Аудиолингвальные и аудиовизуальные методы обучения русскому как иностранному

Разделы: Русский язык, Иностранные языки, Общепедагогические технологии

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: иностранные языки, аудиолингвальный метод, аудиовизуальный метод


Введение

Современное образование претерпевает значительные изменения в связи с цифровизацией и внедрением новых технологий. В декабре 2020 года Правительство РФ утвердило проект «Цифровая образовательная среда» (Постановление №2040), направленный на модернизацию образовательного процесса. Особую актуальность приобретает вопрос организации самостоятельной работы учащихся с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР), поскольку они позволяют:

  • индивидуализировать обучение;
  • повысить мотивацию учащихся;
  • обеспечить доступ к аутентичным материалам.

Цель исследования – теоретически обосновать и разработать методику организации самостоятельной работы учащихся 5–9 классов с применением инструментов ЭОС на уроках иностранного языка.

Задачи:

  • Проанализировать теоретические основы самостоятельной работы в педагогике.
  • Изучить возможности ЭОС в обучении иностранному языку.
  • Разработать и апробировать уроки с использованием цифровых инструментов.
  • Оценить эффективность предложенной методики.

Методы исследования:

  • анализ научной литературы (И.А.Зимняя, Б.П.Есипов, Г.В.Рогова);
  • педагогический эксперимент;
  • анкетирование учащихся.

Теоретические основы организации самостоятельной работы с использованием ЭОС

1. Понятие и виды самостоятельной работы

Самостоятельная работа (СР) – это деятельность учащихся, направленная на усвоение знаний без непосредственного участия учителя, но под его контролем (Есипов Б.П., 1961). В педагогике выделяют несколько подходов к определению СР:

  • Деятельностный (И.А.Зимняя) – СР как способ формирования учебной самостоятельности.
  • Когнитивный (А.М.Лушников) – СР как средство развития навыков поиска и анализа информации.
  • Практико-ориентированный (Р.А.Низамов) – СР как форма учебной работы в классе и дома.

В обучении иностранному языку СР может быть:

  • репродуктивной (заучивание лексики, выполнение упражнений);
  • продуктивной (создание проектов, эссе);
  • творческой (ролевые игры, видеоблоги).

2. Роль электронной образовательной среды

ЭОС включает цифровые платформы, онлайн-ресурсы и мобильные приложения, которые позволяют:

  • автоматизировать проверку заданий (Kahoot!, Quizlet);
  • организовывать совместную работу (Google Docs, Padlet);
  • использовать мультимедийные материалы (аудио, видео, интерактивные упражнения).

Преимущества ЭОС:

  • повышение мотивации за счет геймификации (Сопова Е.А., 2021);
  • возможность дифференциации заданий;
  • мгновенная обратная связь.

Ограничения:

  • риск снижения живого общения (Горожанов А.И., 2015);
  • необходимость контроля времени работы с гаджетами (СанПиН 2.2.2.542-96).

Методическая разработка уроков с использованием ЭОС

1. Описание эксперимента

Исследование проводилось на базе МБОУ «Гимназия» г. Выборга среди учащихся 6 класса (12 человек). Были разработаны два урока по теме "Survival" с использованием:

  • Yandex Translator – для самостоятельного перевода лексики.
  • Kahoot! – интерактивный тест для закрепления материала.
  • Google Docs – совместное составление рекомендаций по выживанию.

2. Ход урока

Урок 1. Изучение лексики

  • Самостоятельный перевод слов с помощью онлайн-словаря.
  • Групповая работа в Google Docs (составление предложений).
  • Интерактивный опрос в Kahoot! для проверки усвоения материала.

Урок 2. Закрепление грамматики

  • Самостоятельное выполнение упражнений на модальные глаголы.
  • Создание мини-проекта «Survival Tips» в Google Docs.
  • Рефлексия через анкетирование.

3. Результаты

Анкетирование показало:

  • 72% учащихся отметили повышение интереса к предмету;
  • 82% предпочли интерактивные задания (Kahoot!);
  • 56% указали на усталость после длительной работы с гаджетами.

Заключение

Использование ЭОС в организации самостоятельной работы способствует:

  • развитию познавательной активности;
  • повышению мотивации учащихся;
  • индивидуализации учебного процесса.

Рекомендации:

  1. Дозированное применение цифровых инструментов (не более 20–25 минут за урок).
  2. Сочетание онлайн и офлайн заданий для снижения нагрузки на зрение.
  3. Обучение учащихся критической оценке онлайн-ресурсов.

Перспективы исследования связаны с разработкой методик blended learning (смешанного обучения) для средней школы.

Список литературы

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2000. – 384 с.
  2. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М.: Учпедгиз, 1961. – 239 с.
  3. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
  4. Горожанов А.И. Обучающая виртуальная среда для изучения иностранного языка. – М.: МГЛУ, 2015. – 113 с.
  5. Сопова Е.А. Использование QR-кодов в обучении английскому языку // Материалы конференции «Цифровая школа», 2021.
  6. Постановление Правительства РФ №2040 от 07.12.2020 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды».
  7. СанПиН 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам».