание мотива чтения;
- развитие умения прогнозирования;
- активизация фоновых знаний и снятие языковых трудностей
Можно выделить следующие группы упражнений:
- Упражнения на соотнесение слова с темой
- Упражнения на понимание лексико-тематической основы текста
- Упражнения в работе с заглавием текста
- Упражнение в опознавании интернационализмов
1. Упражнения на соотнесение слова с темой.
- Заполните пропуски в предложении одним из указанных слов.
- Найдите и замените слова в предложении, которые не подходят по смыслу.
- В каждой группе слов найдите одно с наиболее общим значением.
- Каждой группе слов найдите одно, не принадлежащее по значению к этой группе.
- Назовите слово, с которым ассоциируются все слова данного тематического ряда.
2. Упражнения на понимание лексико-тематической основы текста.
- Прочитайте опорные слова и словосочетания текста и назовите его тему.
- Запишите ключевое слово заголовка и составьте схему, заполняя её ассоциациями.
- Взгляните на фотографию и выберите из списка слов те, которые подходят для описания ситуации, изображённой на ней.
- Ознакомьтесь с новыми словами и словосочетаниями (которые даны с переводом) и, не читая текст, скажите, о чём может идти в нём речь.
- Расположите слова и фразы, определяющие содержание текста, в последовательности происходящих событий.
3. Упражнения в работе с заглавием текста.
- Прочитайте заглавие и скажите, о чём (о ком), по-вашему, мнению, будет идти речь в тексте.
- Переведите заглавие и ответьте на вопросы:
- По какому слову заглавия можно определить, что речь идёт...?
- Какое словосочетание наводит на мысль о том, что ...?
4. Упражнение в опознавании интернационализмов.
- Найдите во второй колонке перевод к каждому слову из первой (без словаря), опираясь на графический образ слов.
- Подчеркните в данных утверждениях интернациональные слова, определите их значение в родном языке и иностранном языках.
- Распределите весь список слов на две колонки: интернационализмы и «ложные друзья переводчика», предварительно прочитав следующие словосочетания.
Предтекстовые упражнения (работа над лексикой и грамматикой текста)
- Найти, выписать и перевести предложения с определенными словами.
- Найти пары: слово и его определение. Учащимся даны две колонки, их задача соединить пары стрелочками.
- Выбрать антоним слова из предлагаемых.
- Выбрать синоним слова из предлагаемой группы.
- Объяснить слово или фразу, не переводя ее.
- Соединить пары слов по смыслу.
- Работа над словообразованием.
- Работа с предлогами.
- Выписать и перевести предложения с определенной грамматической структурой.
- Перефразировать предложения, используя определенную грамматическую структуру.
- Перефразировать предложения, заменив выделенное слово или выражение на синоним, использованный в тексте.
- Составить предложения с определенными словами, чтобы стало ясным их значение.
- Частичный перевод предложения, где учащимся остается перевести на английский только одно слово, данное в скобках.
2. Контроль понимания общего содержания (текстовый этап)
Текстовые (While-reading) стратегии
Задачи данного этапа работы с текстом направлены на понимание текста и формирование его интерпретации у читающего, размышление во время чтения о том, что и как читает обучающийся и насколько хорошо понимает прочитанное.
На данном этапе учитель может предложить учащимся:
- найти ответы на предложенные вопросы;
- подтвердить правильность или ложность утверждений, либо выявить, что в тексте не упомянуто;
- составить предложения по порядку;
- найти соответствия;
- выполнить задание на множественный выбор;
- подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев;
- догадаться о значении слова или слов по контексту, какой из предложенных переводов слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте;
- восполнить недостающую информацию;
- во время чтения текста заполнить таблицу.
Все перечисленные задания максимально облегчены, в них все внимание сконцентрировано только на содержании текста. Они могут по указанию учителя выполняться как в устной, так и в письменной форме.
Эта система контроля должна быть как можно больше ориентирована на самоконтроль читающего.
Контрольная обратная связь осуществляется в процессе чтения и способствует более полному осмыслению информации текста.
Виды упражнений:
- Озаглавить главные смысловые части текста;
- Найти предложения, выражающие главную мысль отдельных частей текста;
- Прочитать те фрагменты из текста, которые характеризуют того или иного героя;
- Найти предложения, подтверждающие или отрицающие определенное мнение;
- Перечислить последовательно всех действующих лиц;
- Назвать по порядку все места действий, названные в тексте;
- Продолжить (окончить) рассказ одной-двумя фразами;
- Ответить на вопросы, ответы на которые учащиеся могут найти в тексте;
- Угадать или описать ситуации, в которых автор употребляет ту или иную лексическую единицу, сочетания слов или целое предложение;
- Согласиться или не согласиться с высказываниями в соответствии с содержанием;
- Учитель называет 2-3 предложения. Нужно выбрать утверждение, соответствующее содержанию и повторить его;
- Пересказать текст, сокращая его и выбирая главное. Возможен пересказ по плану или по ключевым словам;
- Написать вопросы, ответы на которые послужат пересказом текста;
- Перевести отрывок на хороший русский.
