Мотивационная составляющая развития познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья – важный аспект обучения предмету любого цикла, включая иностранный язык.
Для поддержания внимания и интереса обучающихся с ОВЗ в течение всего урока иностранного языка помимо традиционных упражнений из программ коррекционно-развивающих курсов на развитие воображения, устойчивости и концентрации внимания, можно применять задания и задачи проблемного плана, проблемные вопросы, ситуации по столкновению взглядов и др. В настоящее время актуальны задания такого типа, подготовленные для ребенка с применением информационно-коммуникативных технологий, а именно компьютерных, сетевых, мультимедийных и интернет-технологий.
Обращаясь к наиболее распространенным интернет-технологиям, необходимо отметить сервисы МЭШ и различные отдельные образовательные сайты как learningapps.org и worldwall.net.
Из опыта работы с сервисом learningapps.org отмечается, что такие задания как «найди пару», «простой порядок», «сортировка картинок», «викторина с выбором правильного ответа», помогают учителю в подготовке к интересному уроку иностранного языка, позволяющему развивать и активизировать познавательную деятельность ребенка с ОВЗ.
Задания сервиса МЭШ даются учащимся с ОВЗ немного сложнее, но неоспоримым плюсом является возможность создавать задания самостоятельно на внутренней официальной платформе страны с учетом той адаптивной программы, которая назначена каждому конкретному учащемуся. Также для улучшения навыков под руководством учителя или даже самостоятельно предлагается использование основанного на искусственном интеллекте тренажёра для изучения иностранного языка – «Цифровой учитель. Английский язык». Сервис предлагает персонализированный подход: система подбирает задания, анализируя уровень знаний и прогресс каждого учащегося, чтобы обучение было максимально продуктивным. (описание взято с сайта school.mos.ru раздела Цифровой учитель).
Самый простой способ создать свои собственные учебные ресурсы – сайт worldwall.net., который можно использовать для создания как интерактивных, так и печатных материалов. Тем не менее, такие задания, как «Анаграмма» представляют определённую сложность для многих учащихся с ОВЗ, потому необходимо тщательно продумывать и прорабатывать их с учетом специфики возможностей здоровья каждого ребенка.
Таким образом, используя заранее подготовленные с помощью ИКТ задания, можно развивать и активизировать познавательную деятельность младших школьников с ОВЗ, что в дальнейшем ведет к развитию устойчивого интереса к приобретению знаний и формированию познавательной активности.