Использование storytelling для автоматизации лексических единиц в процессе обучения ИЯ (английский) в старших классах средней школы

Разделы: Иностранные языки

Классы: 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: английский язык, мотивация к обучению


Развитие новые методических подходов в обучении иностранным языкам в школе позволяет учителям в ходе своей профессиональной деятельности использовать приёмы, которые бы позволили бы быть более эффективными, так как затрагивают не только когнитивную, но и эмоциональную составляющую обучаемых. Обширная насыщенная программа обучения, ограниченное число ресурсов, выделяемых для аудиторной и самостоятельной работы, заставляют искать новые пути решения педагогических задач. Перед педагогом стоит непростая задача, как в сжатые сроки решить такую педагогическую задачу, как автоматизация и выведение в речь новых лексических единиц изучаемого иностранного языка. Самым эффективным способом является интервальное повторение, которое может быть реализовано в рамках аудиторных занятий и дома, в качестве выполнения тренировочных и речевых упражнений. Но на сегодняшний день учащиеся часто прибегают к сервисам типа ГДЗ, который позволяет сократить время выполнения домашнего задания, но полностью исключает саму самостоятельную работу учеников и возможность активного усвоения материала для дальнейшего использования его в речи. На наш взгляд, это происходит по причине отсутствия внутренней мотивации и личной заинтересованности в выполнении заданий, когда домашняя работа – это лишь формальное выполнение, «для галочки».

Для того, чтобы заинтересовать учащихся, нужны новые типы упражнений, которые могли бы вызвать эмоциональный отклик. В современной практике преподавания иностранных языков с развитием новых технических средств обучения широко используются такие техники как обучение через аудиовизуальные материалы, в том числе фильмы, мультфильмы, сериалы, песни, видеоигры. Эффективность подобных методик обусловлена повторяемостью тематической лексики, грамматических структур, а также эмоциональной составляющей, которая всегда присутствует при работе с данным типом материала. Так, например, обучающиеся показывают хороший уровень качества обучения, если при просмотре видео материала они продемонстрировали заинтересованность и неравнодушие. Позже, как показывает наша практика, обучающиеся возвращаются к просмотренному, таким образом повторяя и автоматизируя полученные знания.

Поэтому, на наш взгляд, будет более эффективным в процессе обучение применение таких видов упражнений, которые не оставят обучающихся равнодушными, будут увлекательными для них и развивающими творческую и умственную деятельность детей.

Одним из видов упражнений, направленных на развитие эмоционального отклика, является storytelling. Storytelling – это составление рассказа, фабульной истории, с выводами, моралью, эмоциональной оценкой происходящего. Это рассказ, события которого переживаются рассказчиком как непосредственным участником.

Storytelling, на наш взгляд, кардинально отличается от такого вида работ как пересказ или обсуждение предложенной темы. Пересказ или предложенная тема ограничены по тем высказывания, не имеют эмоциональной окраски. Установки - задания для этих двух видов работ тоже отличаются кардинальным образом: «Read this text and retell it» для пересказа и «imagine that you had an amazing adventure yesterday and want to tell us about it».

Storytelling – один из самых естественных видов деятельности в нашей жизни: мы постоянно рассказываем о том, как прошел наш день, общаемся с друзьями, читаем истории в интернете или слушаем их в рилсах. Поэтому это так привычно для любого обучающегося и важно использовать этот прием в обучении иностранному языку.

Storytelling включает в себя такие компоненты как повествование с сюжетом и героем. И обязательное эмоциональное наполнение. В процессе создания storytelling обучаемый формирует стойкую эмоциональную связь с изложенной историей.

В мировой практике обучения к использованию Storytelling призывают и методисты иностранных языков. Storytelling, по их мнению, это доступный и эффективный способ для изучения языка, так как при составлении истории идет работа одновременно над грамматическим и лексическим материалом, подбором аутентичной истории, способствует работе над развитием воображения.