Тема «Поиграем – почитаем»
Пояснительная записка
Актуальность
В связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» школа должна обеспечить гарантии на общедоступное и бесплатное образование всем гражданам РФ, в том числе, гражданам различных национальностей и мигрантов из разных государств СНГ.
В российских школах появляется все больше детей мигрантов, но детям, где бы они ни жили, надо учиться. И в школах образовались так называемые «этнические» вкрапления – дети, совсем не знающие русского языка или знающие его гораздо хуже своих российских сверстников, так как изменили их среду проживания, языковую среду. Они испытывают определенные сложности в социальной и психологической адаптации к новым привычкам, традициям, новым отношениям в коллективе.
Более актуальной для педагогики становится проблема социальной адаптации ребенка к новым условиям жизни. Это происходит из-за миграции семей. Дети всех возрастов подвергаются дезориентации, испытывают дискомфорт, переживают. Ведь многие дети имеют свой культурный опыт (манеры, привычки, акцент) социальной среды, частью которой они являются в прошлом.
Возрастная категория: 3-4 классы.
Продолжительность: 40 минут.
Цель: Создание условий для эффективной адаптации и интеграции детей мигрантов к инокультурной среде, способствующих разностороннему развитию личности.
Задачи:
- Обучение детей мигрантов русскому языку с учетом уровня владения им, психологических особенностей и закономерностей этнокультурной адаптации.
- Формировать умение расставлять ударение в словах.
- Совершенствовать речевую деятельность учащихся через формирование умений:
- воспринимать на слух текст и отвечать на вопросы по его содержанию;
- Развивать логическое мышление.
-
читать текст, соблюдая нормы русского ударения, правила произношения;
Оборудование: монитор, ноутбук, проектор, столы, стулья.
Атрибуты: раздаточный материал для работы, картонная коробочка, шариковые ручки для письма.
Ожидаемые результаты: В результате изучения русского языка на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Предметные результаты: предупреждение ошибок в русской речи.
Метапредметные результаты:
- комммуникативные (овладение нормами устной и письменной речи),
- познавательные (формирование мыслительных способностей),
- регулятивные (осуществление самоконтроля),
- личностные (осознание важности владения русским языком для самореализации и успешной социализации).
Конспект урока
Педагог:
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно - певучий.
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Здравствуйте, ребята!
Ребята: Здравствуйте!
Педагог: Сегодня мы с вами проведем не простой урок русского языка, мы сегодня поиграем! И наше занятие называется «Поиграем – почитаем».
Ребята: Здорово! А что мы будем делать?
Педагог: Скоро вы все узнаете. Посмотрите, какой сегодня замечательный день! На улице светит солнце! Давайте создадим и в нашем классе солнечное настроение. А чтобы у нас все получилось, повернемся к своему товарищу или соседу и улыбнемся ему самой лучезарной улыбкой!
Ребята: (поворачиваются друг к другу и улыбаются).
Педагог: Замечательно! Теперь у нас тоже тепло и солнечно, как на улице. Посмотрите, у вас на столах лежат листы, это интересные задания с которыми мы будем работать. И первое задание похоже на судоку. Вы знаете, что такое судоку?
Ребята: Нет.
Педагог: Судоку – это цифровая головоломка: надо найти место для цифр, а в нашем задании пустые клетки надо заполнять буквами. Перед нами таблица. В каждом ряду и в каждой колонке есть по одной букве Ш, по одной букве Ж, по одной букве З и С, по одной Щ и по одной букве Ч. В пустые клетки таблицы надо вписать какую-то из этих букв: Ш, Ж, З, С или Щ, или Ч. И в строчку и в столбик каждая буква повторяется только один раз. Ну что попробуем?
Ребята: Да!
Ответы детей.
Педагог: Ребята все поняли, все согласны?
Ребята: Да, интересное задание и немного сложное.
