Урок русского языка для детей мигрантов (билингвов и инофонов)

Разделы: Русский язык, Презентация к уроку

Класс: 3

Ключевые слова: дети мигрантов, дети-инофоны, дети-билингвы


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (658 кБ)


Тема «Поиграем – почитаем»

Пояснительная записка

Актуальность

В связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» школа должна обеспечить гарантии на общедоступное и бесплатное образование всем гражданам РФ, в том числе, гражданам различных национальностей и мигрантов из разных государств СНГ.

В российских школах появляется все больше детей мигрантов, но детям, где бы они ни жили, надо учиться. И в школах образовались так называемые «этнические» вкрапления – дети, совсем не знающие русского языка или знающие его гораздо хуже своих российских сверстников, так как изменили их среду проживания, языковую среду. Они испытывают определенные сложности в социальной и психологической адаптации к новым привычкам, традициям, новым отношениям в коллективе.

Более актуальной для педагогики становится проблема социальной адаптации ребенка к новым условиям жизни. Это происходит из-за миграции семей. Дети всех возрастов подвергаются дезориентации, испытывают дискомфорт, переживают. Ведь многие дети имеют свой культурный опыт (манеры, привычки, акцент) социальной среды, частью которой они являются в прошлом.

Возрастная категория: 3-4 классы.

Продолжительность: 40 минут.

Цель: Создание условий для эффективной адаптации и интеграции детей мигрантов к инокультурной среде, способствующих разностороннему развитию личности.

Задачи:

  • Обучение детей мигрантов русскому языку с учетом уровня владения им, психологических особенностей и закономерностей этнокультурной адаптации.
  • Формировать умение расставлять ударение в словах.
  • Совершенствовать речевую деятельность учащихся через формирование умений:
    • читать текст, соблюдая нормы русского ударения, правила произношения;
    • воспринимать на слух текст и отвечать на вопросы по его содержанию;
  • Развивать логическое мышление.

Оборудование: монитор, ноутбук, проектор, столы, стулья.

Атрибуты: раздаточный материал для работы, картонная коробочка, шариковые ручки для письма.

Ожидаемые результаты: В результате изучения русского языка на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Предметные результаты: предупреждение ошибок в русской речи.

Метапредметные результаты:

  • комммуникативные (овладение нормами устной и письменной речи),
  • познавательные (формирование мыслительных способностей),
  • регулятивные (осуществление самоконтроля),
  • личностные (осознание важности владения русским языком для самореализации и успешной социализации).

Конспект урока

Педагог:

Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно - певучий.
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!

Здравствуйте, ребята!

Ребята: Здравствуйте!

Педагог: Сегодня мы с вами проведем не простой урок русского языка, мы сегодня поиграем! И наше занятие называется «Поиграем – почитаем».

Ребята: Здорово! А что мы будем делать?

Педагог: Скоро вы все узнаете. Посмотрите, какой сегодня замечательный день! На улице светит солнце! Давайте создадим и в нашем классе солнечное настроение. А чтобы у нас все получилось, повернемся к своему товарищу или соседу и улыбнемся ему самой лучезарной улыбкой!

Ребята: (поворачиваются друг к другу и улыбаются).

Педагог: Замечательно! Теперь у нас тоже тепло и солнечно, как на улице. Посмотрите, у вас на столах лежат листы, это интересные задания с которыми мы будем работать. И первое задание похоже на судоку. Вы знаете, что такое судоку?

Ребята: Нет.

Педагог: Судоку – это цифровая головоломка: надо найти место для цифр, а в нашем задании пустые клетки надо заполнять буквами. Перед нами таблица. В каждом ряду и в каждой колонке есть по одной букве Ш, по одной букве Ж, по одной букве З и С, по одной Щ и по одной букве Ч. В пустые клетки таблицы надо вписать какую-то из этих букв: Ш, Ж, З, С или Щ, или Ч. И в строчку и в столбик каждая буква повторяется только один раз. Ну что попробуем?

