Конспект открытого урока по обучению грамоте. Тема: «Знакомство с буквой «М, м». 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: УМК «Перспектива»


Тип урока: открытие нового знания.

Цели:

  • познакомить с новой буквой и звуками, которые она обозначает;
  • систематизировать знания о звуках речи; о гласных звуках и написании букв гласных после твёрдых и мягких согласных звуков;
  • продолжить работы над звуковым анализом слов;
  • учить детей слоговому чтению с учётом последующей гласной.

Планируемые результаты образования:

  • Предметные: учащиеся познакомятся с новой буквой М, м, будут использовать в речи местоимения (без сообщения определения), научатся выполнять звукобуквенный анализ слов «Маша», «Миша», плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами.

Метапредметные:

  • Познавательные: выполнять логические операции: анализ и обобщение (при звуковом анализе слов).
  • Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие.
  • Личностные: высказывать своё мнение, подтверждая собственными аргументами; воспитывать чувство взаимоуважения, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность, осознанность своих действий.

Оборудование у учителя:

  • презентация
  • карточки с буквами е, о, а, у, ы, и, я, е, ё, ю, э, М, м
  • звуковые карточки на магните: синего, красного, зелёного цветов
  • абак

Оборудование у учеников:

  • тетради с буквами (перекидной блокнот)
  • конверты с цветовыми фишками для звукового анализа слов.

Физминутки, не более 2, проводятся по усмотрению учителя.

I. Организационный момент

Школьный прозвенел звонок, Начинаем мы урок.

II. Сообщение целей урока

Сегодня мы познакомимся с новыми звуками и новой буквой.

Но сначала давайте вспомним, что мы уже узнали на предыдущих уроках.

III. Актуализация знаний

1. На какие две группы делятся звуки речи?

- Чем гласные звуки отличаются от согласных звуков?

- Сколько гласных звуков мы знаем? Назовите их.

2. Расставьте буквы в нужной строке.

- Какими буквами обозначается звук [а]? Поставьте буквы в нужной строке. Какими буквами обозначается звук [о]? Поставьте буквы в нужной строке.

- Какими буквами обозначается звук [у]? Поставьте буквы в нужной строке.

- Какими буквами обозначается звук [э]? Поставьте буквы в нужной строке. Какими буквами обозначается звук [и]? Поставьте буквы в нужной строке. Какими буквами обозначается звук [ы]? Поставьте буквы в нужной строке.

- Назовите буквы гласных звуков, перед которыми согласный звучит твёрдо.

- Назовите буквы гласных звуков, перед которыми согласный звучит мягко.

Нам сегодня это пригодится для того, чтобы правильно выбрать звук при чтении.

(включить слайд)

IV. Изучение нового

Выделение звуков [м], [м,] и знакомство с буквой.

- А теперь вы готовы к знакомству с новой буквой.

- Вспомните, как мы с вами знакомимся с новой буквой. Что мы для этого делаем? (звуковой анализ слова)

К нам пришли ребята из детского садика.

Имена этих ребят помогут нам разгадать картинки.

Назовите картинку. (Мышка)

Выделите 1-й звук в слове. Назовите только этот звук.

Он гласный или согласный? Докажите. Какой это согласный: твёрдый или мягкий? Какую фишку возьмём для обозначения звука?

Назовите 2-ю картинку. (Рак)

Выделите в слове рак 2-й звук. Назовите его. Он гласный или согласный? Докажите.

Какую фишку возьмём для обозначения звука? Прочитаем схему, что у нас получилось. (Ма)

Назовите 3-ю картинку. (Шарик)

Выделите 1-й звук в слове. Назовите этот звук. Он гласный или согласный? Докажите.
Какой это согласный: твёрдый или мягкий?
Какую фишку возьмём для обозначения звука? Прочитайте схему, что у нас получилось. (Маш)

Назовите 4-ю картинку. (Акула)

Выделите последний звук в слове. Назовите его. Он гласный или согласный? Докажите.
Какую фишку возьмём для обозначения звука? Прочитайте всё слово. (Маша).
Итак, мы узнали имя девочки.

Теперь узнаем имя мальчика.

Назовите 1-ю картинку второго ряда. (Мячик)

Выделите голосом 1-й звук в слове. Назовите звук.
Он гласный или согласный? Докажите.
Какой это согласный: твёрдый или мягкий?
Какую фишку мы возьмём для обозначения звука?

Назовите 2-ю картинку второго ряда. (Гиря)

Выделите голосом 2-й звук в слове. Назовите звук.
Он гласный или согласный? Докажите.
Какую фишку мы возьмём для обозначения звука?
Прочитайте схему, что у нас получилось? (Ми).

Назовите 3-ю картинку второго ряда. (Шарф)

Выделите голосом 1-й звук в слове.
Назовите звук. Он гласный или согласный? Докажите.
Какой это согласный: твёрдый или мягкий?

Какую фишку мы возьмём для обозначения звука? Прочитайте схему, что у нас получилось? (Миш)

Назовите 4-ю картинку второго ряда. (Рыба или рыбка)
Выделите голосом последний звук в слове.
Назовите звук. Он гласный или согласный? Докажите.
Какую фишку мы возьмём для обозначения звука?

Прочитайте всё слово. (Миша)

Произнесите первый звук в слове Миша и в слове Маша. Какие звуки мы услышали? ([м,], [м])

Какие это звуки: гласные или согласные? Как звучит один согласный звук и как звучит другой согласный звук? (твёрдо и мягко).

Какие это согласные звуки: звонкие или глухие?

Эти два звонких согласных звука обозначаются одной буквой «М, м». (показ заглавной и малой печатных букв М, м)

На что похожа буква М? Что общего и в чём отличие данных букв М?

Как вы думаете, какую букву мне надо выбрать для обозначения слов Маша и Миша? (Заглавную).

Почему? (Имена, отчества, фамилии людей, клички животных…)

Чтение слогов и слов с буквой М, м.

Сейчас мы поучимся читать с вами слоги и слова с новой буквой.

- Как называется буквы?

- Какой твёрдый согласный звук она обозначает?

- Какой мягкий согласный звук она обозначает?

- От чего зависит, какой звук мы будем произносить [м] или [м']? (От гласного, который стоит после).

Дифференцированная работа

Чтение слогов и слов

1. Поделимся на две группы:

  • 1 группа из ребят, умеющих читать – читает стихотворение.
  • 2 группа ребят читает с учителем, используя тетрадь пособие (перекидной блокнот).

Найдите букву М. Найдите первую гласную.

Читать надо слитно. Рассуждая так:

  • Буква «а» - читаю твёрдо [ма]
  • Буква «я» - читаю мягко [м,а] и т.д.

2. (проверка чтения стихотворения у 1 группы ребят)

Какие буквы знал бык?

Какие буквы знал кот?