Педагог: Но вы справились, вы молодцы!
| Ж | Щ |
Ч |
Ш |
З |
|
Ш |
Ч |
С |
|
Щ |
З |
С |
|
З |
Ч |
Ж |
Щ |
Ч |
З |
Ш |
Щ |
|
Ж |
|
Ж |
Щ |
С |
Ч |
Ш |
Щ |
С |
|
З |
Ш |
Ч |
Педагог: Ребята, у меня в руках волшебная коробочка, она помогает мне сделать ваши уроки и задания интересными.
Ребята: Что в ней лежит?
Педагог: А в ней второе задание. Кто хочет поучаствовать?
Ребята: (тянут руки, и педагог протягивает коробочку, тот, кто вытягивает бумажку с заданием - читает).
Вова: Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.
Педагог: Что это, кто-нибудь знает?
Ребята: Да, это скороговорка.
Педагог: Ну конечно, ребята, вы такие догадливые! Скороговорка – это короткое стихотворение, которое трудно прочитать, правильно произнести или рассказать. Ещё труднее прочитать его быстро, скоро. Сегодня мы будем тренироваться. Вытягивайте и читайте.
Сережа: Волки рыщут, пищу ищут.
Аня: Щебетал щегол и щёлкал, раздувал, как шарик, щёки.
Оля: Цыпленок и курица пьют водицу на улице.
Закария: Скворцы и синицы – весёлые птицы.
Лилия: Дима дарит дыни Дине. Дыни Дима дарит Дине.
Антон: На дворе трава, на траве дрова.
Ева: Не руби дрова на траве двора.
Зухра: Три сороки-тараторки тараторили на горке.
Дима: Тридцать три вагона в ряд, тараторят, тарахтят.
Леша: Течёт речка, печёт печка.
Мадина: Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
Дилара: Очень часто бьются у Танечки блюдца.
Ира: Уголёк в уголок отнеси. Уголёк в уголке погаси.
Педагог: Здорово ребята, трудно читать, но вы все справляетесь. Продолжаем.
Искандер: У редьки и репки корень крепкий.
Ульяна: Что за колокольня без колоколов?
Витя: У ежа и ёлки иголки колки.
Педагог: Вы все справились! Переходим к следующему заданию. Переворачивайте страницу. Перед вами слова и таблица. Ее надо заполнить. Нужно разделить слова на единственное и множественное число. Посмотрим, как вы справитесь.
(Ребята заполняют таблицу самостоятельно).
Педагог: Ну что, ребята, теперь мы с вами вместе проверяем. Какие слова отнесли к единственному числу, а какие слова вы отнесли к множественному числу??
Ответы детей.
Педагог: И здесь вы отлично справились. Посмотрим, как справитесь с другими заданиями. Заинтересовала?
Ребята: Да!
РТЫ, ГЛАЗ, ЩЁКИ, ЗУБ, ГЛАЗÁ, УХО, ЛОБ, НОСЫ, ЩЕКÁ, ЛБЫ, РОТ, УШИ, НОС, ЗУБЫ.
| Единственное число | Множественное число |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Педагог: Следующее задание похоже. Только нужно слова разделить на мужской и женский род. Приступайте.
СОБАКА, ЗАЯЦ, КОЗА, БЫК, БАРАН, МАЛЬЧИК, КОШКА, КОТ, МЫШКА, ДЕВОЧКА, ДЕД, СТРЕКОЗА, ЖУК, МОРЖ, ВОЛК, ЛИСА.
| Мужской род | Женский род |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Педагог: Итак, ребята, закончили и проверяем. Какие слова отнесли к женскому роду, а какие к мужскому?
Ответы детей.
Педагог: И здесь справились. Тогда со следующим заданием вы точно справитесь. Кто моложе? Кто старше?
СЕРЕЖЕ 10 ЛЕТ. ОЛЕЧКЕ – 12 ЛЕТ.
ВАНЕ – 4 ГОДА. АНЕ – 7 ЛЕТ.
