Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья как стратегия повышения успешной учебной деятельности на уроках иностранного языка

Разделы: Иностранные языки, Инклюзивное образование


Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития. Современному учителю нужно знать и уметь работать с необходимыми каждому конкретному ребенку с ОВЗ программами.

Одной из главных целей, на наш взгляд, является помощь детям с ограниченными познавательными способностями. Им нужно помочь не только социально адаптироваться, но и даже, насколько это возможно, самореализоваться в обществе. На данный момент, изучение иностранного языка остается актуальным для современного общества. Если ребенку с ОВЗ присвоена такая адаптивная программа, в которую входит изучение иностранного языка, то учителю-предметнику необходимо не только донести свой предмет до обучающегося с ОВЗ, но и сделать его интересным, познавательным опираясь именно на те потребности, которые есть у данного ребенка.

Известно, что значительная роль в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, отводится трудовому обучению и воспитанию. На уроках английского языка, имея опыт работы с детьми с ОВЗ, необходимо отметить, что на практике хорошо показал себя метод конструирования. В настоящее время существует много мини-конструкторов, из которых можно собирать различные достопримечательности стран изучаемого языка. Когда модель собрана, становится интересно узнать информацию о ней, что логично сделать сперва на родном языке. Далее с аккуратной и пошаговой помощью учителя, можно допустить перевод на изучаемый язык, включая рисование той же достопримечательности с другого ракурса с последующим представлением проделанной работы классу. Исходя из индивидуальных потребностей ребенка с ОВЗ, такая работа может занять всего несколько уроков, а может и растянуться на несколько недель. Тем не менее, в процессе развития познавательной области мышления и интереса к обучению, творческие задания также играют важную роль. Именно поэтому задание нарисовать собранную модель целесообразно включать в урок и выделять на это время при планировании урока. По итогам проделанной работы с конструированием и презентации ее обучающимся ребенком с ОВЗ всему классу, учитель может начать урок в нестандартной форме, такой как урок-путешествие, урок-экскурсия, что также развивает познавательную область обучающихся.

Таким образом, для активизации познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках иностранного языка, можно использовать различные методы и способы работы, не забывая о том, что результат может быть сильно отложен и затянут во времени.