Ребята: Да!

Ответы детей.

Педагог: Ребята все поняли, все согласны?

Ребята: Да, интересное задание и немного сложное.

Педагог: Но вы справились, вы молодцы!

Ж

Щ

Ч

Ш

З

 

Ш

Ч

С

 

Щ

З

С

 

З

Ч

Ж

Щ

Ч

З

Ш

Щ

 

Ж

 

Ж

Щ

С

Ч

Ш

Щ

С

 

З

Ш

Ч

Педагог: Ребята, у меня в руках волшебная коробочка, она помогает мне сделать ваши уроки и задания интересными.

Ребята: Что в ней лежит?

Педагог: А в ней второе задание. Кто хочет поучаствовать?

Ребята: (тянут руки, и педагог протягивает коробочку, тот, кто вытягивает бумажку с заданием - читает).

Вова: Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

Педагог: Что это, кто-нибудь знает?

Ребята: Да, это скороговорка.

Педагог: Ну конечно, ребята, вы такие догадливые! Скороговорка – это короткое стихотворение, которое трудно прочитать, правильно произнести или рассказать. Ещё труднее прочитать его быстро, скоро. Сегодня мы будем тренироваться. Вытягивайте и читайте.

Сережа: Волки рыщут, пищу ищут.

Аня: Щебетал щегол и щёлкал, раздувал, как шарик, щёки.

Оля: Цыпленок и курица пьют водицу на улице.

Закария: Скворцы и синицы – весёлые птицы.

Лилия: Дима дарит дыни Дине. Дыни Дима дарит Дине.

Антон: На дворе трава, на траве дрова.

Ева: Не руби дрова на траве двора.

Зухра: Три сороки-тараторки тараторили на горке.

Дима: Тридцать три вагона в ряд, тараторят, тарахтят.

Леша: Течёт речка, печёт печка.

Мадина: Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Дилара: Очень часто бьются у Танечки блюдца.

Ира: Уголёк в уголок отнеси. Уголёк в уголке погаси.

Педагог: Здорово ребята, трудно читать, но вы все справляетесь. Продолжаем.

Искандер: У редьки и репки корень крепкий.

Ульяна: Что за колокольня без колоколов?

Витя: У ежа и ёлки иголки колки.

Педагог: Вы все справились! Переходим к следующему заданию. Переворачивайте страницу. Перед вами слова и таблица. Ее надо заполнить. Нужно разделить слова на единственное и множественное число. Посмотрим, как вы справитесь.

(Ребята заполняют таблицу самостоятельно).

Педагог: Ну что, ребята, теперь мы с вами вместе проверяем. Какие слова отнесли к единственному числу, а какие слова вы отнесли к множественному числу??

Ответы детей.

Педагог: И здесь вы отлично справились. Посмотрим, как справитесь с другими заданиями. Заинтересовала?

Ребята: Да!

РТЫ, ГЛАЗ, ЩЁКИ, ЗУБ, ГЛАЗÁ, УХО, ЛОБ, НОСЫ, ЩЕКÁ, ЛБЫ, РОТ, УШИ, НОС, ЗУБЫ.

Единственное число

Множественное число

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог: Следующее задание похоже. Только нужно слова разделить на мужской и женский род. Приступайте.

СОБАКА, ЗАЯЦ, КОЗА, БЫК, БАРАН, МАЛЬЧИК, КОШКА, КОТ, МЫШКА, ДЕВОЧКА, ДЕД, СТРЕКОЗА, ЖУК, МОРЖ, ВОЛК, ЛИСА.

Мужской род

Женский род

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог: Итак, ребята, закончили и проверяем. Какие слова отнесли к женскому роду, а какие к мужскому?

Ответы детей.

Педагог: И здесь справились. Тогда со следующим заданием вы точно справитесь. Кто моложе? Кто старше?

