Сегодня информационные технологии всё продолжают и продолжают стремительно внедряться в нашу жизнь. Современные дети привыкают к мобильности. К сожалению, всё сложнее становится на уроках русского языка и литературы предлагать для анализа учащимся объёмные тексты. Поэтому в условиях интерактивных технологий перед учителем стоят важные задачи: не упустить интерес к предмету, эффективно и динамично подать материал, дать возможность самим ребятам проявить творческую активность.
Сегодня в каждом классе есть интерактивные доски, которые позволяют и учителю, и ученику составлять наглядные пособия на экране, так как наглядность всегда на уроках русского языка играла немаловажную роль. Сегодня удержать внимание и интерес современных учеников не так уж просто. Поэтому в 5-7 классах при изучении раздела «Морфология» я считаю использование интерактивной наглядности наиболее эффективным. Возраст учащихся 11-13 лет. Этот возраст с ещё не достаточно развитым отвлечённым и критическим мышлением, поэтому в преподавании Морфологии необходимо применение наглядных средств. Изучение опыта использования учителями-словесниками наглядности показывает, что чаще всего применяются средства, рассчитанные на зрительные восприятия: таблицы, схемы, кластеры, создаваемые в электронном виде. Я считаю, что весь урок на доске держать таблицы или схемы не нужно, надо дозировано предлагать учащимся данный материал: при объяснении новой темы, для закрепления, для обобщения и систематизации. Поэтому сложные правила по русскому языку, которые дети уже сегодня не хотят учить, быстрее запомнятся в виде современной наглядности.
Я предлагаю использовать на уроках русского языка в 5-7 классах при изучении Морфологии кластеры. Кластеры – графическая форма организации информации. Слово современное, детям нравится. На самом деле это схема, которая систематизирует материал и способствует быстрому осмыслению запоминаемого материала, так как в основном кластеры я предлагаю создавать самим учащимся, чтобы повысить мотивацию и создать ситуацию успеха. Дети должны прочитать текст (например, правила на нескольких страницах учебника), определить тему, выделить ключевые моменты, установить смысловые связи между основными компонентами. Это способствует критическому мышлению и лучшему запоминанию данного материала.
Существует несколько различных видов кластеров:
- «Скелет рыбы»
- «Планета и её спутники»
- «Гроздья»
- «Блок-схема»
- «Бумажный кластер»
- «Кластер с нумерацией»
- «Арт-кластер»
- «Групповой кластер»
- «Обратный кластер».
Рассмотрим кластер «Планета и её спутники». Ребятам предлагается следующая последовательность действий, которую можно выполнить и в тетради, и на компьютере:
- В центре зафиксировать основное понятие (ключевое слово, главная тема)
- По сторонам записываются крупные смысловые единицы, соединённые с основным понятием
- Вокруг основных «спутников» могут располагаться менее значительные смысловые единицы
В итоге должна получиться структура, графически отображающая размышления учащихся, определяющая информационное поле данной теме.
Приведу примеры кластеров, которые составляли учащиеся 7-го класса.
Тема урока: «Части речи»
Тема урока: «Причастие как часть речи»
При изучении Морфологии также можно предложить составление «Обратного кластера». Либо на интерактивной доске, либо на листах учитель составляет кластер сам, намеренно пропуская в нём некоторые компоненты. Листы раздаются ученикам на уроке, и после изучения правила они должны восстановить кластер, дописав пропущенные элементы. Если кластер на доске, то с ним учитель знакомит детей перед изучением темы и предлагает заполнить пропуски в нём в конце урока.
Приведу пример «Обратного кластера» на тему «Степени сравнения прилагательных в 6-м классе».
Пример готового «Обратного кластера»
Вывод: Уроки с применением метода кластера дают учащимся следующие возможности: проявить творчество, систематизировать, видеть в тексте главное. Но частое использование и составление кластеров я бы не порекомендовала, так как есть и другие методы обучения.