«ЯЗЫК РОДНОЙ, ДРУЖИ СО МНОЙ»
Посвящение поэту
Скромным, добрым человеком Александр Шибаев был,
Он – поэт, и детям мир волшебных букв открыл,
Фантазировать, выдумывать, играть учил
И в страну родного языка всех нас он пригласил.И сказал: «Язык родной, дружи со мной!
Помогай мне в постиженьи мира!»
Пушкинское повторил: да не умолкнет лира…
И её подхватит кто-нибудь другой.Кто-нибудь из вас, друзья мои младые!
В ком проснётся к слову интерес
И влеченье к постижению всех язЫков мира
В XXI век, где властвуют компьютеры, технический прогресс.Он – поэт пророчил: «Взялись за руки друзья»,
И ему внимая он, и ты, и я,
Дружно все живём, играем и творим,
С гордостью на нашем русском говорим.На чистейшем языке – без паразитов, сорняков –
Ведь у нас есть много ясных, добрых и понятных слов!
Вежливы, красивы, благородны –
От обидных и ненужных слов свободны.– Нам, ребята, надо эту книгу почитать,
Дань поэту в его сотый день рождения воздать!
Кто он, Александр Шибаев?
Русский советский детский поэт и писатель, Александр Александрович родился 1 октября 1923 года у берегов реки Волхов. В 1941 году окончил ленинградскую школу, и сразу поступил в 3-е Ленинградское артиллерийское училище. Участвовал в боях на Юго-Западном, Центральном и Западном фронтах. Осенью 1943 года получил тяжелое ранение, но службу не оставил, выполняя поручения по хозяйственной части. Был награжден орденом Отечественной войны II степени.
Первые публикации автора появились в печати в 1957 году в газете «Ленинские искры», а спустя два года вышел первый сборник «Подружки». Писал обучающие стихи, сочинял скороговорки, загадки, перевертыши, занимательные истории про звуки, буквы, слова и знаки препинания. При жизни Шибаева вышло несколько его авторских книг для детей: «Букварь в стихах и загадках», «Игры с буквами и словами», «Взялись за руки друзья». Выходили книги поэта и после его смерти.
Александр Шибаев скончался после продолжительной болезни 28 июля 1979 года. Похоронен в Ленинграде.
Из воспоминаний художника Вадима Гусева, автора рисунков к книге «Язык родной, дружи со мной»
«Как выросла эта книга? Как все. Как вы. Как я. Сначала, она была совсем маленькая. В 1965 году в ней было всего десять страничек, да обложка и называлась она еще не «язык», а только – «буква». Полностью: «Буква заблудилась». С этой книжечки началась наша совместная работа с особенным поэтом Александром Александровичем Шибаевым. Заканчивать ее пришлось уже мне одному. Мне было очень интересно играть в язык, в такую большую, очень сложную игру, в которой столько нужно думать! В эту игру играют знаками: знаками препинания, буквами, словами, в которые складываются буквы, – всё это знаки. У них предназначение – обозначать значение. Это и есть самое интересное «обозначать». Для того и надо думать. Думать всегда интересно, а когда придумаешь, выдумаешь, додумаешься становится весело! Во всякую игру играют по правилам. Правила надо знать. Кто не знает даже простых правил, над тем смеются: он (она, они) - смешной! (Смешная, смешные). Нам весело, мы-то знаем, как правильно! Стихи Шибаева смеются с нами. Я рисовал то, что хотел написать Александр Александрович. А он написал то, что интересно было нарисовать мне. Вместе опять же весело! И совсем весело – с вами. Всем вместе».
Писатель Михаил Яснов – об Александре Шибаеве
Михаил Яснов в своей книге «Детская поэзия в саду и дома» писал: «Поэт не вошел, как еще недавно говорили, «в обойму», в первый ряд послевоенной детской поэзии. Ленинградец, а не москвич, человек скромный, домашний, непубличный. Полтора десятка тоненьких книжек для детей, вышедших при его жизни. Итоговая, как оказалось, книга «Взялись за руки друзья» (1977) и уже появившаяся посмертно еще одна большая книга «Язык родной, дружи со мной» (1981), которую он дописывал на больничной койке, – вот, собственно, и все его литературное наследие. За годы, протекшие со дня преждевременной смерти Александра Шибаева, его стихи так и не стали достоянием широкой детской аудитории, хотя некоторые из них и входят в разного рода хрестоматии. Переиздаются они редко, но каждому профессионалу – особенно воспитателям, логопедам, учителям русского языка и литературы, знакомым с его творчеством, ясно: поэзия Шибаева – значительное художественное явление, связанное с непосредственной педагогической практикой, поскольку занятия с детьми невозможны без игры с языком, без игры в язык.