- Подобрать предложенные главные мысли отрывков к каждому отрывку.
- Выбрать верный ответ из нескольких предложенных.
3. Контроль понимания важных деталей текста и его оценка (послетекстовый этап)
Post-reading стратегии
Понимание текста – лишь часть задания, подготовка к следующему этапу – к беседе по прочитанному. В сущности, этот второй подход к контролю чтения скорее является упражнением в устной речи, нежели в чтении. Обсуждение предполагает понимание содержания текста; понятое содержание служит базой для построения бесед, сообщений, моделирования ситуативно-обусловленных речевых актов, высказывания суждений, выражения отношений, эмоций и т.п. Упражнения для организации беседы по прочитанному должны представлять собой последовательную серию заданий, направленных на постепенный переход от подготовленной речи к речи неподготовленной.
Необходимы для проверки понимания прочитанного и служат средством контроля формирования умений смыслового чтения и возможным использованием полученной информации в будущем.
На этом этапе учитель может предложить учащимся:
- выявить новое из прочитанного текста;
- высказать свое мнение по поводу прочитанного;
- опровергнуть утверждения или согласиться с ними;
- доказать или охарактеризовать что-то;
- составить план текста, выделив его основные мысли;
- пересказать/кратко изложить содержание текста;
- рассказать текст от лица главного героя;
- вставить в текст пропущенные слова или выражения;
- составить синквейн.
Здесь возможны такие задания:
- Передать содержание отдельных эпизодов текста;
- рассказать, как действовал герой повествования в сложившейся ситуации;
- Инсценировать поведение (поступок) тех или иных героев;
- Охарактеризовать того или иного героя повествования (внешность и характер);
- Охарактеризовать время, место и обстоятельства действия;
- Объяснить намерения автора;
- Ответить на вопросы с изложением в ответе собственной точки зрения по затронутому вопросу;
- Прокомментировать событие, поступок или эпизод, содержащиеся в тексте;
- Организовать беседу-дискуссию в связи с оценкой событий или поступков героев текста;
- Дать развернутую оценку поступкам героев, изложенным в тексте;
- Выразить главную идею текста одним предложением;
- Рассказать о своих впечатлениях о тексте, оценить его. Сказать, что понравилось, что нет и почему.
Задания по работе с текстом могут быть следующие:
- Найти ответы на предложенные вопросы.
- Подтвердить правильность или ложность утверждений, либо выявить, что это в тексте не упомянуто.
- Составить предложения по порядку.
- Найти соответствия.
- Выполнить задание на множественный выбор.
- Подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев.
- Вставить подходящее по смыслу слово или предложение, попущенное в тексте.
- Выбрать предложения со следующими словами/ грамматическими явлениями, идиоматическими выражениями и так далее.
- Прочесть описание внешности, места события, иллюстрации, отношения кого-либо к чему-либо.
- Догадаться о значении слова или слов по контексту, какой из предложенных переводов слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте.
- Предложить, как будут развиваться события во второй главе следующей части текста.
- Прочитать отрывок и пересказать его.
- Восполнить недостающую информацию.
Приемы и методы по развитию критического мышления:
- Ромашка Блума,
- Толстые и тонкие вопросы,
- Кластер,
- Фишбоун,
- Синквейн,
- Инсёрт,
- Диаграмма Венна.
Ромашка Блума
Одной из форм развития критического мышления является упражнение «Ромашка Блума».
Цель задания: совершенствование навыков критического мышления.
Учитель заранее готовит Ромашку Блума с 6 типами вопросов по теме текста или предлагает ученикам самим сформулировать вопросы по прочитанному тексту.
Как это работает: Учитель приглашает учащихся к доске, они выбирают вопрос, отрывают с ромашки и на её обороте читают. Или на лицевой стороне вопрос, а на обороте модельный ответ.
Простой вопрос - «Назовите…» «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?».
Уточняющий - уточните понятие.
Практический вопрос - как решить данную задачу «Где можно увидеть в жизни…?» Интерпретирующий вопрос - обычно начинается со слова «Почему?» Оценочный вопрос - «дайте оценку явлению, событию, факту» Творческий вопрос - содержит формулу будущего «Если бы…»
Инсерт
Этот прием позволяет сделать процесс накопления информации зримым, проследить путь от «старого» знания к «новому». Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста. Во время чтения текста просим учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
Прием «Зигзаг»
Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.
- 1 этап. Ознакомительное чтение.
- 2 этап. Осмысление текста. Обсуждение, работа с лексикой, поиск ответов на вопросы к тексту.
- 3 этап. Учитель задает вопросы по тексту каждой группе.
- 4 этап. Переформирование групп. Поскольку каждая группа владеет только частью информации, необходимо ею обменяться.
- 5 этап. Заключительный. Учитель задает обобщающие вопросы по всему тексту. Или учащиеся составляют краткий план текста.
Ценность данного приема заключается в использовании всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение. За короткий срок перерабатывается большой объем информации. При работе задействован каждый учащийся. Трудность приема может проявиться в том, что при обсуждениях дети часто будут переходить на русский язык. Задача учителя контролировать этот процесс и призывать не бояться делать ошибок «Mistakes are OK».
Кластер - графическая организация материала
Составление «кластера» позволяет свободно и открыто думать по заданной теме, проблеме, содержащейся в тексте. Кластер может быть использован на разных стадиях работы с текстом.
Позволяет расширить лексический словарь, лучше усвоить грамматическое явление, развивать коммуникативные компетентности.
По кластеру легко составить небольшой рассказ. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого-либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации, обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить значимые именно для него понятия.
Диаграмма Венна
Необходимость может возникнуть тогда, когда нужно чётко разграничить понятия, представления, знания о чём-либо.
Тема «Описание себя и своего друга».
Начинать лучше с общего (средняя часть наложенных кругов). Затем переходить на различия. Диаграмму используем для устного рассказа.
Развиваются познавательные, коммуникативные, личностные универсальные учебные действия. Многие дети часто не понимают разницу между Великобританией, Англией, Соединенным королевством и Британией. Данная диаграмма четко показывает географические и политические различия этих названий.
Креативное мышление - новый компонент функциональной грамотности
Привычка размышлять и мыслить креативно - важнейший источник развития личности учащегося. Важно предлагать задания, которые могут постепенно стимулировать привычку мыслить и отзываться на проблемы.
Задания при работе с текстом: выдели ключевые слова, определи главную мысль текста, подбери заголовок, опиши иллюстрации к тексту, дай совет главному герою, перескажи от лица разных персонажей, составь синквейн (1. cлово-понятие, 2. два прилагательных, 3. три глагола, 4. фраза - отношение, 5. синоним понятия).
Интерактивные методы такие как: деловые и ролевые игры, дискуссии, мозговой штурм, взаимообучение, исследования, проекты, использование ИКТ, песни, аудиозаписи, драматизация, мультфильмы позволяют моделировать реальные жизненные ситуации и проблемы для совместного решения, способствовать долгосрочным навыкам и умениям, выработке общих ценностей, создать атмосферу сотрудничества, взаимодействия, осваивать учебное содержание не только через информацию, но через чувства и действия.
Среди основных принципов интерактивного обучения выделяют:
- диалогическое взаимодействие;
- работу в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;
- активно-ролевую (игровую) организацию обучения;
- тренинговую организацию учебного процесса.
Задания для обучения различным видам чтения в разных УМК
1.Чтение с пониманием основного содержания.
Здесь главное - языковая догадка. Этот вид работы помогает не только находить главное, но и не останавливаться на незнакомых словах. Например, в УМК «Английский в фокусе» предлагаются следующие виды заданий:
- Look through the text and choose the best title
- Look through the text. Who is Lara Croft? What is the text about?
- Look through the text. Where can you see it: in a magazine, in a newspaper, on a computer screen?
- Look through the text. How many people are online?
2. Чтение с выборочным пониманием нужной информации.
Для данного задания важно научиться «ориентироваться в тексте, выделять важное и детали, соотносить части текста». Варианты задании:
- Read the article and complete the profile
- Read and mark the sentences Right, Wrong, Doesn`t say (предложения похожи, но отличаются деталями)
- Match the pictures to the text
- Read and find the names of…
- Find the words in the dialogue for the underlined pronouns
- Read the dialogue. What is Ann buying? How much is it?
- Read the dialogues. What do Matt and David want to do? Do Jenny and Sally agree?
- Read and complete the sentences
- Read and find all short forms in the text
- Read. What is Martha buying?
3. Чтение с полным пониманием содержания.
Данное задание подразумевает полное понимание текста и готовность к пересказу и обсуждению. После прочтения текста можно предложить учащимся такие задания:
- Read the text and answer the questions
- Read the text. How do the British and the Chinese celebrate birthdays?
- Read the text. Make notes and act out the interview with Lara Croft about her daily routine
- Make the plan of the text.
