Современным учителям приходится сталкиваться с тем, что к урокам литературы дети приходят неподготовленными – не прочитали произведение или какие-то отрывки из него. Некоторые говорят, что читали, но не поняли смысл прочитанного. И это не попытка оправдаться. Детям, действительно, сложно понять смысл тех текстов, которые легко понимали их ровесники 10–20 лет назад. Более того, если ученикам предложить прочитать абзац из учебника и по содержанию этого текста задать вопрос, то многие не справятся с этим заданием, а кто-то адресует этот вопрос Интернету и там прочитает ту информацию, на которую хотел обратить внимание учитель.
Как быть в сложившейся ситуации? Нам кажется, что один из путей решения этой проблемы – преподавание русского языка и литературы на филологической основе. Эти предметы, а также иностранный язык относят к предметам филологического цикла. Следует отметить, что среди ученых-филологов нет единой позиции в определении филологии как науки. Мы будем опираться на определение, данное выдающимся лингвистом и филологом профессором А.Т.Хроленко: «Для нас филология — это наука, имеющая своим объектом текст как целое, а предметом — смыслы, воплощенные в языковых и параязыковых структурах этого текста…» [1].
То есть если говорить о преподавании на филологической основе, то формировать читательские компетенции, способности правильно воспринимать текст мы сможем, если при изучении текстов мы будем идти от их смысла. Причем необходимо учить детей видеть смысл текста, смысл предложения и его место в тексте, смысл слова и его морфем, смысл использования тех или иных звуков и звуковых сочетаний (если автор применяет это как одно из средств выразительности). Как это можно реализовать на практике?
Во многих случаях стоит начинать с организации предтекстовой деятельности. Не вызывает сомнения, что чем лучше организован этап предчтения, тем легче ученику читать текст и тем выше достигаемый результат.
Прием прогнозируемого чтения можно успешно использовать при изучении романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Предположить, о чем будет написано в каждой главе можно, если проанализировать смысл заглавия и эпиграф.
А как быть, если нет эпиграфа? Рассмотрим организацию предтекстовой деятельности на примере работы с заголовком повести В.Г.Короленко «Дети подземелья». Ученикам предлагаем ответить на следующие вопросы и задания:
- Что вы ожидаете от заглавия текста?
- Попробуем выстроить смысловое поле слов «дети» и «подземелье»:
- Ученикам предлагаем подобрать ассоциации и определения к словам «дети» (I группа) и «подземелье» (II группа), с какими словами. (Ассоциации. Дети: мама, папа, цветы, игрушки, счастье, игры. Подземелье: темнота, тьма, земля, подвал, пещера, погреб. Определения. Дети: радостный, счастливый, веселый. Подземелье: чёрное, тёмное, холодное, мрачное.)
- Вспомните устойчивые выражения. (Пословицы: Всякому свое дитя милее. На что и клад, коли дети идут в лад. Послушному сыну родительский приказ не тягостен. Дети – цветы жизни.)
Затем работаем с толковым словарем. После знакомства с лексическим значением слов «дети» и «подземелье» спрашиваем у детей, не удивило ли их такое сочетание слов и о чём, по их мнению, пойдёт речь в повести?
А после прочтения произведения возвращаемся к начатому разговору и предлагаем им ответить на следующие вопросы:
- Вы именно так представляли себе содержание повести?
- Какое вы выделите главное слово «дети» или «подземелье»?
Серьезным препятствием для освоения художественных произведений является имитация читательской деятельности – чтение кратких пересказов, что, на наш взгляд, допустимо только в сочетании с прочтением всего художественного произведения. Именно поэтому на уроках следует большое внимание уделять анализу ключевых фрагментов художественного текста.
