Комплекс заданий для итогового повторения изученного материала в 5–8-х классах (по тексту повести Я.Ларри "Необыкновенные приключения Карика и Вали")

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии

Классы: 5, 6, 7, 8


Класс: 5

1. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя нужные буквы, расставляя знаки препинания.
1). Все цв_ты были так _громны, что многие (из)них профе(сс,с)ор (не)мог узнать, и это заб_вляло его.
2). (Над)в_ршинами леса тихо к_чались роз_вые кувш_ны гиган_ские ж_лтые звёзды красные шары с_реневые к_рзинки.
3). (Из)шаров, точно иглы ежа, т_рчали во все стор_ны св_кольно-красные трубы.
4). Что же это такое? заинт_ресовался (и,И)ван (г,Г)ермогенович_.
5). Он вдру_ хлопнул л_дон_ю (по)лбу крикнул со смехом Обыкновенный клевер!
6). Рядом с цв_тами клевера ра_качивались (в)воздухе л_ловые к_л_кола.
7). Они пр_свечивали (на)со_нце и земля (под)ними к_залась тоже л_ловой.
8). Ну, вас-то я знаю! вес_ло сказал профе(сс,с)ор.
(по повести Я.Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»)

2.

а). Выполните транскрипцию слов: жёлтые, ежа, вдруг, гигантские.
б). Подчеркните слова, в которых количество букв и звуков не совпадает. Объясните, почему так произошло.

3. Из предложения 2 выпишите однородные члены предложения. Укажите, каким членом предложения они являются. Составьте схему данного предложения.

4.

а). Из предложения 5 выпишите слово, которое соответствует характеристике: в ж.р., в ед.ч., в Тв.п., неодушевлённое.
б). К какой части речи относится выписанное вами слово? Допишите недостающие морфологические признаки данного слова.

5.

а). Прочитайте предложения 6-8. Какой цветок узнал профессор? ____________
б). Попробуйте объяснить, почему этот цветок так назван.
Этот цветок называется ______________, потому что _________________.

6. Из предложения 2 выпишите слово со значением «очень большой». Подберите синоним к этому слову.

7. Найдите в тексте предложения с прямой речью. Запишите номера этих предложений. Составьте схемы этих предложений.

8. Иван Гермогенович сравнивает формы цветов с «кувшинами», «шарами», «звёздами», «корзинками», «иглами ежа». Посмотрите на изображения цветов и попробуйте подобрать сравнение.


Ландыш похож
на __________

Цветок зверобоя
словно ___________

Цветок дикого
лука
напоминает
___________

Класс: 6

1. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя нужные буквы, расставляя знаки препинания.
1). У в_ды стр_козы обычно охот_(тся,ться).
2). Но иногда в п_гоне за добыч_й стр_коза ул_та_т от места постоянной охоты
3) – От (мы)__________ до Дубков больше (15 км)_______________________., - сказала Валя.
4). - Для стр_козы это (не)большое ра(с,сс)тояние.
5). Стр_козы за час п_крывают ра(с,сс)тояние в (90 км)_______________________.
6). – Быстрее по_зда?
7). Это (быстрый в составной превосходной степени)____________ нас_комые?
8). – (Кое)кто из нас_комых лета_т ещё быстрее.
9). Так ово_ л_тит со скорост_ю (122 км)__________________________ в час.
10). Так вот, зная, что стр_коза ж_вёт около в_ды и что в (15 км)____________________ от гор_да находи(тся,ться) пру_ Гнилое б_лото, я и р_шил искать (вы) _________ в окрес_ностях (этот)________ пруда.
11). Есть в (наш)__________ мес_ности ещё один пру_ но он ра_пол_жен в (300 км)____________________ от гор_да.
12). А уж оттуда вряд ли могла пр_лететь стр_коза.
13). Всё-таки стр_козы охот_(тся,ться) в (тот)______ районе, где родя(тся,ться), где ж_вут постоянно.
14). И как вид_те, я (не)оши_ся.
(по повести Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»)

2. Выполните морфологический разбор слова кое-кто.

3. Из предложения 1 выпишите многозначное слово. Составьте и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

4. Выполните морфемный и словообразовательный разборы слов прилететь, погоня.

5. Из предложений 8-14 выпишите личные местоимения.

6. Как профессор объяснил, почему он искал ребят у Гнилого болота? Какие аргументы он приводит?
1. __________________________.
2.___________________________.
3.___________________________.

Класс: 7

1. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя нужные буквы, расставляя знаки препинания.
1). Переб_жав двор они юркнули на парадную лес_ницу в_бежали (не)ост_навливаясь на пятый этаж.
2). Карик первым схватил руч_ку двери на которой в_села записка со словами Звонок (не)действу_т. Пр_шу стучать.
3). Карик п_стучал но (не,ни)кто (не)от_звался.
4). Тогда он пот_нул на себя руч_ку двери и она вдру_ открылась.
5). Р_бята в_шли в (полу)тёмную переднюю.
6). (З,С)десь было пр_хладно.
7). В углу п_блёск_вало большое зерк_ло.
8). (С)верху с больш_го шкафа см_трели на р_бят бронзовые и мраморные гол_вы.
9). На вешалк_ в_сели шуба профе(сс,с)ора пальто и тёмный плащ_ похожий на шахматную доску. 10). В кв_ртире было тихо.
11). Где(то) очень д_леко капала из крана в_да.
12). В ст_ловой размере(нн,н)о п_стук_вали ч_сы.
13). Окна профе(сс,с)орского к_бинета были ра_крыты настеж_.
14). Стол весь был заставлен пузатыми банками колбами.
15). Между банками ст_яли в ст_канах пуч_ки очень дли(н,нн)ых стекля(нн,н)ых трубоч_к.
16). Осл_пительно св_ркали на со_нце никелирова(нн,н)ые чашеч_ки матово св_тились ф_рфоровые ступки вес_ло с_яли медные части микр_скопа.
(по повести Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»)

