Базовый учебник: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская «Музыка. 5 класс».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Методы и приемы, используемые на уроке: словесный, наглядный, активный диалог с учащимися, слушание, беседа, работа в группах, распевка, пение.
Цель урока: Создание условий для формирования образа защитника Отечества посредством музыки.
Задачи урока:
Образовательные:
- проанализировать образ защитника Отечества разных эпох с помощью музыки, изобразительного искусства, литературы.
- создать музыкальную летопись по основным периодам истории русского музыкального искусства;
- вспомнить и закрепить понятия музыкальных жанров – былина, кант, симфония, реквием.
- познакомить с музыкальными произведениями - «Реквием» (Д.Б.Кабалевский), «Симфония №2. Богатырская» (А.П.Бородин), кант «Орле Российский», былина «О трёх богатырях в заставе».
Развивающие:
- развить навыки анализа произведения и характера героев, художественного образа, музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости.
Воспитательные:
- воспитать любовь к классическому искусству, русской культуре, народным традициям.
Планируемые результаты:
Предметные:
- понимание терминов: былина, кант, симфония, реквием
- умение оценивать произведения разных видов искусства.
- восприятие музыки с помощью анализа и слушания.
Личностные:
- укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями народа;
- продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;
- развитие духовно-нравственных качеств.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- владение словарем эмоциональных терминов;
- развитие умения постановки и формулирования проблемы, делать выводы, строить суждения.
Регулятивные УУД:
- постановка совместно с учителем конкретной учебной задачи;
- формирование умения целеполагания, планирование собственной деятельности;
- построение речевых высказываний о музыке в устной форме.
Коммуникативные УУД:
- сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных задач;
- развитие навыков развернутого речевого высказывания в процессе групповой деятельности.
Музыкальный репертуар:
- Часть произведения «Реквием» Д.Б.Кабалевского «Помните!» (на сл. Р.Рождественского),
- Кант «Орле Российский»,
- Былина «О трёх богатырях в заставе»,
- А.П.Бородин – Симфония №2 (Богатырская),
- Песня «Отмените войну» (муз. Т.Ветровой, сл. Амалии Майер).
Основные понятия: былина, кант, симфония, реквием, a capella, песня.
Оборудование: проектор, ноутбук, экран, презентация к уроку, колонка.