Одним из таких ключевых фрагментов повести В.Г.Короленко «Дети подземелья» является первая встреча Валека и Васи, ставшая началом настоящей дружбы героев. Работая с этим отрывком, предлагаем детям пересказать его. Затем работаем с текстом. Обращаем внимание на средства создания литературного портрета Валека. Это сравнение как тростинка, причем в слове есть уменьшительно-ласкательный суффикс -инк-. Описывая одежду, грязную рубашонку, короткие штанишки, В.Г.Короленко использует суффиксы, которые уже нельзя назвать уменьшительно-ласкательными. Они несут несколько иную смысловую нагрузку. Предлагаем детям подумать над этим. Завершают описание Валека две детали: темные курчавые волосы и черные задумчивые глаза – что никак не сочетается с эмоциональной нагрузкой, которую несет предыдущее описание.
Заканчиваем обсуждение литературного портрета героя, предлагая детям ответить на следующие вопросы:
- Какое впечатление произвел Валек?
- Что хотел сказать о мальчике автор?
Далее В.Г.Короленко передает информацию на двух уровнях: вербальном и невербальном. Мальчишки готовы подраться. Предлагаем детям ответить на вопрос, как читатели об этом узнали. Ученики зачитывают отрывки из текста, в которых словам Валека и Васи сопутствуют движения рук и ног, позы тела, позволяющие понять, что мальчишки готовы подраться. Затем ученики в тексте ищут ответ на вопрос, почему не состоялась драки и почему стала возможна дружба Валека и Васи.
Кроме уроков литературы, играют большую роль в формировании читательских компетенций уроки русского языка, на которых проводится комплексный анализ текста или его элементы. В качестве примера приведём фрагмент урока по статье о курском соловье «Курский соловей – символ курского края». Читается легенда. Детям предлагается выполнить задания:
Не заглядывая в текст, отметьте верные и неверные суждения по данному тексту:
- «Соловьятники» разводили соловьёв в неволе.
- Приезжали люди на знаменитую Ярмарку – продать или купить товар.
- Царский указ от 3 февраля 1892 года разрешал отлавливать соловьёв в любое время года.
- Соловей – живой символ Курского края.
- «Курскими соловьями» называли в XIX в. всех, кто живет в Курске.
Установите соответствие между словами из текста и их значениями:
Слова в тексте Значения слов
- Символ А. Регулярные празднично-образовательно-деловые события года, торжища широкого значения, организуемые в традиционно определённом месте.
- Пустынь Б. Богомолец, странствующий по «святым местам».
- Ярмарка В. Детская игрушка в виде лошадки, птицы и др. из глины с отверстиями для свиста.
- Паломник Г. Молящийся за кого-нибудь богу.
- Свистулька Д. Монашеское поселение в традиции православия, обычно удалённое от основного монастыря, располагающееся в незаселённом людьми месте.
- Богомолец Е.Торжественное церковное шествие с большим крестом.
- Крестный ход Ж. Изречение в виде грамматически законченного предложения, в котором выражена народная мудрость впоучительной форме.
- Пословица З. Переливчатое, дрожащее звучание, создаваемое быстрым чередованием двух соседних звуков.
- Трель И. Образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме. Фрагменты урока по статье Е.И.Носова «Окоём нашего детства».
Девятиклассникам предложен текст «Вот пишут: малая родина…Но чтоэто такое? Где её границы?...».
Задания к тексту:
- Определить тему текста.
- Определить основную мысль.
- Озаглавить.
- Определить стиль. Аргументировать.
- Определить тип речи. Аргументировать.
- Указать средства художественного изображения.
- Указать способ словообразования слова «головушка». Из второго абзаца выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости – звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
Фрагмент урока по рассказу Е.И.Носова «Чирки».
Задания:
- Определите значение слова «старицы». Подберите к нему однокоренные слова. Выпишите из текста сложные слова, определите способ их образования. Выпишите из текста существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какова роль этих существительных в тексте?
- Почему в первом предложении девятого абзаца нельзя употребить существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (рубашонка, штанишки). Ответ аргументируйте.
Завершая статью, мы не можем не сказать, что реализация преподавания русского языка и литературы на филологической основе поможет обеспечить новый уровень изучения данных предметов, а также будет способствовать развитию и формированию читательских компетенций.
Список литературы
- Хроленко А.Т. Введение в филологию:учеб. пособие/А.Т.Хроленко. — М.:ФЛИНТА: Наука, 2014 — 256 с.