Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношения человека к жизни. Воспитание у людей с детских лет к любви к природе – большая и благородная задача. В ее решение важная роль принадлежит педагогам. Чтобы успешно нести эстетическую культуру в жизнь, прививать эстетические навыки и вкусы детей, будущие педагоги должны иметь отчетливое представление о глубоком воспитательном воздействии природы на формирующуюся личность.
Еще К.Д.Ушинский отмечал, что прекрасный ландшафт оказывает огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать даже влиянию педагога. У преподавателя большое поле деятельности для развития эстетических чувств детей. Везде и всюду следует учить понимать язык природы, видеть красоту окружающего мира. Однако, было бы ошибкой думать, что цель эстетического воспитания детей-лишь научить их любоваться природой. Необходимо формировать у них творческий, созидательный подход к оценке природы. Ведь и сама природа в ее активности, вечном «созидании» способна пробуждать в человеке творческие начала, воодушевлять его на деятельность во имя идеалов добра.
В течение ряда лет наша школа работает над формированием у детей экологической культуры.
Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос об их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание, и станут убеждениями этого человека.
Исходя из этого, мы ставим вопрос: в чем сущность экологического просвещения в начальных классах и какие понятия доступны для восприятия младших школьников?
Какие же экологические связи устанавливаются на уроках?
На доступном учащимся уровне, рассматриваются связи между живой и живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом им также помогают экологические связи. Их изучение позволяет школьникам приобрести основы диалектико-материалистического мировоззрения, способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.
Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. При описательном же изучении курса интерес у учащихся постепенно снижается, это происходит неизбежно, даже в том случае, если учитель привлекает занимательные факты, загадки, пословицы и т.д., поскольку теоретический уровень материала остается, по существу, неизменным. Если же при изучении природоведения раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи, поставленные перед учеником, усложняются и это способствует развитию интереса.
Изучение экологических связей, способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе.