Опыт работы по формированию УУД на уроках русского языка и литературы

Разделы: Профессия — педагог


Учение есть совместное исследование, проводимое учителем и учеником.
Сергей Рубинштейн

Несомненно, основной задачей современной школы является вовлечение учащихся в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Именно самостоятельность и активность выступают сегодня ключевыми показателями успешности образования. Только тогда, когда ребёнок является активным участником образовательного процесса, он учится, мыслит.

Я уверена, что одним из способов решения этой задачи – использование метода исследования на уроках русского языка и литературы.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время развитие общества характеризуется все возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания, изменением социального устройства и возникновением качественно новых видов деятельности в ранее неизвестных областях. Особое значение здесь приобретает стремление и способность личности активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, а также создавать, изобретать новые оригинальные стратегии поведения и деятельности, саморазвиваться и самосовершенствоваться. В современном образовании эта задача решается через формирование УУД у школьников.

На мой взгляд, одной из самых результативных и прогрессивных педагогических методов для достижения этих целей является исследовательский метод.

Что же такое исследовательская деятельность?

Исследовательская деятельность – это специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. Результатом её является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности. Целью исследовательской деятельности всегда является получение нового знания о нашем мире.

Исследовательский метод - это не новый метод обучения.

Основы исследовательского обучения можно найти в учениях педагогов-гуманистов эпохи Возрождения, в работах классиков педагогики Яна Каменского, Дж.Локка, Ж.Ж.Руссо, И.Песталоцци и др. Современный метод исследования – это переработанный и усовершенствованный метод.

По моему мнению, организуя познавательную активность учащихся через исследовательскую деятельность, мы формируем все группы универсальных учебных действий. Они представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

УУД обеспечивают способность учащегося:

  • к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
  • к самостоятельному приобретению новых знаний и умений, включая саму организацию учебной деятельности.

В ходе применения исследовательского метода я выделила 3 этапа работы по формированию УУД.

1. Использование исследовательского метода на отдельных этапах работы на уроке.

Я считаю эту работу первым уровнем исследовательского обучения. На данном этапе, создаю проблемную ситуацию и намечаю путь её решения. Само решение, его поиск предстоит детям осуществить самостоятельно.

Мною вводится понятие исследовательской деятельности с 5 класса, а также таких её составляющих, как проблемный вопрос и  гипотеза. На данном этапе моей работы формируются первоначальные навыки выдвижения гипотезы, сбора материала, его элементарного анализа: группировки и классификации. Например, на уроках русского языка выдвигаю перед пятиклассниками гипотезу: «К какой части речи относятся слова «бег», «синева», «двойка»? Как вы думаете, только ли предмет обозначает имя существительное?». Или в качестве домашнего задания учащимся предлагаю выписать примеры имён существительных из указанного упражнения или самостоятельно подобранного текста. На следующем уроке под моим руководством происходит группировка, классификация и систематизация собранного материала. Такую работу я стараюсь проводить при изучении и повторении каждой части речи в 5 классе.

В 6-м классе на уроках русского языка ввожу понятие экспрессивно окрашенной лексики (позитивных и негативных слов). Теперь при выписывании примеров из упражнений или художественных произведений учащиеся над значимыми словами ставят знак «+» или «–». В этом возрасте  учащиеся уже начинают работать с источниками информации, учатся оформлять список используемой литературы.

Также на первом этапе предлагаю детям и такие упражнения, как «Ребусы». Знакомлю с секретом чтения ребуса, затем ребята разгадывают ребусы, которые им даю я. Следующий этап – составление коллективного ребуса. Затем ставлю проблему: составляю свой ребус на основе полученных знаний. Результат исследования – ребус, созданный учеником.

Для развития исследовательских навыков даю задания, предполагающие анализ ошибочных интерпретаций и выявляющие проблему.

Задание. Каковы морфологические признаки слов один, три, десять, тысяча, миллион? К какой части речи они относятся? Почему возможны различные ответы на этот вопрос?

Задание. Найдите ошибочные примеры из упражнения, текста. Доказать свою версию ответа.

Задания и упражнения, развивающие исследовательские навыки на уроках русского языка, так или иначе связаны с анализом языкового материала: текста, предложения, слова — и служат по преимуществу целям закрепления. Я считаю, что такого рода закрепительные упражнения являются неотъемлемой частью любого обучения, в том числе исследовательского.