Кто самый старший? __________________________
Кто старше Ани? _____________________________
Кто моложе Ани? ____________________________
Кто самый младший? _________________________
Ты старше или моложе Оли? ___________________
Ответы детей.
Педагог: Мне, кажется, сегодня я не смогу найти вам занятие, с которым вы не справитесь. Идем дальше. Вставьте букву в слова и прочитай скороговорки:
У М....ШАТ БЫЛ ВКУСН....Й С....Р. СГР....ЗЛИ М....ШИ С....Р ДО ДЫР.
Р....БУ ЛОВИТ Р....БОЛОВ В РЕКУ ВЕСЬ УШЁЛ УЛОВ.
УГОЛ....К В УГОЛ....К ПРИНЕСИ, В УГОЛКЕ УГОЛ....К ПОГАСИ!
Ответы детей.
Педагог: Здорово. Вы замечательно работаете с пословицами. Посмотрим, как справляетесь с филвордами. На следующей странице вы увидите вопросы про музыкальные инструменты, а ответы найдете в таблице.
Какие музыкальные инструменты нужны музыкантам?
- Какой музыкальный инструмент нужен скрипачу?
- Какой музыкальный инструмент нужен балалаечнику?
- Какой музыкальный инструмент у флейтистки?
- А у барабанщика?
- Какой музыкальный инструмент нужен гармонисту?
| Р | И |
П |
К |
А |
Б |
К |
А |
Л |
А |
Л |
А |
С |
Й |
Б |
Ф |
Л |
Е |
А |
К |
А |
А |
Р |
Й |
Б |
А |
Р |
Г |
М |
Т |
А |
Н |
Ь |
Н |
О |
А |
Педагог: Вы нашли ответы? Какие инструменты вы нашли?
Ответы детей.
Педагог: Да, ребята, и здесь вы со всем справились. Теперь поиграем со словами, правильные ответы нужно соединить стрелкой. Начали.
Соедини слова линиями:
| ДЕТЕНЫШИ | У РЫБ |
ПТЕНЦЫ |
У ЗВЕРЕЙ |
МАЛЬКИ |
У ПТИЦ |
Педагог: Что получилось?
Ответы детей.
Педагог: Да, правильно, следующее задание.
Соедини слова линией так, чтобы получились предложения:
| МЫ | ЧИТАЮ |
ТЫ |
ЧИТАЕТЕ |
ОНИ |
ЧИТАЕМ |
ВЫ |
ЧИТАЮТ |
Я |
ЧИТАЕТ |
ОН |
ЧИТАЕШЬ |
Педагог: Справились? Проверяем, что получилось.
Ответы детей.
Педагог: Вы молодцы. Теперь поработаем с окончаниями. В следующем задание у вас написаны фрукты, нужно определить название сока из этих фруктов и соединить стрелкой.
| ИЗ АПЕЛЬСИНОВ | ЯГОДНЫЙ |
ИЗ ЯБЛОК |
АПЕЛЬСИНОВЫЙ |
ИЗ ЯГОД |
ЯБЛОЧНЫЙ |
ИЗ ПОМИДОРОВ |
ВИНОГРАДНЫЙ |
ИЗ ВИНОГРАДА |
ТОМАТНЫЙ |
Педагог: Какие соки вы сегодня будете пить?
Ответы детей.
Педагог: И последнее задание самое сложное. Посмотрим, справитесь ли с ним вы?
Ребята: Да!
Педагог: Вам нужно прочитать пословицы, но написанные спиралью. Это сложно, но я уверенно вы справитесь.
Ответ ребят.

Педагог: Ребята, вы сегодня все хорошо справились со всеми заданиями.
Рефлексия:
Педагог: Что понравилось больше всего?
Педагог: Какое задание было самым сложным?
Педагог: Какое настроение было в начале урока и какое сейчас?
Ответ ребят.