Приемы смыслового чтения в начальной школе при реализации ФГОС

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3

Ключевые слова: смысловое чтение


Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу.

Младший школьник с неохотой проводит время за чтением книг, предпочитая досуг перед экраном телевизора, телефона или компьютера.

Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии…

Детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимое и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом.

Необходимость разработки новых подходов к обучению чтению.

Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.

Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого.

Техническая:

  • способ чтения,
  • темп чтения,
  • правильность чтения,
  • выразительность.

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что в процессе чтения текста осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом с учетом его ценностно-смысловых аспектов.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста.

Владение навыками смыслового чтения, способствует развитию устной речи и, как следствие – письменной речи.

Классификация вопросов Б.Блума

Объясняющие (интерпретационные) вопросы.

Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему". Направлены на выявление причинно-следственных связей.

Практические вопросы.

Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой.

Как бы я поступил на месте героя?

Простые вопросы.

Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации.

Как звали главного героя? Куда впадает Волга?

Уточняющие вопросы.

Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации.

Правда ли, что... Если я правильно понял, то...

Творческие вопросы.

Подразумевают синтез полученной информации.

В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения.

Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?

Оценочные вопросы.

Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов.

Как вы относитесь к ... ?

Что лучше? Правильно ли поступил ...?

Чтение с остановками

1 стадия - вызов.

Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики.

2 стадия - осмысление.

Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни вопросов Блума.

Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»

3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа.