История великой отечественной войны: от ощущения прошлого к реальным фактам

Разделы: История и обществознание, Классное руководство, Краеведение

Класс: 8


Из фильмов, книг, средств массовой информации, школьных уроков и семейных историй складывается образ Великой Отечественной. Что значит для нас, ныне живущих, эта война спустя 80 лет после ее окончания?

Вы никогда не задумывались о том, что такое «чувство прошлого»? Мы живем в мире информации, и этот огромный объем необходимо как-то «фильтровать», отбирать только те факты, которые будут способствовать созиданию как внутреннему, личностному, та к и внешнему-общественному.

Миру нужно созидание, а не разрушение. И, воспитывая подрастающее поколение, мы все меньше и меньше времени уделяем тем фактам, которые должны заставить детей «чувствовать» прошлое, пропустить сквозь себя историю… А история Великой Отечественной войны как нельзя хорошо дает возможность на эмоциональном уровне понять те уроки, которые дает война, дает история Отечества.

А как можно «почувствовать» войну? На уроках и во внеклассной деятельности можно использовать одну эффективную модель «Прикоснись к прошлому».

Модель представляет собой ряд взаимосвязанных проектов гражданско-патриотической направленности, являющихся неотъемлемой частью урочной и внеурочной деятельности.

Сущность данной модели заключается в формуле «от чувства прошлого (прямое общение с «живыми носителями» истории, просмотр фильмов о войне, чтение и анализ литературных произведений, идентификация себя в истории («а я бы смог?») к реальным фактам истории (анализ данных статистики, изучение дат, разбор причинно-следственных связей, определение роли личности в истории Великой Отечественной войны).

Сформировать чувство прошлого позволяют, к примеру, следующие конкретные действия:

  • проект «Знамя Победы», где учащиеся смогли, находясь в Почетном карауле, прикоснуться к копии Знамени Победы;
  • просмотр и анализ фильмов о войне. Так, в пятых классах детям предложили посмотреть фильм «Мальчик в полосатой пижаме» и написать краткий отзыв о наиболее запомнившемся герое. Примечательно, что дети 10-11 лет смогли дать свою оценку событиям Холокоста на примере мировосприятия действительности немецким мальчиком. Фильм затронул проблемы дружбы, отношений в семье, отношения к людям во время военных действий.

В старших классах фильм «В бой идут одни старики» был выбран детьми как самый яркий, целостный и понятный для восприятия подростками. Отзывы, написанные десятиклассниками, не только отражали всю специфику отношений людей в военное время, но и затрагивали общечеловеческие вопросы - любовь к Родине, любовь и уважение к женщине, настоящую мужскую дружбу и то,что правильная музыка сопровождает человека вжизни, наполняя ее смыслом.

Чтобы ребенок не стал пустым вместилищем для псевдоценностей, его душу нужно наполнить правильным содержанием. И те ценности, которые явно и неявно провозглашаются в военных фильмах советского и российского производства, литературных произведениях, песнях военных лет, достойны стать тем содержанием, которое необходимо для созидания личности юного гражданина.

Живя в эпоху компьютеризации и информатизации, наши дети волей-неволей втягиваются в Глобальную паутину. Но достижения современной компьютерной индустрии могут оказать существенную помощь учителю. В социальной сети «Вконтакте» создана группа «Интернет Войско Патриотов России г.Шахты. (https://vk.com/shakhty_patriot) . Этот ресурс вмещает в себя огромный пласт информации по истории России, Ростовской области, города Шахты. Также в группе большую помощь учителю могут оказать видео- и аудиоматериалы, полезные ссылки, неизвестные военные факты, информация о ее героях, литературные произведения.

Огромное воспитательное значение оказывают и встречи с «живыми носителями» истории - ветеранами Великой Отечественной войны, их родственниками, участниками локальных конфликтов современности. Нет ничего лучше урока-интервью с ними. Но, к сожалению, время дает о себе знать, и ветеранов становится все меньше и меньше, и история Великой войны становится все более далекой. Этого нельзя допустить, и поэтому учителю просто необходимо искать новые формы и методы.

Очень важно учителю истории создать эмоциональный настрой и сформировать чувство прошлого и у родителей. Не все родители готовы, отбросив свои дела, посмотреть и обсудить вместе с детьми военный фильм или слушать песни военных лет. Поэтому в рамках Модели предлагаются проекты, разработанные старшеклассниками и апробированные учителями - «Мою семью коснулась война» и «Уроки истории для родителей». Особо следует обратить внимание на второй проект. Здесь ребята среднего и старшего звена совместно с учителями проводят уроки истории для своих родителей. Здесь широко используются и литературные произведения, в которых глазами детей описываются все тяготы и ужасы войны. Тут «почувствовать» и «пережить» военное время могут и взрослые люди, которые ввиду занятости забывают о том, что они должны учить детей не только бытовым вещам, но и стать трансляторами как истории своей семьи, так и истории отечественной.

Когда человек эмоционально готов к восприятию войны как события со своими фактами и причинно-следственными связями, тогда можно переходить и ко второму этапу осмысления войны и отражению в памяти ранее существовавших фактов. И тут в преподавании истории можно найти целый арсенал методов и приемов изучения события.

Существует много различных типов источников, с помощью которых можно изучать «психологию Великой Отечественной войны» (т.е. пытаться не только познать, но и «понять», «почувствовать» прошлое):

  • исторические источники: «официальные» (листовки, военная печать, материалы военной цензуры и др.), «субъективные» (письма, дневники, воспоминания, материалы «устной истории»);
  • социологические: данные статистики, интервьюирование, анкетный опрос.

Особое внимание уделено «личным» источникам (в частности, фронтовым письмам). В качестве исторического источника рассматриваются фронтовые поэзия и фольклор (редко попадающие в фокус внимания именно историка).

Но никогда не следует забывать правило - «Историю делают люди. Попытайся понять, зачем они это делают, и извлеки из этого полезный урок». Ведь правильно сделанные выводы позволяют нам, живущим в настоящем, не допустить ошибок в будущем. Мы живем, чтобы созидать и формировать правильные ценности, на которых и должна строиться российская история.