СЕРЕЖЕ 10 ЛЕТ. ОЛЕЧКЕ – 12 ЛЕТ.
ВАНЕ – 4 ГОДА. АНЕ – 7 ЛЕТ.

Кто самый старший? __________________________
Кто старше Ани? _____________________________
Кто моложе Ани? ____________________________
Кто самый младший? _________________________
Ты старше или моложе Оли? ___________________

Ответы детей.

Педагог: Мне, кажется, сегодня я не смогу найти вам занятие, с которым вы не справитесь. Идем дальше. Вставьте букву в слова и прочитай скороговорки:

У М....ШАТ БЫЛ ВКУСН....Й С....Р. СГР....ЗЛИ М....ШИ С....Р ДО ДЫР.
Р....БУ ЛОВИТ Р....БОЛОВ В РЕКУ ВЕСЬ УШЁЛ УЛОВ.
УГОЛ....К В УГОЛ....К ПРИНЕСИ, В УГОЛКЕ УГОЛ....К ПОГАСИ!

Ответы детей.

Педагог: Здорово. Вы замечательно работаете с пословицами. Посмотрим, как справляетесь с филвордами. На следующей странице вы увидите вопросы про музыкальные инструменты, а ответы найдете в таблице.

Какие музыкальные инструменты нужны музыкантам?

- Какой музыкальный инструмент нужен скрипачу?

- Какой музыкальный инструмент нужен балалаечнику?

- Какой музыкальный инструмент у флейтистки?

- А у барабанщика?

- Какой музыкальный инструмент нужен гармонисту?

Р

И

П

К

А

Б

К

А

Л

А

Л

А

С

Й

Б

Ф

Л

Е

А

К

А

А

Р

Й

Б

А

Р

Г

М

Т

А

Н

Ь

Н

О

А

Педагог: Вы нашли ответы? Какие инструменты вы нашли?

Ответы детей.

Педагог: Да, ребята, и здесь вы со всем справились. Теперь поиграем со словами, правильные ответы нужно соединить стрелкой. Начали.

Соедини слова линиями:

ДЕТЕНЫШИ

У РЫБ

ПТЕНЦЫ

У ЗВЕРЕЙ

МАЛЬКИ

У ПТИЦ

Педагог: Что получилось?

Ответы детей.

Педагог: Да, правильно, следующее задание.

Соедини слова линией так, чтобы получились предложения:

МЫ

ЧИТАЮ

ТЫ

ЧИТАЕТЕ

ОНИ

ЧИТАЕМ

ВЫ

ЧИТАЮТ

Я

ЧИТАЕТ

ОН

ЧИТАЕШЬ

Педагог: Справились? Проверяем, что получилось.

Ответы детей.

Педагог: Вы молодцы. Теперь поработаем с окончаниями. В следующем задание у вас написаны фрукты, нужно определить название сока из этих фруктов и соединить стрелкой.

ИЗ АПЕЛЬСИНОВ

ЯГОДНЫЙ

ИЗ ЯБЛОК

АПЕЛЬСИНОВЫЙ

ИЗ ЯГОД

ЯБЛОЧНЫЙ

ИЗ ПОМИДОРОВ

ВИНОГРАДНЫЙ

ИЗ ВИНОГРАДА

ТОМАТНЫЙ

Педагог: Какие соки вы сегодня будете пить?

Ответы детей.

Педагог: И последнее задание самое сложное. Посмотрим, справитесь ли с ним вы?

Ребята: Да!

Педагог: Вам нужно прочитать пословицы, но написанные спиралью. Это сложно, но я уверенно вы справитесь.

Ответ ребят.

Педагог: Ребята, вы сегодня все хорошо справились со всеми заданиями.

Рефлексия:

Педагог: Что понравилось больше всего?

Педагог: Какое задание было самым сложным?

Педагог: Какое настроение было в начале урока и какое сейчас?

Ответ ребят.