Социальный проект сотрудничества школы и ГИБДД "Добрая дорога детства"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Социальная педагогика

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4


Наименование
проекта

«Добрая дорога детства»

Обоснование
актуальности
проекта

Резкое возрастание в последние годы автомобилизации крупных городов порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм всё больше приобретает характер «национальной катастрофы». Ущерб только от гибели, ранения людей и повреждения транспортных средств в ДТП сопоставим с доходной частью бюджета и составляет в целом по России около 15% от его величины. Общее число погибших в ДТП за последние 10 лет эквивалентно населению среднего областного центра страны, а ежегодное число пострадавших в ДТП многократно превышает количество жертв стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Особую категорию пострадавших в результате ДТП составляют дети. Согласно Международной конвенции о правах ребёнка (принята ООН 5 декабря 1989 г. и ратифицирована Верховным Советом СССР в декабре 1989 г.) ребёнком считается лицо, не достигшее 18 лет. Однако статистика часто выделяет категорию детей до 12 лет и подростков – от 12 до 16 лет.
Социальная острота проблемы диктует необходимость разработки и внедрения программ профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей. В соответствии с этим прогимназией разработан настоящий проект.

Цель проекта

Повышение эффективности педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма посредством сотрудничества прогимназии с сотрудниками ГИБДД.

Основные задачи

  • разработать и внедрить единую педагогическую систему профилактической работы по безопасности дорожного движения, объединяющую деятельность преподавателей дошкольных и школьного блоков, родителей, а также сотрудников ГИБДД
  • разработать психолого-педагогическое обоснование содержания работы для разных возрастных групп детей
  • разработать и апробировать содержание и методы обучения детей безопасному поведению на дорогах с учётом их возрастных особенностей
  • сформулировать методические рекомендации по подготовке и переподготовке педагогов в области педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
  • сформировать у учащихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения
  • применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах
  • поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения
  • использовать материально-технический потенциал школы и другие её возможности для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения

Социальный
партнёр-соисполнитель
проекта

Государственная инспекция безопасности дорожного движения

Целевые группы

Дошкольники, учащиеся и их родители

Контроль
реализации
проекта

Контроль реализации мероприятий проекта осуществляет Координационный совет

Сокращения,
принятые в
проекте

  • ОУ – образовательное учреждение
  • ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения
  • ПДД – правила дорожного движения
  • ДДТТ – детский дорожно-транспортный травматизм

Ожидаемые
конечные
результаты

  • снижение уровня детских ДТП
  • наличие знаний и сформированность навыков поведения детей на дороге в различных ситуациях
  • повышение научно-методического обеспечения профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в условиях прогимназии

1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ

Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.

Резкое возрастание в последние годы автомобилизации крупных городов порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Такое определение было дано на заседании рабочей группы по вопросам охраны здоровья детей при Правительственной комиссии по охране здоровья граждан.

Ущерб только от гибели, ранения людей и повреждения транспортных средств в ДТП сопоставим с доходной частью бюджета и составляет в целом по России около 15 % от его величины. В отдельных регионах значение этого показателя достигает 30 - 40%. Общее число погибших в ДТП за последние 10 лет эквивалентно населению среднего областного центра страны, а ежегодное число пострадавших в ДТП многократно превышает количество жертв стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Особую категорию пострадавших в результате ДТП составляют дети. Согласно Международной конвенции о правах ребёнком считается лицо, не достигшее 18 лет. Однако статистика часто выделяет категорию детей до 12 лет и подростков – от 12 до 16 лет.

По усредненным данным ежегодно на улицах и дорогах страны гибнут 1500 и получают ранения 24000 несовершеннолетних участников дорожного движения. Около четверти (26,8%) всех пострадавших детей – это подростки от 14 до 16 лет. Каждый пятый пострадавший ребёнок не достиг восьмилетнего возраста. Более половины (55%) пострадавших составили школьники в возрасте от 7 до 14 лет: из 100 пострадавших – 9 получают смертельные ранения. Тяжесть травмирования детей других возрастных групп несколько ниже: 5 погибших из 100 пострадавших в возрасте от 7 до 14 лет и 7 – от 14 до 16 лет.

Рис. 1. Количество ДТП с участием детей в РФ

Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом, по оценке ГУ ГИБДД МВД России, свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма, в первую очередь, со стороны органов образования.

Несмотря на то, что в России действует целый ряд нормативных документов, обязывающих учебные заведения проводить последовательную профилактическую работу по изучению Правил дорожного движения, результаты контрольно-аналитической работы Госавтоинспекции в крупных городах показывают, что более половины дорожно-транспортных происшествий происходит по вине детей, нарушающих правила поведения на улицах и дорогах.

Аварийность на дорогах является одной из главных социально-экономических проблем.

В данной ситуации актуализируется необходимость целенаправленной профилактической работы в ОУ, организация взаимодействия школы и ГИБДД по выработке согласованных подходов к повышению уровня знаний учащихся как участников дорожного движения.

На решение обозначенных выше проблем направлен проект «Добрая дорога детства», который имеет социальную направленность и реализуется совместно с заинтересованными ведомствами, педагогической и родительской общественностью.

2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТА

2.1. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

В Государственном докладе о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации указывается, что «основной причиной аварийности по-прежнему является низкая дисциплина водителей и пешеходов, выражающаяся в их сознательном пренебрежении Правилами дорожного движения».

Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся: нарушение правил перехода проезжей части (61,9%); неподчинение сигналам светофора (11,8%); неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев (15,3%); игра на проезжей части (4,2%); неумелое управление велосипедом (3,0%). В течение года наиболее опасными с точки зрения риска ДТП являются апрель-май, а также конец августа и сентябрь. Из дней недели наиболее часто ДТП с участием детей происходят в понедельник, меньше всего в четверг. Наиболее аварийное время суток – это утренние часы с 8 до 9, когда дети идут в школу, а также с 15 до 20 часов. При этом с 17 до 18 часов происходит наибольшее число аварий, что объясняется увеличением потока транспорта, когда взрослые возвращаются с работы домой. Основной категорией детей, пострадавших в ДТП являются школьники, из них мальчиков гибнет больше.

Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими, как:

  • неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
  • неспособность адекватно оценивать обстановку;
  • быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;
  • преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
  • преобладание потребности в движении над осторожностью;
  • стремление подражать взрослым;
  • недостаток знаний об источниках опасности;
  • отсутствие способности отделять главное от второстепенного;
  • переоценка своих возможностей в реальной ситуации;
  • неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.

Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.

Эффективность и, соответственно, направления профилактических мероприятий тесно связаны с возрастными особенностями детей.

В дошкольном возрасте отношения и ценности формируются, прежде всего, через пример, оценочные суждения взрослых, через поощрение желательного поведения детей. Воспитателям детских дошкольных учреждений необходимо особенно подчёркивать ценность человека, соблюдающего правила. Эти же идеи необходимо доводить через пропагандистские материалы до сведения родителей. Бесплатные памятки, буклеты, должны быть доступны для родителей и находиться, в том числе, в детских поликлиниках, детских отделах магазинов.

Основой профилактической работы с детьми младшего школьного возраста является формирование знаний о Правилах дорожного движения и навыков их применения.

В рабочих материалах по профилактике ДДТТ, подготовленных сотрудниками ГИБДД, приводятся следующие данные об особенностях детского восприятия и действий в экстремальных ситуациях: «Часто дети с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации и не способны принимать решения, соизмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором автомобиль находится от них. Они ещё не способны предугадывать все возможные варианты поведения водителя. Больше того, в экстремальной ситуации, и вообще в случаях, когда ребёнок поставлен перед срочным выбором: как поступить, он легко впадает в состояние безысходности, незащищенности, он просто теряется. Чем труднее ситуация для ребёнка и чем большую сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребёнка. И, таким образом, возникает замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребёнок медленнее и неправильнее принимает решение».

Вместе с тем, оценка детьми собственного безопасного поведения существенно различается в зависимости от возраста. Чем младше школьники, тем чаще они завышают оценку собственной дисциплинированности на дорогах, стараясь произвести хорошее впечатление на педагога. Авторитет учителя в начальной школе может быть выше авторитета родителей. Помимо формирования знаний о Правилах дорожного движения, педагогу, с первых дней обучения детей в школе необходимо обсудить с детьми безопасный маршрут движения в школу и из школы, опасные участки в микрорайоне, поведение во дворах, дорогах между домами, где ездят автомашины.

Для профилактики различного типа рисков большое значение имеет формирование у детей знаний о динамике движения транспортных средств, умения правильно соизмерять свои физические возможности и, самое главное, формировать стремление к самоутверждению в общественно значимых видах деятельности.

2.2. НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

Комплекс профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения для воспитанников и обучающихся прогимназии проводится по пяти направлениям:

  • информационное – обучение детей Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;
  • развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несёт потенциальную опасность, и ребёнок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным;
  • воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребёнку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере;
  • методическое – методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ;
  • контрольное – система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы профилактики ДДТТ.

