Алгоритм подготовки к написанию сочинения-рассуждения по теме 13.3 ОГЭ по русскому языку. Методические рекомендации

Разделы: Русский язык

Класс: 9

Ключевые слова: ОГЭ по русскому языку


Обязательным условием успешной сдачи ОГЭ по русскому языку является написание сочинения-рассуждения. В задании 13 обучающимся предлагаются на выбор три темы. Традиционно выделяются следующие:

  • 13.1 – сочинение-рассуждение на лингвистическую тему;
  • 13.2 – сочинение-рассуждение на морально-этическую тему (анализ фрагмента текста (эпизода);
  • 13.3 – сочинение-рассуждение на морально-этическую тему (ответ на поставленный проблемный вопрос).

В соответствии с изменениями, внесёнными в экзаменационную модель в 2025 году, в сочинении-рассуждении по теме 13.3 необходимо сформулировать ответ на поставленный проблемный вопрос, в некоторых случаях – прокомментировать предложенное в этом вопросе нравственное понятие, а затем аргументировать свое мнение.

Актуальность

Процесс подготовки обучающихся 9 классов общеобразовательных учреждений к творческой части ОГЭ по русскому языку рекомендуется начинать с задания 13.3 (при работе в классах с низким уровнем успеваемости и качества знаний им ограничиться). Это обуславливается следующими причинами:

  • тема и структура задания 13.3 интуитивно понятны;
  • задание 13.3 ОГЭ максимально приближено к заданию 27 ЕГЭ;
  • к теме 13.3 можно подготовиться заранее (до экзамена), проработав лексические значения различных морально-этических понятий;
  • сочинение-рассуждение по теме 13.3 способны написать обучающиеся с низким уровнем развития речевых навыков, творческих способностей, обеднённой лексической базой.

Одно из изменений, внесённых в экзаменационную модель ОГЭ по русскому языку с 2025 г., коснулось формулировки задания 13.3. Как следствие, задание 13.3 стало более чётко и понятно изложено и приближено к модели задания 27 ЕГЭ. Схожесть задания 13.3 ОГЭ с заданием 27 ЕГЭ прослеживается непосредственно в теме сочинения-рассуждения, которая представляет собой ответ на проблемный вопрос (например, почему в жизни человека важна мама? В чём проявляется сила духа человека? Почему важно быть любознательным? Когда человек чувствует себя счастливым?). В некоторых вариантах КИМов проблемный вопрос – это нравственное понятие, которое должен пояснить и аргументировать экзаменуемый в своём сочинении-рассуждении. Например, предлагается ответить на вопросы: «Кто такой настоящий друг?» или «Что такое материнская любовь?»

Приведём пример формулировки задания 13.3 в соответствии с экзаменационной моделью 2026 года.

13.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему в жизни человека важна мама?». Дайте ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту. Сделайте вывод на основе Ваших рассуждений.

Таким образом, обучая выпускников 9-х классов написанию сочинения-рассуждения по теме 13.3, учитель не только формирует основные базовые навыки успешного выполнения творческого задания ОГЭ, но и закладывает основы перспективного выполнения задания 27 ЕГЭ. Сформулированные проблемные вопросы, ответом на которые являются тексты сочинений-рассуждений обучающихся выпускных классов – это и есть тот общий момент экзаменационных моделей, который показывает перспективность выбора темы 13.3.

Процесс обучения школьников написанию сочинения-рассуждения по теме 13.3 можно разделить на следующие этапы:

  • ознакомление со структурой сочинения-рассуждения;
  • конструирование каждой композиционной части сочинения-рассуждения;
  • обучение использованию клише в тексте сочинения-рассуждения;
  • работа по развитию орфографической, пунктуационной, грамматической и речевой зоркости (выявление орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок в тексте сочинения-рассуждения).

Важным аспектом в процессе обучения школьников написанию сочинения-рассуждения является последовательность реализации вышеуказанных пунктов.

Самым действенным является метод «коллективного написания сочинения», когда один текст создаётся непосредственно на уроке общими усилиями обучающихся. В этом случае каждое предложение сочинения сначала формулируется и произносится обучающимися вслух, затем комментируется учителем, совместно обсуждается и только потом записывается. Таким образом, у каждого обучающегося сохраняется готовый структурный и речевой шаблон, вариации которого можно использовать при дальнейшей тренировке в написании сочинений-рассуждений темы 13.3.

Традиционно структура сочинения-рассуждения включает три части:

  • Вступление. (тезис (утверждение) – ответ на проблемный вопрос либо тезис – определение (пояснение) морально-этического понятия).
  • Основная часть. (2 примера-аргумента (доказательства) – доводы, необходимые для доказательства выдвинутого тезиса (утверждения).
  • Аргументов должно быть не менее двух. Аргументы нужно выбрать непосредственно из текста.
  • Заключение. (вывод – итог)

Допустимо выделение в тексте сочинения 3 или 4 абзацев в соответствии со структурными частями данного вида речевой работы и их логической завершённостью. Оптимальным является разделение текста сочинения на 4 абзаца.

Примеры:

3 абзаца

4 абзаца

тезис
аргументы 1 и 2
заключение

тезис
1-й аргумент
2-й аргумент
заключение

Конструктор вступительной части сочинения-рассуждения

Конструирование вступительной части сочинения-рассуждения по теме 13.3 предполагает наличие двух составляющих:

  • ответ на проблемный вопрос,
  • предложение-связка

В некоторых случаях ответ на проблемный вопрос предполагает формулировку (объяснение) значения заданного понятия, то есть выполняет функцию тезиса. Следует обратить внимание, что тезис не всегда дублирует лексическое значение заданного понятия. Он представляет собой вольную, оригинальную смысловую интерпретацию автора сочинения. Ответ на проблемный вопрос – это и есть комментарий автора сочинения, его точка зрения, позиция. Данная составляющая вступительной части сочинения является обязательной, так как соответствует требованиям, изложенным в задании 13.3. Предложение-связка позволяет выдержать логически плавный переход от вступительной части к основной и увеличить количество слов в сочинении.

Ключевому понятию, обозначенному в проблемном вопросе (теме сочинения) можно дать определение посредством существительного или словосочетания. Рассмотрим тему сочинения: «Что такое материнская любовь?» Вступительную часть сочинения можно сконструировать следующим образом.

Материнская любовь – это сильное и искреннее чувство, которое испытывает мать к своему ребёнку.

Лексическое значение анализируемого понятия можно пояснить двумя способами: описательно (посредством соотнесения с лексемой, обладающей обобщённым значением) либо с помощью подбора синонимов.

Как правило, для написания сочинения-рассуждения выпускникам предлагаются общеизвестные понятия, которые можно сгруппировать по принципу принадлежности к какой-либо определённой обобщённой категории. В приведённой ниже таблице представлена классификация морально-этических понятий по соответствующим категориям.

Категория

Лексемы (морально-этические понятия )

качество (черта) характера

доброта, решимость, бескорыстность, сила духа, любознательность, неуверенность в себе, ответственность за свои поступки, умение быть благодарным

чувство

материнская любовь, зависть, любовь к жизни, любовь к родителям, благодарность

действие (процесс)

выбор, нравственный выбор, творчество, прощение, прийти на помощь, забота о людях, общее дело (труд, занятие)

отношения (взаимоотношения)

дружба, проявлять внимание к человеку, уважение к человеку, взаимопонимание (согласие)

способность (умение)

воображение, понимание, фантазия

проявление (явление)

чудо, слава, красота

приоритет

цель в жизни

состояние (ощущение)

счастье

совокупность чего-либо

внутренний мир человека (совокупность чувств, мыслей, эмоций, переживаний); жизненные ценности (совокупность идеалов, убеждений)

произведения

настоящее искусство, драгоценные книги

эстетическая
категория

красота (как проявление чего-либо, как качество, как идеал)

Данная таблица может быть использована на уроках русского языка в памятках по написанию сочинения-рассуждения, в упражнениях по изучению лексического значения слова, на уроках литературы в заданиях, направленных на расширение лексического запаса обучающихся.

Приведём пример тренировочного задания к уроку-практикуму по подготовке к заданию 13.3 ОГЭ.

Задание. Соедините стрелками слово и его значение.

счастье
понимание
дружба
выбор
бескорыстность
любовь

качество характера
отношение
действие
способность
чувство
состояние

Пояснение значения слова с помощью синонимов считается более сложным способом, поскольку изначально предполагает наличие у обучающихся богатого лексического запаса, умения различать оттенки в значениях слов.