4. Все тексты учебника предваряются предтекстовыми упражнениями:
- Read the first two exchanges. What is the dialogue about?
- Think of two questions you can ask about Indian tigers. Read. Can you answer them?
- Look at the title of the text and the first sentence of each paragraph. What do you expect to read?
- Look at the pictures and read the first sentence of each text. How are they related to the title? Read and check.
- Look at the kitchen in the picture. What is wrong? Read and check.
Некоторые умения, которые входят в понятие читательской грамотности:
- Поиск информации в тексте. Включает просмотровое чтение для нахождения в тексте нужной информации, а также сам поиск и выбор этой информации.
- Понимание смысла. Означает понимание как буквального смысла содержания текста, его основной идеи, так и скрытого смысла (например, переносного значения, намёков). Также нужно уметь формулировать выводы из прочитанного.
- Оценивание качества и достоверности. Читающему нужно установить, является ли информация достоверной, актуальной, точной и непредвзятой. Для этого надо уметь оценивать источник информации, время и цель написания текста.
- Осмысление содержания и формы. Это оценка качества и стиля текста — насколько адекватно они выражают цель и точку зрения автора. Также это умение сопоставить различные точки зрения, в частности за счёт опоры на знания и опыт самого читателя.
Некоторые творческие методы обучения:
- Учебная дискуссия. Спорное обсуждение вопроса с целью установления истины путём взаимодействия конкретных действующих лиц.
- Проблемное изложение материала. Метод предлагает введение новых знаний через поэтапное разрешение проблем, запланированных в порядке возрастающей трудности.
- Эвристическая беседа. Содержит частично-поисковую деятельность по поиску ответов на ряд проблемных вопросов, подготовленных педагогом.
- Исследовательский метод. Метод предполагает введение знаний, формирование навыков и умений через самостоятельную поисково-познавательную деятельность учащихся по решению теоретической или практической задачи.
- Соревнование. Метод обучения, который предполагает состязание учащихся при решении теоретических или практических задач урока.
- Деловая игра. Имитационный метод обучения, который предполагает приобретение учащимися профессиональных знаний, умений и навыков в процессе конкретной деятельности в границах заданной проблемной ситуации.
- Игровое проектирование. Игровой имитационный метод обучения, который предполагает возможность приобретения учащимися новых знаний, умений и навыков в процессе моделирования деятельности.
Заключение
Функциональное чтение на уроках английского языка формирует ряд необходимых умений как предметного (языкового, лингвистического), так и метапредметного характера, которые способствуют формированию функционально-грамотной личности, умеющей применять одни и те же навыки в различных жизненных ситуациях, трансформируя и адаптируя их под условия постоянно меняющейся внешней среды.
Таким образом, предметная область иностранных языков в общем, а в частности — английского языка, инструмента международного общения и процесса глобализации, является источником для формирования продиктованных временем умений и навыков современной личности, успешно функционирующей во всех областях своей жизни: работа, социум, семья и личные взаимоотношения. А значит, функциональная грамотность, и самая главная её составляющая – читательская грамотность, формируется в том числе и на уроках иностранного языка.
Литература и источники
- https://urok.1sept.ru/articles/697528
- OECD (2016), «Methodology and tools for international education surveys», in Making Education Count for Development: Data Collection and Availability in Six PISA for Development Countries, OECD Publishing, Paris. URL: https://doi.org/10.1787/9789264255449–6-en.
- United Nations Literacy Decade 2003–2012. 2002. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000153489.
- Воронина, К.В. Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка / К.В.Воронина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 305-306. — URL: https://moluch.ru/archive/295/67066/.
- Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы при освоении дисциплин общественно-гуманитарного цикла. Методическое пособие. - Астана, 2013.
- Панфилова Е.И. К вопросу о формировании функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка / Концепт: Современные научные исследования: актуальные теории и концепции. Выпуск 3. 2015. URL: http://ekoncept.ru/teleconf/65081.html-ISSN.
- Письменная Л., Янкевич М. Культура. Работа со сплошным текстом. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.google.com/document/d/1hAAqir-39-drK1Tcbpr1scMddBZ-2OUHQTq7TIPhKOs/edit?pli=1
- Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителей. Курс для учителей русского языка как родного. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf
- ФИПИ Методические рекомендации по использованию в учебном процессе банка заданий для оценки читательской грамотности обучающихся https://doc.fipi.ru/metodicheskaya kopilka/metod_rek_chitat_gram.pdf
- Фролова П.И. К вопросу об историческом развитии понятия «Функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 1 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-istoricheskom-razvitii-ponyatiya-funktsionalnaya-gramotnost-v-pedagogicheskoy-teorii-i-praktike.