2.3. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  • Комплексность или согласованное взаимодействие сотрудников ГИБДД и прогимназии в рамках реализации проекта.
  • Дифференцированность – дифференциация целей, задач, методов и форм работы с учетом возраста детей.
  • Многоаспектность (социальный, психологический и образовательный аспекты).
  • Преемственность – анализ обобщения и использования уже существующих технологий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма (практика работы общественных организаций и других образовательных учреждений).
  • Непрерывность – привлечение к работе системы дополнительного образования прогимназии.
  • Систематичность – каждая отдельная мера согласуется с другой и не противоречит ей.

3. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

3.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель:создание условий для формирования у воспитанников и обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах через совершенствование системы взаимодействия педагогов и сотрудников ГИБДД.

Задачи:

  • разработать и внедрить единую педагогическую систему профилактической работы по безопасности дорожного движения, объединяющую деятельность преподавателей дошкольных и школьного блоков, родителей, а также сотрудников ГИБДД;
  • разработать психолого-педагогическое обоснование содержания работы для разных возрастных групп детей;
  • разработать и апробировать содержание и методы обучения детей безопасному поведению на дорогах с учетом их возрастных особенностей;
  • сформулировать методические рекомендации по подготовке и переподготовке педагогов в области педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
  • сформировать у учащихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
  • применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах;
  • поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.

Основные цели и задачи проекта развиваются соответствующими планами воспитательной работы педагогов дошкольных блоков и классных руководителей по данному направлению деятельности, с учётом специфики возраста детей.

3.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Развивающее направление:

  • создание тренировочной автоплощадки на территории прогимназии для отработки навыков ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, дорожных знаках, сигналах светофора, разметке дороги, навыков безопасного поведения на дорогах;
  • организация экскурсий по микрорайону с целью ознакомления с конкретной дорожно-транспортной ситуацией и отработки соответствующих навыков безопасного поведения.

Воспитательное направление:

  • привлечение детей к проведению профилактической работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма среди сверстников;
  • проведение акций, смотров, фестивалей, выставок, массовых мероприятий по данной тематике во время школьных каникул;
  • организация посещения детьми театрализованных представлений по тематике дорожной безопасности;
  • проведение родительских собраний совместно с детьми по данной тематике.

Методическое направление:

  • организация и проведение семинаров по вопросам профилактики ДДТТ с участием администрации, педагогов и сотрудников ГИБДД;
  • создание методического центра по переподготовке преподавателей, работников детских дошкольных учреждений;
  • обобщение опыта работы школ по изучению правил безопасного поведения на улицах и дорогах, по разработке примерных планов общешкольных мероприятий по профилактике ДДТТ на предстоящий учебный год;
  • проведение педагогических советов прогимназии по данной тематике, проведение занятий с классными руководителями;
  • проведение социологического исследования и доведение его результатов до руководящего и педагогического состава образовательных учреждений.

Контрольное направление:

  • разработка и внедрение измерительного инструментария по оценке эффективности профилактической работы;
  • проведение тестирования по оценке динамики формирования знаний и умений воспитанников и учащихся по теме ПДД.

3.3. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

В реализации проекта принимают участие:

  • Координатор – руководитель проекта.
  • Рабочие группы – они создаются для решения конкретных задач проекта.
  • Администрация прогимназии, на базе которой будет реализовываться проект.
  • Социальные партнёры – специалисты или организации, которые могут привлекаться для решения конкретных задач проекта.
  • Родители.

Целевая группа – дошкольники и учащиеся прогимназии.

3.4. ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Сроки реализации проекта:

  • I этап (подготовительный) – создание проектной группы, проведение исходной оценки ситуации; подбор инициативной группы; определение направлений и содержания деятельности; заключение договора с ГИБДД о социальном партнёрстве в рамках реализации проекта.
  • II этап (основной) – календарное планирование; подготовка и проведение мероприятий; поддержка инициатив рабочих групп; реализация проекта.
  • III этап (заключительный) – подведение итогов реализации проекта.

3.5. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

  • Привлечение внимания общественности к проблемам по предупреждению дорожно-транспортного травматизма среди школьников.
  • Снижение уровня детских ДТП.
  • Наличие знаний и сформированность навыков поведения детей в различных ситуациях.
  • Повышение научно-методического обеспечения профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в условиях прогимназии.

4. СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМ ПАРТНЁРОМ

Социальный партнёр проекта

Участие в реализации проекта

Государственная инспекция безопасности дорожного движения ОВД по Майскому муниципальному району

  • Развитие и использование научного потенциала при исследовании причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, а также формирование основ и приоритетных направлений профилактики дорожно-транспортных происшествий среди детей.
  • Реализация комплекса мероприятий, в том числе профилактического характера, снижающих количество дорожно-транспортных происшествий.
  • Мониторинг динамики детского дорожно-транспортного травматизма, изучение общественного мнения по проблемам безопасности дорожного движения и осуществление контроля за ходом реализации мероприятий.
  • Систематическое вынесение вопросов детского дорожно-транспортного травматизма на рассмотрение городских и районных комиссий по обеспечению безопасности дорожного движения.
  • В начале учебного года (сентябрь-октябрь) и по его окончании (апрель-май) проведение инспектирования ОУ на предмет организации обучения детей правилам дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
  • Внедрение передовых методов обучения детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на улицах и дорогах.

5. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Мероприятие

Ответственный

1.

Совещание административной группы.

Задачи:

  • обсудить проект;
  • принять решение о необходимости реализации данного проекта в прогимназии;
  • спланировать сроки тематических родительских собраний, педагогического совета;
  • назначить координатора проекта, отвечающего за организационные мероприятия.

Директор ОУ, заместители директора по учебной, воспитательной работе, зам. по АХЧ

2.

Проведение Педагогического совета.
Задачи:

  • ознакомить с содержанием проекта коллектив прогимназии, включая технических работников;
  • собрать позитивные и негативные точки зрения относительно его перспективы, для последующего планирования;
  • собрать проектные идеи педагогов о реализации проекта;
  • обсудить план проведения родительских собраний и классных часов с целью ознакомления учащихся и родителей с задачами проекта;
  • • определить количество специалистов, занятых в реализации проекта. Определить состав Координационного Совета.

Администрация

3.

Проведение классных часов

Классные руководители

4.

Проведение общешкольного родительского собрания.
Задачи:

  • обосновать решение о необходимости реализации данного проекта;
  • обозначить роль родителей в реализации проекта.

Администрация школы

5.

Проведение родительских собраний по классам.
Задачи:

  • информировать родителей о причинах и обстоятельствах детского дорожно-транспортного травматизма;
  • дать соответствующие рекомендации родителям;
  • провести анкетирование родителей.

Классные руководители

6.

Информирование сотрудников ГИБДД о проекте.
Задачи:

  • заручиться поддержкой сотрудников ГИБДД по реализации проекта;
  • предложить сотрудникам ГИБДД внести свои идеи в создание проекта;
  • обсудить возможности взаимодействия и финансовую поддержку проекта.

Администрация прогимназии

7

Создание Координационного совета.
Задачи:

  • определить регламент работы Совета;
  • распределить функциональные обязанности членов;
  • разработать план действий.

Участники УВП

1

Определение мероприятий в рамках проекта.
Задачи:

  • составить план мероприятий по реализации проекта;
  • обсудить возможности осуществления данных мероприятий с учётом требуемых ресурсов.

Координационный совет

2

Определение последовательности выполнения мероприятий.
Задача: составить алгоритм реализации проекта.

Координационный совет

1

Обучающие семинары по технике проведения профилактических занятий.

Педагог-психолог, сотрудники ГИБДД

2

Оценка эффективности первого этапа проекта.

Педагог-психолог

3

Профилактические занятия с воспитанниками, внеклассные виды деятельности в рамках проекта, работа с родителями, сотрудничество со СМИ.

Сотрудники ГИБДД, коллектив прогимназии

4

Совещание Координационного совета (оценка промежуточных итогов)

Координационный совет

5

Оценка эффективности второго этапа программы (анкета эффективности профилактических занятий)

Педагог-психолог

6

Совещание Координационного совета (оценка итогов)

Координационный совет

7

Подведение итогов проекта.
Определение перспектив и путей дальнейшего развития.

Коллектив прогимназии, сотрудники ГИБДД

Список литературы

  • Амбарцумян В.В. и др. Безопасность дорожного движения. – М.: Машиностроение, 1998.
  • Арнольдов А.И. Концепция социальной работы. – М., 1923.
  • Боровских Б.Е. Безопасность движения автомобильного транспорта. Анализ дорожных происшествий. – М.: Транспорт, 1984.
  • Бершадский В.Ф., Дудко Н.И., Дудко В.И. Пособие по Правилам дорожного движения: С примерами, задачами и комментариями. – Амалфея, 2004.
  • Волошин Г.Я., Мартынов В.П., Романов А.Г. Анализ дорожно-транспортных происшествий. – М.: Транспорт, 1987.
  • Гуревич Л. В. Управление движением на улицах и дорогах: – М.: Транспорт, 1971.
  • Газета «ДДД» (Добрая дорога детства), № 3 - 6, 2023.
  • Дети и дорога. Часть 1. «Дошкольник на улице»: Методический комплект для воспитателей детских садов. – М., 1991, с. 47-48, 96.
  • Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. – М.: Феникс, 2005, с. 69.
  • Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: Обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Под общ. ред. В.А. Федорова. – М.: Третий Рим, 2022.