Во второй половине 60-х, в 70-е годы, когда советская поэзия для маленьких нередко ограничивалась описанием детского и семейного быта, Шибаев обратился к основам культуры, к языку как таковому, его законам, его богатству. Он опоэтизировал школьную грамматику и для каждого урока нашел точный, познавательный, занятный ход, открывая в стихах и волшебство речи, и одновременно методику обучения. Загадки, скороговорки, перевертыши, небольшие сюжетные истории про звуки, буквы, слова и знаки препинания – Шибаев пошел в этой игре дальше многих. Возможно, впервые в поле зрения детского поэта попала столь обширная область практического языка. Типичная шибаевская находка: слово контаминируется, обрастает дополнительным смыслом, звук становится носителем обогащенной, а то и вовсе новой, неожиданной информации. Именно на этом строятся многие уроки языка Шибаева, его учебно-познавательные штудии, его поэтическая азбука, грамматика – та игра в язык, о которой писал художник Вадим Гусев.
Сегодня без стихов Александра Александровича Шибаева немыслима ни поэтическая педагогика, ни традиция русского детского стиха ХХ века. Об Александре Александровиче Шибаеве можно сказать, что он услышал слово – предмет «голыми ушами», и этот обостренный слух передается внимательному слушателю и читателю его веселых и познавательных стихов».
Писатель Александр Крестинский об Александре Шибаеве
«Было в его характере что-то от русского мастерового старой закваски, недаром он так любил всякую столярную и слесарную работу. Он разрабатывал свою поэтическую делянку не спеша, и когда тоненькие его книжечки, любовно и талантливо оформленные Вадимом Гусевым, вдруг буквально «взялись за руки» и составили веселый и умный хоровод под одной обложкой – вот тогда-то все увидели и осознали, какой труд стоит за этим изданием и какое мастерство наработал автор за протекшие годы...»
Кружок «Язык родной, дружи со мной»
И мы, вслед за любимым поэтом, нарабатываем своё мастерство. 1 октября, в день рождения Александра Александровича открываем очередной сезон в нашем кружке. Игры с языком, пропедевтические понятия школьного курса русского языка, творчество во всём и развитие языкового чутья – вот чем мы здесь занимаемся.
А на первом занятии обязательно будут звучать стихи ленинградского поэта дяди Саши, ставшего с годами и дедушкой, и прадедушкой многих поколений российских детей, таким родным и дорогим для всех нас…
«Дорогие слова»
Дядя Саша огорчён.
Рассказал он вот о чём.
Встретил Настю – октябрёнка
Я на улице сейчас.
Настя – славная девчонка,
Настя ходит в первый класс,
Но давно уже от Насти
Я не слышу слова здрасьте.
А слово-то какое – очень дорогое.
Встретил Витю я, соседа,
Встреча грустная была.
На меня он как торпеда,
Налетел из- за угла.
Но представьте, зря от Вити
Ждал я слова извините.
А слово-то какое – очень дорогое.
Он про внучку говорил:
– Экая досада.
Я ей портфель ей подарил,
Вижу, очень рада.
Но нельзя ж молчать как рыба,
Ну сказала бы спасибо.
А слово-то какое – очень дорогое.
Прочитайте стихи Александра Шибаева детям, а самые понравившиеся попросите запомнить. Запишите их на диктофон, открыв собственную фонотеку ребёнка. Поверьте, это интересно!
Стишки для обучающихся грамоте, 1977. PDF + читать (sheba.spb.ru)
Фестиваль «Дни русского языка им. О.Н.Трубачева»
Конкурс «МОИ ПЕРВЫЕ КНИЖКИ»
Вот опять сентябрь. Фестиваль вновь будоражит Волгоград.
И приходит конкурс «Первых книжек» в каждый детский сад.
Суматоха, шум и гам, и выбор тем для постановки.
Музыку какую взять, какие сшить обновки?Мы задумались, а как все буквы, знаки, предложенья оживить?