Отличительной чертой именно исследовательских заданий по анализу материала является выход на новую информацию. Поэтому исследовательские задания здесь более уместны не на стадии закрепления, а на стадии введения новой темы, то есть они предшествуют объяснению нового материала или проблемной беседе.

Я также использую задания по элементарному первичному анализу языкового материала с последующей дискуссией.

Задание. Запишите словоформы: Гора, горы, гор.

Укажите, в какой форме стоит слово. Как мы узнаем о форме слова?

Задание. Определите, к какому грамматическому роду относятся слова: сирота, умница; ножницы, штаны, сливки; ребята, девчата, перила, брызги.

На основе данного приёма предлагаю составить алгоритм грамотного написания, исследуя слова с безударными гласными (5 класс), чередование гласных в корне (5-6 класс), правописание суффиксов (5-6 класс). Также планирую использовать задания на поиск единиц, имеющих общие признаки, при изучении тем: «Причастие», «Деепричастие», «н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных» (7 класс).

Формирование УУД посредством метода исследования происходит и на уроках литературы. Исследовательскую деятельность на уроках литературы начинаю с создания проблемной ситуации. Ситуациями такого рода являются сочинения, рецензирование ответов учащихся, всё, что связано с экспертизой, активным поиском нового.

Например, после прочтения в 5-м классе сказки «Тёплый хлеб» К.Г.Паустовского ученики обращают внимание на её жанровые особенности. Почему Паустовский назвал сказкой? Всё ли в этом произведении похоже на сказку? Так начинается наблюдение над тем, как переплетаются сказочные и реальные мотивы, к чему ведёт автор своей фантазией и мудрым словом. Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебный и научный смысл.

Для формирования у ребёнка основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения использую упражнения, направленные на развитие умения видеть проблему.

На уроках русского языка предлагаю ученикам составить рассказ от имени другого человека, определить, сколько значений у предмета или провожу игру «Волшебные превращения».

На основе игры «Волшебные превращения» проводим мысленный эксперимент. Например, при изучении литературы предлагаю учащимся представить себя любым героем сказки, рассказа и рассказать о себе, ответить на вопросы одноклассников, предложить пути решения той или иной ситуации, объяснить свой поступок.

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения, то есть развёртывается следующая фаза мыслительного процесса – фаза решения проблемы. Ответ, на поставленную проблему достигается посредством умственной деятельности, протекающей в форме выдвижения догадок или гипотез.

При обучении детей строить предположения, учу их использовать следующие слова: может быть; предположим; допустим; возможно; что если.

Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. Вопрос, обычно, рассматривается, как форма выражения проблемы, а гипотеза – способ решения проблемы. Поэтому на моих уроках ученики учатся задавать уточняющие вопросы - Верно ли, что..; Надо ли создавать…; Должен ли…, восполняющие – они включают в свой состав слова: где?, куда?, откуда?, кто?, что?, почему?, какие?

В процессе исследовательской деятельности дети учатся делать выводы и умозаключения. Умозаключением называется форма мышления, посредством которой на основе имеющихся знаний и опыта выводятся новые знания. На моих уроках учащимися сопоставляются два объекта, и в результате выясняется, чем они сходны и что может дать знание о свойствах одного объекта пониманию другого объекта.

Данный этап работы по формированию первичных навыков исследовательской деятельности я использую на уроках в классах независимо от того, по каким стандартам обучаются дети, поскольку познавательные, регулятивные учебные действия, формируемые с помощью исследовательского метода, помогут учащимся на выпускных экзаменах при анализе предложенного текста и написании сочинения-рассуждения. А учащимся с высоким уровнем интеллекта – подготовиться к написанию собственных исследовательских работ.

2. Вторым этапом работы по формированию УУД посредством метода исследования является урок-исследование, когда исследовательская деятельность занимает весь урок. Данный этап является второй ступенью по уровню сложности. При подготовки урока-исследования я меняю всю структуру урока и разбиваю его на несколько этапов.

