Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу.
Младший школьник с неохотой проводит время за чтением книг, предпочитая досуг перед экраном телевизора, телефона или компьютера.
Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии…
Детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимое и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом.
Необходимость разработки новых подходов к обучению чтению.
Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.
Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого.
Техническая:
- способ чтения,
- темп чтения,
- правильность чтения,
- выразительность.
Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что в процессе чтения текста осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом с учетом его ценностно-смысловых аспектов.
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста.
Владение навыками смыслового чтения, способствует развитию устной речи и, как следствие – письменной речи.
Классификация вопросов Б.Блума
Объясняющие (интерпретационные) вопросы.
Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему". Направлены на выявление причинно-следственных связей.
Практические вопросы.
Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой.
Как бы я поступил на месте героя?
Простые вопросы.
Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации.
Как звали главного героя? Куда впадает Волга?
Уточняющие вопросы.
Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации.
Правда ли, что... Если я правильно понял, то...
Творческие вопросы.
Подразумевают синтез полученной информации.
В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения.
Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?
Оценочные вопросы.
Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов.
Как вы относитесь к ... ?
Что лучше? Правильно ли поступил ...?
Чтение с остановками
1 стадия - вызов.
Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики.
2 стадия - осмысление.
Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни вопросов Блума.
Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»
3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа.