Конспект открытого урока по математике "Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток". 1-й класс

Разделы: Математика

Класс: 1

Ключевые слова: сложение однозначных чисел с переходом через 10


УМК: «Перспектива».

Цели и задачи урока:

  • Продолжить работу над сложением однозначных чисел с переходом через десяток.
  • Формировать вычислительный навык у учащихся.
  • Развивать умение решать задачи.
  • Развивать логическое мышление, математические и аналитические способности, умение рассуждать и доказывать.
  • Воспитывать интерес к математике как к учебному предмету.
  • Формировать интерес к космонавтике на математическом материале.

Тип урока: урок первичного закрепления (с применением материала по окружающему миру «Планеты Солнечной системы»).

Оборудование:

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Устный счёт (математический диктант).
  3. Физкультминутка
  4. Актуализация знаний.
  5. Этап работы по применению ранее полученных знаний.
  6. Физкультминутка.
  7. Повторение ранее изученного.
  8. Рефлексия.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

- Ребята, сегодня к нам на урок пришли Аня, Ваня и профессор Иван Иванович Самоваров.

(на доску вывешиваются картинки)

- Иван Иванович принёс нам интересные задания. И вот первое из них.

II. Устный счёт (математический диктант)

- Отступите от числа 1 клетку вниз. Слушайте внимательно, записывайте ответы в строчку через клеточку.

  1. Найдите сумму 4 и 6. (10)
  2. Запишите число, в котором 1 дес. и 4 ед. (14)
  3. Запишите число, на 2 больше 15. (17)
  4. Число 10 уменьшили на сумму 2 и 6. (2)
  5. Запишите число, в котором 2 дес. (20)
  6. I слагаемое 13, II слагаемое 5. Чему равна сумма? (18)
  7. Разность 6 и 4 увеличили на 13. (15)

- Какие результаты у вас получились?

(1 ученик проговаривает ответы, учитель выставляет их на доску, остальные проверяют и показывают сигнальную карточку)

- Запишите числа в порядке убывания, и вы получите фразу, известную всему миру.

- Кому принадлежит эта фраза? (Ю.А. Гагарин 12 апреля 1961 года полетел в космос. Это первый человек, который полетел в космос).

- Аня и Ваня хотят отправиться в небольшое путешествие в космос на ракете и просят вас им помочь. Чтобы их ракета полетела в космос, надо выполнить следующее задание: на ракете записаны числа. Надо дополнить их до 10. На это вам даётся 1 минута.

- Какие результаты у вас получились?

(на доску вывешивается карточка «Дополняю до 10»)

- А теперь мы готовы лететь в космос на ракете. Встаньте, чтобы осуществить полёт.

III. Физкультминутка «Я ракета»

IV. Работа по теме урока

- Итак, наша ракета полетела в открытый космос. Отгадаем загадку от Ивана Ивановича, чтобы узнать, куда мы летим.

Крохотулечка-планета
Первой Солнышком согрета,
И проворна – год на ней
Восемьдесят восемь дней…
(Меркурий)

Из всех планет Меркурий самый маленький. Но быстро вращается вокруг Солнца. Так как планета располагается ближе всех к Солнцу, температура здесь очень высокая. Примечательно, что ночью на Меркурии колоссально низкая температура.

(на доску вывешивается иллюстрация с планетой Меркурий)

V. Актуализация знаний учащихся

- На этой планете Аня и Ваня получили задание. Откройте конверт и выньте жёлтую карточку.

- Итак, это примеры на сложение однозначных чисел с переходом через десяток. Помогите Ане и Ване решить эти примеры.

(на доску вывешивается карточка с образцом решения)

(вывешивается карточка «Представляю в виде суммы удобных слагаемых»)

9 + 3

6 + 5

9 + 8 (дети по цепочке комментируют)

7 + 6

9 + 7

8 + 5

- Молодцы. Помогли Ане и Ване. Теперь отправляемся дальше.

В небе я свечусь нередко,
Ваша ближняя соседка.
Я Меркурию сестра,
И на мне всегда жара…
(Венера) (иллюстрация планеты)

Поверхность этой планеты представлена раскаленной каменистой пустыней. Наблюдать за Венерой трудно, ведь она окутана плотными облаками.

- На этой планете Аню и Ваню ждёт следующее задание. Возьмите карточку, на которой есть цветы.

- Сколько цветов в вазе? Сколько цветов держит девочка? Куда смотрит девочка? Как вы думаете, она принесла 6 свежих цветов или уносит цветы из вазы?