Александр Шибаев нам поможет в жизнь идею эту воплотить!
Было решено: нам надо о поэте всё узнать
Надо книжки нам его найти, в библиотеке взять.Что за человек? И как стихи он сочинял?
Как он рос, трудился, жил и воевал?
Имя необычное вдруг встретилось нам всем –
На вопросы Суслов Вольт, писатель, дал ответы все…Вот послушайте, что он о друге ленинградском,
О поэте детском рассказал,
Как его талантом восхищался,
С кем сравнил, и как красиво он Шибаева назвал…
ВЫДУМЩИК ВЕСЁЛЫЙ, СЛЕДОПЫТ, УЧИТЕЛЬ и СОЛДАТ – это всё поэт Шибаев, и писал он для ребят!
Вольт Суслов «Кто всё это сочинил?» (1977)
«Ответим сразу: эту книжку сочинили – следопыт, учитель, старый солдат и весёлый выдумщик! Только не подумайте, что сочинителей было так много... Совсем нет! Если весёлого выдумщика, старого солдата, учителя и следопыта сложить вместе, то получится поэт Александр Александрович Шибаев.
В годы Великой Отечественной войны Александр Александрович Шибаев был артиллеристом. Не простая это военная специальность: сначала надо очень тщательно разведать, где скрываются вражеские батареи, склады, штабы, потом – точно попасть в цель. Что толку, если выстрелишь мимо!..
Война уже далеко позади. Давно не громит врага из пушек Александр Александрович Шибаев – пишет детские стихи. Но, думается мне, и тут он хранит кое-какие заповеди былого артиллериста: тщательная разведка и – точно в цель!
Читаю я его стихи о нашем родном языке, о буквах, словах, грамматике и вижу не только поэта, следопыта вижу. Вокруг него огромный лес! Знакомый, и всё-таки, неизведанный. Не деревья – тысячи слов теснятся вокруг поэта, а он к каждому из них свою тропинку ищет. В жизни это, наверное, выглядит так: дома на столе поэта громоздятся словари, справочники – десятки тысяч слов, а он каждое слово и так прочитает, и этак, по буковкам разберёт, снова сложит... И непременно отыщет в нём что-то необычное!
Что тут скрывать: русский язык сложный. В школах некоторые ребята с трудом одолевают его. Кажется им: падежи да склонения – дело скучное... Но не торопитесь! Прочитайте-ка стихи о нашем родном языке А.А.Шибаева. Сколько в них интересного! Неожиданных открытий! Запоминающихся встреч! Читаешь, и самому в разведку хочется. В тот самый лес, где шумят вершинами слова-деревья. Свою тропинку найти, тоже открыть что-нибудь!
Очень любит свой родной язык поэт А. А. Шибаев. И очень хочет, чтобы все-все ребята его полюбили. Потому-то и старается писать о нём как можно интереснее.
Но это только одна разведка. Есть ещё и другая...
Все свои стихи Александр Александрович пишет для ребят. Значит, и сам он должен уметь разговаривать «по-ребячьи»: так, как они между собой беседуют. Тут просто сесть да выдумать нельзя – «подслушать» надо, увидеть. И наверное, когда поэт оставляет свой стол со словарями, выходит на улицу, он идёт к ребятам. Стараясь при этом быть как можно незаметнее. Стоит где-нибудь в сторонке (чтобы ребятам играть не мешать) и смотрит. Только и всего. А потом вернётся домой и напишет о том, что сегодня увидел. О ребячьих делах, об их затеях, играх, об их четвероногих, крылатых, усатых, мохнатых друзьях. Или просто о весеннем радостном деньке...
Ну, а как же вторая артиллерийская заповедь: стрелять только в цель?
Это вы, читатели, и сами проверить можете. Если вам стихи Александра Александровича Шибаева понравятся, если вы в них сами себя узнаете, – значит, всё в порядке – попал! Точно в цель!
Мне же кажется, что промахов в этой книжке вы не найдёте».
Сценарий музыкально-литературной композиции «Взялись за руки друзья»
Александру Шибаеву посвящается
Сценка «Азбука-река»
Мы по течению реки
плывём, считая островки:А БЭ ВЭ ГЭ ДЭ Е Ё ЖЭ
(восьмой проехали уже),ЗЭ И И краткое КА ЭЛЬ
(не сесть бы где-нибудь на мель),ЭМ ЭН О ПЭ ЭР ЭС ТЭ У
(- Плывёшь ли, Машенька?
