Цели:
- сохранение жизни и здоровья детей, пропаганда правил дорожного движения
- формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения
- повторить и закрепить знания о светофорах и сигналах, довести до детей важность сигналов светофора
- развивать наблюдательность, самостоятельность мышления, внимательность на дорогах
Действующие лица:
- Светофор,
- Регулировщик (старшеклассники)
- Репортёр,
- Незнайка (учащиеся класса)
Подготовка: Дети заранее получают домашнее задание – нарисовать рисунок, на котором были бы видны нарушения правил дорожного движения, сочинить загадку или стихотворение о правилах движения.
Оборудование: Презентация, путевые листы, конверты с заданиями, медали победителям, мяч и мишень с кругами светофора, рисунки детей.
(Звучит песня из репертуара В.Леонтьева «Все бегут, бегут..»
Выбегает Незнайка (на нём ярко-зелёный галстук, оранжевая рубашка, голубая шляпа) и читает по слогам надпись на экране.
СЛАЙД 1
«Школа светофорных наук» ПДД
Незнайка: — Ш-шко-л-ла…уф… све – т-о-то-фэ-о-фор-ных н-а-на-у-к!
Понятно! Пэ-дэ-дэ? Непонятно! Что это значит? (поворачивается к ребятам)

А, здравствуйте, ребята!
Помогите мне расшифровать эту надпись, что это «ПДД»?
Дети: Правила дорожного движения!
Незнайка: — А, опять правила! Это скучно! Зачем их придумывать? Кому они нужны? Ой, кто это?..
(выходит регулировщик, у него в руках жезл)

Регулировщик: — Почему ты бежал через дорогу? Ты разве не видел красный свет сигнал светофора?
Незнайка: — А я не знаю никакого Светофора – кто это? А бежал, что спешил узнать, что здесь написано?
Регулировщик: — Ну и как? Узнал? Знаешь ли ты, что такое ПДД?
Незнайка: (неохотно) — Да мне ребята сказали, но я всё равно не знаю, зачем эти правила нужны.
СЛАЙД 2
ПДД - Правила Дорожного Движения
Регулировщик: — А ты присядь здесь в уголочке, посмотри да послушай, может быть, что и поймёшь, а мы с ребятами начнём соревнования. Позову я в помощники вашего хорошего знакомого, имя его – Светофор. Но чтобы он пришёл, ответьте на вопрос: зачем устанавливают светофоры на дорогах?
(ответы детей)
(к ребятам выходит светофор)

— Здравствуйте, ребята! Хочу пригласить вас в школу светофорных наук, но сначала нужно сдать экзамены.
1) Какие сигналы светофора вы знаете?
(красный – запрещающий,
жёлтый – предупреждающий о смене сигнала,
зелёный – разрешающий движение)
2) Можно ли начинать движение через перекрёсток при жёлтом сигнале светофора? (нельзя, так как жёлтый запрещает движение)
3) Как располагаются сигналы в вертикальном светофоре?
(сверху вниз – красный, жёлтый, зелёный)
СЛАЙД 3
Светофор (3 цвета)
4) Знаете ли вы о специальных светофорах? (это двухцветные: вверху красный и внизу зелёный в виде силуэтов пешеходов или надписей «стойте», «идите»)
СЛАЙД 4
Светофор (2 цвета)
Правильно ответившие ученики набирают себе команду из 5 человек. Эти команды будут соревноваться. Перед началом соревнований каждой команде выдаются путевые листы, в которых указана очерёдность прохождения станций, на станциях судья вносит в путевые листы оценки.
Станция 1: ПЕРЕЙДИ УЛИЦУ
Команды выстраиваются на расстоянии 10 шагов от Светофора, который поочерёдно показывает:
- Красный цвет – нужно отступить назад на 1 шаг
- Жёлтый – остаться на месте
- Зелёный – шаг вперёд
Кто ошибается, тот выбывает из игры. Задача участников – без ошибки пройти эти 10 шагов.
Станция 2: ЛОВКИЙ ПЕШЕХОД
Участники команд по очереди бросают небольшой мяч в мишень, изображающую круги светофора.
- Попал в зелёный – перешёл в конец шеренги.
- В жёлтый – повторить бросок.
- Красный – передаётся мяч следующему и остаётся на месте.
Побеждает команда, в которой быстрее закончат перестроение.
Станция 3: ПОДУМАЙ-ОТГАДАЙ
Каждая команда получает два конверта, в которых одинаковы вопросы. Сначала 2 мин. на подготовку ответов к первому конверту, отвечают те, кто первый готов. Потом второй конверт.
1 конверт
- Что такое тротуар?
- Где нужно ходить пешеходам?
- Что такое островок безопасности?
- Что такое перекрёсток?
2 конверт
- Как перейти улицу с односторонним движением?
- Как перейти улицу с двусторонним движением?
- Что такое «зебра»?
- С какого возраста разрешается ездить по улицам на велосипеде?
СЛАЙД 5
Станция 4: УЗНАЙ ЗНАК
На этой станции участники команды должны назвать дорожный знак, предложенный Регулировщиком и объяснить смысл этого знака. Количество знаков – не более 8-10, все они касаются правил поведения пешехода на улицах.
Станция 5: ВЫПОЛНИ ДВИЖЕНИЕ
Перекрёсток, управляемый регулировщиком. Команды выстраиваются перед перекрёстком. Регулировщик показывает основные разрешающие и запрещающие сигналы движения пешехода, а команды в соответствии с ними выполняют движение.
Станция 6: ПАЗЛЫ
Команды получают конверты с разрезанными изображениями автомобиля, автобуса, грузовика. Надо их собрать и сформулировать правила. Изображения вывешиваются на доску. Выслушиваются ответы.
Станция 7: ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ (домашнее задание)
(подводятся итоги соревнования)