- Отступите от предыдущей записи в тетради 2 клетки вниз и 10 клеток вправо. Запишите «Задача».

- Какую задачу мы составим? Как мы оформим краткую запись?

- Какое действие выберем? Как будем считать?

- Какой приём использовали? – Запишите ответ. Какой ответ записали?

- Продолжаем полёт.

На планете чудеса:
Океаны и леса,
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери…
(Земля) (иллюстрация планеты)

Пока Земля является единственной планетой, на которой есть жизнь. Но ученые ведут постоянные исследования в этой области. Мы являемся жителями планеты Земля. Спутником планеты Земля является Луна.

- На Земле Аня и Ваня получили задание на синей карточке. Познакомьтесь с ним.

- Отступим от предыдущей записи 2 клетки вниз и 10 вправо. Запишем «Задача».

- О чём говорится в задаче?

- Кто рисовал рисунки?

- Что известно про рисунки Ани? Вани?

- Какой вопрос задачи?

- Как можно показать краткую запись задачи?

- Прочитайте главный вопрос задачи? Каким действием мы на него ответим? Можем ли мы сейчас ответить на него? Что нам не известно?

- Каким действием узнаем, сколько рисунков сделал Ваня?

- Что узнали первым действием? Прочитайте вопрос задачи. Можем теперь на него ответить?

- Запишите решение. Прочитайте, какой ответ вы записали.

VI. Физкультминутка

VII. Повторение ранее изученного

- Летим дальше.

Над планетой красной кружат
Каменюки Страх и Ужас.
Нет горы нигде на свете
Выше, чем на той планете…
(Марс) (иллюстрация планеты)

Марс назван в честь римского бога войны. Иногда можно услышать, что Марс называют Красной планетой. Это из-за цвета его поверхности. Вся поверхность Марса покрыта вулканами, кратерами, долинами, пустынями. На Марсе самые высокие горы, а также самые глубокие каньоны во всей Солнечной системе. Ученые предполагали, что на Марсе некогда была жизнь, так как на поверхности планеты находятся ледниковые шапки, когда-то они были водой. У Марса два спутника: Фобос (страх) и Дэймос (ужас). Учёные предполагают, что из-за воздействия Марса движение Фобоса замедляется и он скоро упадёт на Марс, а вот Дэймос удаляется от Марса.

- На планете Марс Аня и Ваня собрали метеориты. Иван Иванович попросил ребят заполнить таблицу. Достаньте карточку зелёного цвета.

- Работа в парах.

- Давайте проверим, что у вас получилось. (1 комментирует, а остальные показывают сигнальные карточки)

- Отправляемся дальше.

Огромная, гигантская планета,
Вся состоит из гроз и ярких вспышек света.
А в атмосфере есть явление одно:
Большое красное пятно.
Сияние планеты люди ночью наблюдают,
Ученые шестнадцать спутников планеты изучают.
(Юпитер)

Планета-гигант, которая превосходит Землю массой в 300 раз. Поверхность Юпитера является газовой, планета не имеет твердой поверхности. Юпитер очень быстро вращается вокруг Солнца. День на Юпитере длится всего 12 часов. У Юпитера много спутников, всего их 69.

- Аня и Ваня хотят купить марки с изображением планет, которые они посетили. Давайте посмотрим, что у них из этого получилось.

(дети пишут ответ на планшете фломастером, после проверки фиксируют в карточке)

- Отправляемся дальше.

Такая мрачная, суровая, серьезная планета!
От Солнца далеко: здесь холод, мало света.
Гуляют вихри скоростные, ветры задувают,
И множество колец планету окружают.
(Сатурн)

Сатурн примечателен своими кольцами, состоящими из пыли, камней, льда. Поверхность Сатурна, как и Юпитера, состоит из газовой поверхности. Известно, что планета имеет 62 спутника.

- На этой планете ребята должны решить уравнение.

(на доску вывешивается карточка с уравнением)

- Прочитаем уравнение, назвав его компоненты. Как найти (неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое)?

- Отступите 2 строки вниз.

(далее идёт частичное комментирование записи уравнения)

  • х + 7 = 19
  • х – 8 = 7
  • 16 – х = 5

- Нам пора возвращаться из путешествия.

- Летим на планету Земля. У нас осталось последнее задание. Выполним его дружно в парах.

VIII. Итог и рефлексия

- Сегодня мы помогли Ане и Ване выполнить задания Ивана Ивановича, побывали в космосе.

- Какие задания вам понравилось выполнять?

- Оцените с помощью сигнальных карточек свою работу на уроке.