УМК: «Перспектива».
Цели и задачи урока:
- Продолжить работу над сложением однозначных чисел с переходом через десяток.
- Формировать вычислительный навык у учащихся.
- Развивать умение решать задачи.
- Развивать логическое мышление, математические и аналитические способности, умение рассуждать и доказывать.
- Воспитывать интерес к математике как к учебному предмету.
- Формировать интерес к космонавтике на математическом материале.
Тип урока: урок первичного закрепления (с применением материала по окружающему миру «Планеты Солнечной системы»).
Оборудование:
- Учебник Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова, Т.Б.Бука, «Математика». 1 класс, 2 ч., рабочая тетрадь.
- Раздаточный материал в виде карточек.
План урока:
- Организационный момент.
- Устный счёт (математический диктант).
- Физкультминутка
- Актуализация знаний.
- Этап работы по применению ранее полученных знаний.
- Физкультминутка.
- Повторение ранее изученного.
- Рефлексия.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
- Ребята, сегодня к нам на урок пришли Аня, Ваня и профессор Иван Иванович Самоваров.
(на доску вывешиваются картинки)
- Иван Иванович принёс нам интересные задания. И вот первое из них.
II. Устный счёт (математический диктант)
- Отступите от числа 1 клетку вниз. Слушайте внимательно, записывайте ответы в строчку через клеточку.
- Найдите сумму 4 и 6. (10)
- Запишите число, в котором 1 дес. и 4 ед. (14)
- Запишите число, на 2 больше 15. (17)
- Число 10 уменьшили на сумму 2 и 6. (2)
- Запишите число, в котором 2 дес. (20)
- I слагаемое 13, II слагаемое 5. Чему равна сумма? (18)
- Разность 6 и 4 увеличили на 13. (15)
- Какие результаты у вас получились?
(1 ученик проговаривает ответы, учитель выставляет их на доску, остальные проверяют и показывают сигнальную карточку)

- Запишите числа в порядке убывания, и вы получите фразу, известную всему миру.
- Кому принадлежит эта фраза? (Ю.А. Гагарин 12 апреля 1961 года полетел в космос. Это первый человек, который полетел в космос).
- Аня и Ваня хотят отправиться в небольшое путешествие в космос на ракете и просят вас им помочь. Чтобы их ракета полетела в космос, надо выполнить следующее задание: на ракете записаны числа. Надо дополнить их до 10. На это вам даётся 1 минута.
- Какие результаты у вас получились?
(на доску вывешивается карточка «Дополняю до 10»)
- А теперь мы готовы лететь в космос на ракете. Встаньте, чтобы осуществить полёт.
III. Физкультминутка «Я ракета»
IV. Работа по теме урока
- Итак, наша ракета полетела в открытый космос. Отгадаем загадку от Ивана Ивановича, чтобы узнать, куда мы летим.
Крохотулечка-планета
Первой Солнышком согрета,
И проворна – год на ней
Восемьдесят восемь дней…
(Меркурий)
Из всех планет Меркурий самый маленький. Но быстро вращается вокруг Солнца. Так как планета располагается ближе всех к Солнцу, температура здесь очень высокая. Примечательно, что ночью на Меркурии колоссально низкая температура.
(на доску вывешивается иллюстрация с планетой Меркурий)
V. Актуализация знаний учащихся
- На этой планете Аня и Ваня получили задание. Откройте конверт и выньте жёлтую карточку.
- Итак, это примеры на сложение однозначных чисел с переходом через десяток. Помогите Ане и Ване решить эти примеры.
(на доску вывешивается карточка с образцом решения)

(вывешивается карточка «Представляю в виде суммы удобных слагаемых»)
9 + 3 |
6 + 5 |
9 + 8 (дети по цепочке комментируют) |
7 + 6 |
9 + 7 |
8 + 5 |
- Молодцы. Помогли Ане и Ване. Теперь отправляемся дальше.
В небе я свечусь нередко,
Ваша ближняя соседка.
Я Меркурию сестра,
И на мне всегда жара…
(Венера) (иллюстрация планеты)
Поверхность этой планеты представлена раскаленной каменистой пустыней. Наблюдать за Венерой трудно, ведь она окутана плотными облаками.
- На этой планете Аню и Ваню ждёт следующее задание. Возьмите карточку, на которой есть цветы.

- Сколько цветов в вазе? Сколько цветов держит девочка? Куда смотрит девочка? Как вы думаете, она принесла 6 свежих цветов или уносит цветы из вазы?
- Отступите от предыдущей записи в тетради 2 клетки вниз и 10 клеток вправо. Запишите «Задача».
- Какую задачу мы составим? Как мы оформим краткую запись?
- Какое действие выберем? Как будем считать?
- Какой приём использовали? – Запишите ответ. Какой ответ записали?
- Продолжаем полёт.
На планете чудеса:
Океаны и леса,
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери…
(Земля) (иллюстрация планеты)
Пока Земля является единственной планетой, на которой есть жизнь. Но ученые ведут постоянные исследования в этой области. Мы являемся жителями планеты Земля. Спутником планеты Земля является Луна.
- На Земле Аня и Ваня получили задание на синей карточке. Познакомьтесь с ним.

- Отступим от предыдущей записи 2 клетки вниз и 10 вправо. Запишем «Задача».
- О чём говорится в задаче?
- Кто рисовал рисунки?
- Что известно про рисунки Ани? Вани?
- Какой вопрос задачи?
- Как можно показать краткую запись задачи?
- Прочитайте главный вопрос задачи? Каким действием мы на него ответим? Можем ли мы сейчас ответить на него? Что нам не известно?
- Каким действием узнаем, сколько рисунков сделал Ваня?
- Что узнали первым действием? Прочитайте вопрос задачи. Можем теперь на него ответить?
- Запишите решение. Прочитайте, какой ответ вы записали.
VI. Физкультминутка
VII. Повторение ранее изученного
- Летим дальше.
Над планетой красной кружат
Каменюки Страх и Ужас.
Нет горы нигде на свете
Выше, чем на той планете…
(Марс) (иллюстрация планеты)
Марс назван в честь римского бога войны. Иногда можно услышать, что Марс называют Красной планетой. Это из-за цвета его поверхности. Вся поверхность Марса покрыта вулканами, кратерами, долинами, пустынями. На Марсе самые высокие горы, а также самые глубокие каньоны во всей Солнечной системе. Ученые предполагали, что на Марсе некогда была жизнь, так как на поверхности планеты находятся ледниковые шапки, когда-то они были водой. У Марса два спутника: Фобос (страх) и Дэймос (ужас). Учёные предполагают, что из-за воздействия Марса движение Фобоса замедляется и он скоро упадёт на Марс, а вот Дэймос удаляется от Марса.
- На планете Марс Аня и Ваня собрали метеориты. Иван Иванович попросил ребят заполнить таблицу. Достаньте карточку зелёного цвета.
- Работа в парах.

- Давайте проверим, что у вас получилось. (1 комментирует, а остальные показывают сигнальные карточки)
- Отправляемся дальше.
Огромная, гигантская планета,
Вся состоит из гроз и ярких вспышек света.
А в атмосфере есть явление одно:
Большое красное пятно.
Сияние планеты люди ночью наблюдают,
Ученые шестнадцать спутников планеты изучают.
(Юпитер)
Планета-гигант, которая превосходит Землю массой в 300 раз. Поверхность Юпитера является газовой, планета не имеет твердой поверхности. Юпитер очень быстро вращается вокруг Солнца. День на Юпитере длится всего 12 часов. У Юпитера много спутников, всего их 69.
- Аня и Ваня хотят купить марки с изображением планет, которые они посетили. Давайте посмотрим, что у них из этого получилось.

(дети пишут ответ на планшете фломастером, после проверки фиксируют в карточке)
- Отправляемся дальше.
Такая мрачная, суровая, серьезная планета!
От Солнца далеко: здесь холод, мало света.
Гуляют вихри скоростные, ветры задувают,
И множество колец планету окружают.
(Сатурн)
Сатурн примечателен своими кольцами, состоящими из пыли, камней, льда. Поверхность Сатурна, как и Юпитера, состоит из газовой поверхности. Известно, что планета имеет 62 спутника.
- На этой планете ребята должны решить уравнение.
(на доску вывешивается карточка с уравнением)
- Прочитаем уравнение, назвав его компоненты. Как найти (неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое)?
- Отступите 2 строки вниз.
(далее идёт частичное комментирование записи уравнения)
- х + 7 = 19
- х – 8 = 7
- 16 – х = 5
- Нам пора возвращаться из путешествия.
- Летим на планету Земля. У нас осталось последнее задание. Выполним его дружно в парах.

VIII. Итог и рефлексия
- Сегодня мы помогли Ане и Ване выполнить задания Ивана Ивановича, побывали в космосе.
- Какие задания вам понравилось выполнять?
- Оцените с помощью сигнальных карточек свою работу на уроке.