Репортёр: (держит в руках лист газеты)
— Здравствуйте, ребята и взрослые! Я к вам пришёл по заданию своей газеты. Мне нужно выяснить, почему так много у нас бывает дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся школьники?
Вот послушайте. Ученик 3-го класса Вася Крылов, возвращаясь из школы, шел по мостовой, и его сбила машина. В тяжёлом состоянии мальчик был доставлен в больницу. Где должны идти пешеходы? Что об этом записано в ПДД? Что вы, ребята, об этом думаете?
ВЫСТУПЛЕНИЯ КОМАНД
(инсценировка различных дорожных ситуаций, чтение стихов)

(инсценировка различных дорожных ситуаций, чтение стихов)
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горим и день, горим и ночь
Зелёный, желтый, красный.
Наш домик – светофор,
Мы три родные брата,
Мы светим с давних пор
По дороге вам, ребята.
Мы три чудесных света,
Ты часто видишь нас,
Но нашего совета
Не слушаешь подчас.
Самый строгий – красный цвет.
Если он горит – стой!
Дороги дальше нет,
Путь для вас закрыт.
Чтоб спокойно перешел ты,
Слушай наш совет:
Увидишь скоро желтый
В середине свет.

А за ним зеленый свет
Вспыхнет впереди.
Скажет он: «Препятствий нет,
Смело в путь иди!»
Знаки мы дорожные,
Мы совсем несложные,И вниманием твоим
Очень, очень дорожим.
Все мы знаки разные,
Но одним мы связаны –
Верно, служить друзьям.
Днём и даже по ночам
Замечательный знак –
Восклицательный знак.
Значит, можно здесь кричать
Петь, шуметь, озорничать,
Или бегать – босиком,
Или ехать – с ветерком.
Отмечают люди строго:
«Здесь опасная дорога!»
Очень просит знак дорожный
Ехать тихо, осторожно.
Вот опасный поворот,
Не спеши, разинув рот,
Он достаточно крутой.
Ты внимание удвой!Закон дорог мудр и строг
И ты не забывай, дружок,
Мало, чтоб его все знали,
Надо, чтобы выполняли!
Тогда можно поручиться –
Беды дорожной не случиться!Послушай, юный друг,
Порой по нашей смелости-
Трагедии, испуг!
Старайся чаще транспорту
Дорогу уступать.
Пусть даже ты торопишься
И можешь опоздать.
Тебе в вдогонку: «Стой! -
Кричат обычно взрослые. –
Ведь рядом переход
Подземный! Для чего он?»
Чтоб ты спокойно смог,
Не опасаясь транспорта,
Дорогу перейти,
Урок культуры каждому
К тому ж преподнести.Вот и осень – пора в класс!
Я торжественно в школу шагаю.
Впереди светофор:
Желтым светом он мне
Весело моргает.
Постою. Подожду.
На зеленый сигнал светофора
Осторожно дорогу я перейду –
Вот уже тротуар,
Мне на нем безопасно.
И я снова спокойно иду.
Впереди – переход – полосатая зебра.
И к нему осторожно я подойду.
Посмотрю – налево. И дойду до середины
С вниманьем – направо теперь посмотрю.
Переход позади. И вот моя школа!
Незнайка: — Спасибо, ребята, я всё понял! Теперь я знаю, что такое ППД и как важно выполнять эти правила.
СЛАЙД 6
ПОМНИ!
Жизнь – самая большая ценность.
Здоровье – главное богатство.