2. Какое из высказываний соответствует содержанию текста? Укажите номер ответа.
1). Карик позвонил в квартиру профессора.
2). На вешалке висело пальто, похожее на шахматную доску.
3). На шкафу стояли бронзовые и мраморные головы.
4). На солнце ослепительно сверкали никелированные части микроскопа.
5). Окна в кабинете профессора были закрыты.

3. Объясните лексическое значение слов, подбирая синонимы.

  • Юркнуть (предложение 1)____________
  • Размеренно (предложение 12)_______________
  • Заставлен (предложение 14)_________________

4. Составьте пару из предложений, опираясь на образец.

Образец: рабочий (сущ.) – рабочий (прил.)

Рабочий зашёл в столовую. – Он надел рабочий комбинезон.

  • Передняя (сущ.) – передняя (прил.)
  • Столовая (сущ.) – столовая (прил.)

5. Из предложения 4 выпишите многозначные слова. С одним из этих слов составьте и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

6. Выполните морфологический разбор слова раскрыты (предложение 13).

7. Среди предложений 1-5 найдите предложение, осложнённое деепричастным оборотом. Запишите номер этого предложения. Составьте схему данного предложения.

8. Среди предложений 7-10 найдите предложения, осложнённые однородными членами, подчеркните их как члены предложения.

9. Из предложений 13-16 выпишите все наречия. Укажите их разряд.

10. Из предложений 13-15 выпишите краткие причастия, укажите, какими членами предложения они являются.

Класс: 8

1. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя нужные буквы, расставляя знаки препинания.
1). Пут_шестве(нн,н)ики шли лесом.
2). Высокие дерев_я без суч_ев без веток ст_яли точно исп_линские ради_мачты.
3). Солнеч_ные лучи падая (с)верху л_жились на землю з_л_тыми пол_сами и земля была п_хожа на п_л_сатое ж_лтое од_яло.
4). Пут_шестве(нн,н)ики то кара_кались на крутые горы то скатывались (в)низ.
5). Глубокие _враги см_нялись высокими х_лмами.
6). Лес спускался на самое дно _врагов и подн_мался (в)верх, на хр_бты высоких гор.
7). Почва была и_рыта исковерка(нн,н)а.
8). Руки и ноги профе(сс,с)ора и р_бят п_крылись (с,сс)адинами и царапинами.
9). У Вали на лбу с_нела б_льшая шишка.
10). Р_бята пыхтели но от профе(сс,с)ора (не)отставали (ни) (на) шаг.
11). Со_нце до боли обж_гало плечи и руки.
12). Иван Гермогенович_ (по)минутно выт_рал л_донями мокрое лицо.
13). Валя стала красная как будто её обв_рили кип_тком.
14). Иван Гермогенович и Валя шли облизывая потрескавшиеся губы и то и дело п_сматривали по ст_ронам, (не)блес_нёт ли где(нибудь) пру_ или реч_ка.
15) Но в_ды (не)было.
16). Пут_шестве(нн,н)ики ост_навливались пр_саживались отдохнуть но с_деть на раскалё(нн,н)ой земле было ещ_ хуже, чем идти по ней.
17). (Не)просидев и м_нуты они в_какивали и (с)нов_ пускались в путь.
(по повести Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»)

2. Какое из высказываний соответствует содержанию текста? Укажите номер ответа.
1). Деревья были похожи на радиомачты, потому что у них не было ни сучьев, ни веток.
2). Путешественники шли только по высоким холмам.
3). Руки и ноги профессора и ребят покрылись ссадинами и царапинами из-за укусов насекомых.
4). Ребятам было тяжело идти, поэтому они отставали от профессора.
5). Валя была красная, потому что её обварили кипятком.

3. Подчеркните грамматическую основу в предложениях 7, 10, 13, 14.

4. Укажите номера ответов, в которых даны верные характеристики предложений.
1). Предложение 3 простое, осложнённое обособленным обстоятельством.
2). В предложении 7 содержится составное именное сказуемое.
3). Предложение 2 простое, осложнённое однородными членами.
4). Предложение 17простое, осложнённое обособленным обстоятельством и однородными членами.

5. Среди предложений 1-4 найдите предложение, соответствующее схеме: [- то =, то =]. Укажите номер этого предложения.

6. Среди предложений 9-12 найдите предложение, соответствующее схеме:

[- = _ _ и _ _]. Укажите номер этого предложения.

7. Объясните написание выделенных букв.

  • Золотыми
  • Жёлтое
  • Вверх
  • Исковеркана
  • Обжигало
  • Присаживались
  • На раскалённой

8. Замените словосочетания синонимичными, опираясь на образец.

Образец: солнечные лучи (согласование – управление) – лучи солнца

Полосатое одеяло (согласование - управление) –

На лбу Вали (управление – согласование) –

Потрескавшиеся губы (согласование – управление) –

9. Из предложений 1-4 выпишите сравнения.

10. Подберите к слову исполинские синонимы.