Для расширения словарного запаса обучающих и при подготовке к написанию вступительной части сочинения-рассуждения можно использовать следующие задания.

Задание. Запишите слово, которым можно назвать эти синонимы.

Синонимы

Слово

идеалы, мечты, приоритеты

 

известность, популярность, признание, почёт, уважение, восхваление

 

совершенство, гармония

 

восприятие, осознание, осведомлённость, представление о чём-либо

 

принятие решения, предпочтение

 

согласие, единство

 

великодушие, благородство

 

Слова для справок: бескорыстность, слава, взаимопонимание, красота, выбор, понимание, жизненные ценности.

Ответы:

  • жизненные ценности – идеалы, мечты, приоритеты;
  • слава – известность, популярность, признание, почёт, уважение, восхваление;
  • красота – совершенство, гармония;
  • понимание – восприятие, осознание, осведомлённость, представление о;
  • выбор – принятие решения, предпочтение;
  • взаимопонимание – согласие, единство;
  • бескорыстность – великодушие, благородство

Например, в теме сочинения сформулирован вопрос: «Почему в жизни человека важна мама?». Конструируем вступительную часть сочинения-рассуждения.

1 предложение (ответ на вопрос). В жизни каждого человека важна мама, потому что она заботится, вселяет уверенность в будущее, утешает.

2 предложение (связка, клише). Обратимся к примерам из текста и личного опыта.

Для установления логического перехода от вступительной части к основной, их композиционной связи рекомендуется использовать следующие конструкции (клише):

  • Обратимся к ... (аргументам, тексту, факту, воспоминаниям кого-либо, научным данным, словам кого-либо…).
  • В этом легко убедиться, обратившись к…
  • Для доказательства этого обратимся к тексту …
  • Обратимся к примерам из текста и личного опыта.
  • Приведём примеры из …
  • Далее обратимся к аргументам.
  • Это можно доказать примерами из …
  • Приведём доказательства этого из текста и личного опыта.
  • Кроме этого, обучающиеся могут использовать клише и в начале
  • вступительной части сочинения-рассуждения:
  • Наверное, каждый человек не раз задумывался о том, что такое …
  • Я не раз задумывался о том, что такое …
  • Одной из главных проблем (тем) современного общества является нравственная проблема (тема)…

Конструктор основной части сочинения-рассуждения

Основная часть сочинения-рассуждения по теме 13.3 включает два аргумента. Один необходимо привести из предложенного для анализа текста, другой – из личного опыта, либо оба аргумента – из предложенного на экзамене текста. При этом последовательность аргументов может быть любая.

При обучении написанию основной части сочинения-рассуждения следует обратить внимание на такие важные моменты, как

  • объяснение понятия аргумент;
  • количество аргументов в тексте;
  • способы включения аргумента из текста в сочинение-рассуждение;

Традиционно понятие аргумент представляется как довод, доказательство, пример. Однако, аргумент – это, прежде всего, факт (история, случай, эпизод, поступок и т.д.). Следовательно, не каждый пример может быть фактом, засчитанным на экзамене за аргумент.

Далее необходимо акцентировать внимание обучающихся на том, что в анализируемом тексте может быть несколько аргументов. В этом случае нужно будет выбрать один или два в соответствии с заданием и выбранной структурой сочинения.

Рассмотрим тему сочинения: «Как характеризуют человека жизненные ценности?» Например, в отрывке из рассказа Романова П. С. «Яблоневый цвет» можно выделить жизненные ценности трёх персонажей: для Трифона Петровича главное – бескорыстная помощь людям, для старушки Поликарповны и её соседки – деньги и расчёт.

Включить аргументы из экзаменационных текстов в сочинение-рассуждение экзаменуемый может следующими способами:

  • дать ссылку на одно предложение (предложение 15);
  • указать несколько предложений (предложения 12, 16, 18) или их диапазон (12-18);
  • использовать цитирование;
  • привести сжатый выборочный пересказ эпизода.

Использование вышеуказанных способов в сочинении-рассуждении носит рекомендательный характер. Обучающийся как автор оригинального текста сочинения имеет право использовать любые способы работы с анализируемым текстом. Надо учитывать, что простое указание номеров предложений само по себе не является аргументом: в этом случае рекомендуется всегда добавлять краткий выборочный пересказ эпизода.