  • Создание проблемной ситуации. Ключевым моментом мотивации является гипотеза-обобщение. На первых уроках я сама создаю проблемную ситуацию, которая приведёт учащихся к формулированию общей идеи как гипотезы.
  • Этап исследования мы проводим поиск и отбор таких фактов, которые подтверждают или опровергают гипотезу.

Для формирования коммуникативных навыков, я создаю малые группы.

  • Этап обмена и организации информации. На данном этапе учащиеся делятся информацией между группами, под моим руководством выделяют факты, которые подтверждают или опровергают гипотезу.

На данном этапе происходит систематизация информации – систематизация новых знаний – осознание обоснования (через широту доказательств) – оценивание полученных данных с точки зрения доказательства рассматриваемой гипотезы.

  • Этап связывания информации. Дети формулируют заключение (обоснование). Формируются регулятивные учебные действия, умение доказывать, обосновывать идеи, выводы, решения.
  • Этап подведения итогов и рефлексии. Учащиеся возвращаются к малым гипотезам, вносят необходимые уточнения.

На данном этапе происходит рефлексия проделанной мыслительной работы: достигнута ли поставленная задача исследования, каким образом она достигнута, что осталось невыясненным, что нуждается в уточнении.

Я считаю, что занятие, построенное по законам методики исследования, представляет собой урок-систему. Цельность урока, его подчинённость одной идее обеспечивается двумя важнейшими компонентами – мотивацией и обобщением. Обобщение – содержательно-смысловой стержень урока («ради чего» проводится), содержательная цельность. Мотивация – динамический стержень («из-за чего проводится), психологическая цельность.

Уроки-исследования по русскому языку я проводила в 5 классе при изучении самостоятельных частей речи «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «Словосочетание», «Текст». Структуру урока-исследования использовала также при знакомстве с темой «Типы текста», результатом такой работы стало написание собственного текста.

Построение урока-исследования литературы требует большей подготовки. Но любой урок анализа стихотворения я провожу по модели урока-исследования. Таким образом, такое занятие проходит динамично, интересно, позволяет ввести новые литературоведческие термины непринуждённо – так, чтобы ученики с лёгкостью запоминали их особенности.

Интересны также уроки-исследования при обобщении творчества того или иного писателя или цикла произведений на определённую тему.

Одним из таких уроков по литературе состоялся в прошлом году в 5-ом классе при изучении сказок, их видов, композиции, особенностей. Такой урок заинтересовал ребят, и мы составили книгу сказок их собственного сочинения. Результатом урока-исследования по обобщению темы: «Устное народное творчество» стал проект «Книжка-малышка», а также выставка книжек-малышек, в которых собраны загадки, прибаутки, песенки собственного сочинения.

Данный этап сложен. Ученики, не обладающие навыками исследования, не способны выдвинуть гипотезу, произвести сбор информации, сделать выводы. Поэтому уроки-исследования я проводила в классе, где уже введён ФГОС. Учащиеся с начальной ступени уже начали формирование УУД.

3. Третьим и самым сложным этапом работы с использованием методики исследования является в моей работе подготовка учащихся к их самостоятельным исследовательским проектам. Для выявления талантливых детей в школе мною создан интеллектуально-исследовательский центр «Таланты», целью которого является развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Интеллектуально-исследовательский центр «Таланты» предназначен для обучающихся основной школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся.

В независимости от того, какую область исследования выберет ученик, в центре он готовится к написанию исследовательской работы и параллельно с занятиями создаёт свой проект с учителем - предметником. Центр работает третий год. За это время несколько учащихся выбрали области исследования «Литературоведение», «Журналистика», «Филология».

Результатом работы центра стали исследовательские работы учащихся. Например, «Детские журналы. Интересно и полезно», «Прозвища, или как назвать домашнего питомца», «Ребёнок на войне», «Характер боевой машины. Судим по названию» и другие. Эти работы защищались на школьной научно-практической конференции.

Все уроки словесности не могут быть построены на основе исследовательского метода. Использование данного метода предполагает большую подготовку, наличие у учащихся определённых исследовательских навыков, которые необходимо регулярно развивать.

К.А.Тимирязев писал: "Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел".

Метод исследования на уроках русского языка и литературы способствует формированию универсальных учебных действий, которые позволят будущему выпускнику без труда сдать выпускные экзамены, в дальнейшем свободно чувствовать себя в современном мире.