- Плыву!)ЭФ ХА ЦЭ ЧЕ ША ЩА
Пустяк пройти осталось:
твёрдый знак, Ы, мягкий да Э Ю Я
Вот и прощай, река моя!А островков-то - посмотри -
Не так уж мало: тридцать три!
Сценка «С большой буквы»
Воспитательница с нами
Через улицу идёт –
Словно буква прописная
За собой строку ведёт.Вот село Высокое.
(место здесь высокое).
Это - кот Пушок.
(он и вправду как пушок).
Это – речка Тьма.
(речке рыбы тьма)
Вот моя подружка Роза.
(а в руках подружки роза).
Вот какая чудо-рыбина!
Рисовала Люда Рыбина.
Сценка «Буквы на дороге»
«А» – автобус. Чётко и кратко.
(здесь и выход, и посадка)Хорошо известно всем,
Где метро, там буква «ЭМ»«ТЭ» зовёт тебя в такси,
Ты шофёра попроси –
Вмиг тебя доставит он
Точно в заданный район!А машина с буквой «У»
Быстро не помчится:
Новичок шофёр,
Ему велено учиться…Устал шофёр: длинна дорога,
Вот буква «ЭР» вдали видна…
Передохни шофёр немного,
Стоянка здесь разрешена.На нашем перекрёстке
Порядок очень жёсткий!
Пылает слова «СТОЙТЕ»,
Остановись и жди.
Когда прочтёшь «ИДИТЕ»,
Ступай себе вперёд.
Мы все так поступаем,
Нельзя наоборот…Эй, разиня, простофиля,
Не ходи, разинув рот.
Видишь надпись у ворот:
«БЕРЕГИСЬ АВТОМОБИЛЯ»
Песня «Правила дорожного движения» Музыка и слова И.Русских
Сценка «Запутались»
– Смотрите – буква! Вот те на:
Не в книжке – на дорожке!
Как называется она,
Похожая на рожки? –
Ученый пес, бык и коза
Таращат на нее глаза…
Коза прикинула в уме,
Сказала:
– Это букве «МЕ-Е-Е» –
Бык возразил:
– Не «ме», а «МУ-У-У»,
Я лучше знаю, что к чему! –
А пес воскликнул:
– Полно вам,
Не спорьте, это буква «АМ»!
– Нет, «му»!
— Нет «ме»!
— Нет, «ам»!
Ам! Ам!.. –
Такой поднялся тарарам,
Такой ужасный шум и крик!..
Запутались совсем
Учёный пес, коза и бык,
Увидев букву «ЭМ»
Сценка «Переменка»
Переменка! Переменка!
Отдохните хорошенько:
Можно
Бегать
И шуметь,
Танцевать
И песни петь,
Можно
Сесть
И помолчать,
Только – чур! —
Нельзя скучать!
Песня о дружбе «Барбарики» Музыка и слова Т.Залужной
Сценка «Предложения бывают…»
«Предложения бывают…»
Вопросительные
Сейчас, когда приду домой,
Произнесёт их мама:
«Ты дрался, да?..
Ты что — немой?..
Ну что молчишь упрямо?»
Повествовательные
Повествовать придётся мне,
И я скажу:
«Не дрался, не.
Свалился с дерева, и вот...»
Восклицательные
Тут папа в комнату войдёт. Войдёт и скажет:
«Лоботряс!
Я проучу тебя сейчас!..»
Сценка «В день солнечный июльский»
В день солнечный июльский,
Цветы, цветы вокруг
Красив язык мой русский,
Как этот летний луг.Иду тропинкой узкой –
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский
Как этот русский лес!И в радости и в грусти –
Он всякий час со мной.
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!
Танец с полотнами «Триколор»
«У моей России длинные косички» (слова Н.Соловьева, музыка Г.Струве)
Ссылка на детское видео:https://youtu.be/dVmLwnQA0GI?si=mkTzKPwgMg8D1wK1 в котором участвуют воспитанники подготовительной к школе группы МОУ «Детского сада № 21 Советского района Волгограда», артисты музыкально-литературной постановки «Взялись за руки друзья».