Так, не будет являться аргументом: «В качестве первого аргумента можно привести предложения 5-9 из текста Романова П.С.»

Такой аргумент будет засчитан экспертом: «В качестве первого аргумента можно привести предложения 5-9 из текста Романова П.С. В них рассказывается о том, как Трифон Петрович починил крыльцо в доме Поликарповны и ничего не попросил взамен. Для главного героя жизненные ценности – это добрые поступки, отзывчивость к чужой беде, бескорыстная помощь людям.»

При включении аргументов из текста в сочинения-рассуждения обучающимися 9-ых классов часто допускаются фактические ошибки, связанные с неверным или неточным пересказом фрагмента, что является следствием недостаточного уровня функциональной читательской грамотности, обеднённой лексической базы, неразвитых речевых навыков выпускников.

Обратимся к фрагменту из текста В.М.Пескова о бескорыстности:

«(17)Когда поезд отошёл от очередной станции, я поставил книгу на открытое окно и стал смотреть на лес, на поля и луга, которые мелькали за окном. (18)И вдруг – о ужас! (19)Книга исчезла между двойными окнами вагона. (20)Ещё не понимая серьёзности положения,я замер и испуганно смотрел на отца, на соседа-лётчика, который пытался достать книгу. (21) Через минуту уже весь вагон помогал нам

Содержание выделенных курсивом предложений можно интерпретировать следующим образом: мальчик поставил книгу на открытое окно дачного поезда, она упала (провалилась) и застряла между двойными стёклами оконной рамы вагона, потом попутчики (пассажиры) попытались достать её.

Фактические ошибки в сочинениях выпускников при формулировании примера-иллюстрации: «книга пропала», «книга исчезла», «ветром сдуло книгу», «мальчик потерял книгу в вагоне», «мальчик забыл книгу в поезде», «мальчик оставил книгу в вагоне» и т.д.

После каждого аргумента рекомендуется сделать микровывод, то есть показать значение аргумента в рамках рассматриваемого вопроса.

Важно понимать, что в сочинениях-рассуждениях обучающихся 9-х классов качество аргументации определяется не тем, как этот аргумент реализует смысловую, логическую и доказательную функции в сочинении.

Конструктор заключения

В структуре сочинения-рассуждения обязательным условием завершённости является наличие заключения (вывода).

Для логического перехода от основной части к заключению можно использовать вводные слова и словосочетания:

  • Таким образом, …
  • Следовательно, …
  • Итак, … 
  • Подводя итоги, …
  • Делая вывод, …
  • Безусловно, …
  • В итоге, …

При конструировании заключения рекомендуется использовать клише:

  • Таким образом, мы убедились, что …
  • Приведённые примеры помогли нам доказать справедливость
  • утверждения...
  • Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод…
  • Исходя из приведенных аргументов, …
  • Опираясь на приведённые аргументы, можно сказать, что…
  • Делая вывод, можно сказать, что …
  • В заключении можно отметить, что… 
  • Как мы видим, …
  • Итак, мне удалось проиллюстрировать примерами верность тезиса…
  • В результате рассуждения мы пришли к выводу, что....
  • Эти примеры стали убедительным доказательством утверждения, что
  • Полагаю, приведённые аргументы доказали верность утверждения…
  • Подводя итог своим размышлениям, могу (хочу) сказать, что…

Необходимо обратить внимание обучающихся, что заключение не дублирует тезис или пояснение к нему. Заключение – это вывод, итог творческой работы, который всегда должен содержать дополнительную информацию либо иформацию обобщающего характера.

Таким образом, грамотный, поэтапный подход к процессу обучению написания сочинения-рассуждения по теме 13.3 закладывает устойчивую практическую базу для последующей подготовки к итоговому сочинению и заданию 27 ЕГЭ.

Использованные источники. Цифровые ресурсы

  1. https://fipi.ru/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory
  2. https://rus-oge.sdamgia.ru/
  3. https://www.yaklass.ru/
  4. https://infourok.ru/
  5. https://4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/61706-sbornik-obuchenie-napisaniju- sochinenija-oge-93.html