Цель: Формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии.
Задачи:
Образовательные задачи
- Расширять кругозор, фантазию и возможности выражения темы в разных видах деятельности.
- Обогащать представления об обитателях мира фауны.
- Учить различать изобразительность в музыке, создающей образ и навыки инсценирования.
- Развивать творчество в процессе изображения объектов животного мира.
- Способствовать высказыванию своих суждений, давать развернутую оценку, применяя образные слова и выражения.
- Выражать свои впечатления от музыки в движениях и рисунках.
- Передавать в рисунке не только форму, но и пластику предмета, его характер с помощью мелких деталей.
Развивающие задачи
- Развивать познавательный интерес к миру природы.
Воспитательные задачи
- Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
- Развивать чувство эмпатии к окружающему миру.
- Интегрированное занятие
- Групповая форма занятия - 25 мин
- Дети старшей группы - 5-6 лет
Оборудование и материалы: Цветные нитки, тонированные листы, клей, трафареты, кисть для клея, бумага цветная, карандаши цветные, фломастеры, пастель, гуашь.
Предварительная подготовка
Кратковременные наблюдения за обитателями живой природы.
- Беседы: «Что такое фауна?», «Русская фея природы - Лада».
- Чтение книг Е.Чарушина, М.Пришвина, В.Бианки.
- Разучивание стихов о живом мире природы.
- Рассматривание картин, иллюстраций.
- Беседа о животных, птицах, насекомых.
Слушание: «Аквариум», «Карнавал животных» (К.Сен-Санс), «Лягушки» (В.Ребиков), «Белка» (Н.Римский-Корсаков), «Хромой козлик» (Д.Кабалевский).
Этюд: «Лягушки и аисты» (В.Витлин), «Медведи пляшут» (М.Карасев), «Карнавал зверей», «Мишка», «Верблюд», «Носорог».
Дидактические игры: «Кто прыгает, ползает, летает?», «Рыба, птица, зверь».
Рисование: «Нарисуй своих любимых животных», «Птицы на ветках», «Чудо природы – насекомые».
Конструирование из бумаги вместе с детьми: «Деревья, кусты, макет поляны». Оригами.
Методы и приемы работы
- Словесные методы (объяснение, беседа, рассказы об окружающем, чтение).
- Наглядные методы и приемы (наблюдения, показ способа действия, показ картин и иллюстраций).
- Методы практического обучения (инсценировки, дидактическая игра, упражнения, игры).
- Методы прямого воздействия (постановка перед ребенком практической задачи нарисовать, сконструировать).
- Метод проблемного воспитания и обучения (сообщающее изложение с элементами проблемности).
- Методы повышения эмоциональной активности (сюрпризный момент).
Структура занятия
Этапы занятия | Содержание |
Время |
Вводная часть |
Стихи о природе |
1 минуты |
Игровая ситуация |
Путешествие в лес |
1 минут |
Основная часть |
Сюрпризный момент |
1 мин |
1 этап |
Танец «Радужинок» (муз. Л.Минкуса) |
2 минуты |
2 этап |
драматизация |
3 минуты |
3 этап |
«Песня-танец бабочек» |
2 минуты |
4 этап |
драматизация |
3 минуты |
5 этап |
Художественная деятельность по выбору детей |
10 мин |
Заключительная часть |
Рассматривание поляны |
1 минуты |
Обобщение воспитателя |
Вопросы по занятию |
2 минуты |
Время занятия: 25 минут.
Ход занятия
Воспитатель приглашает детей в зал, оформленный как лесная поляна. В центре стоит дерево, на одной из веток висит колокольчик.
Воспитатель: Ребята! Как удивителен мир, в котором мы живем! Как уникальны животные, насекомые и птицы, населяющие нашу страну!
Ведь природа так прекрасна,
Так ласкова, многообразна,
Что познакомиться с ней ближе
Пора настала, как я вижу.
Скажите, дети, при всем народе,
Что вам известно о природе?
Ребенок:
Знают все взрослые, знают все дети,
Что вместе с нами живут на планете…
Лев, журавль, попугай и лисица,
Волк и медведь, стрекоза, обезьяны и тигры,
Дельфины, бобры и шустрые выдры,
Кенгуру, жирафы и хорьки,
Кузнечики, жучки и паучки,
Зебры, леопарды, бегемот
И огромный в океане кашалот.
Воспитатель:
Без природы в мире людям
Даже дня прожить нельзя.
Так давайте к ней мы будем
Относиться как друзья.
Ребенок:
Муравьиный дом в глуши,
Ты его не тормоши.
Муравьишкам помоги,
Домик их огороди.
Ребенок:
Насекомых не давите,
Если встретите в лесу,
Насекомые природе
Много пользы принесут!
Ребенок:
Всегда всем птичкам помогай
И птичьих гнезд не разоряй.
На радость пусть растут птенцы,
Природы звонкие гонцы!
Воспитатель: Далеко-далеко, среди вековых деревьев, есть одна поляна. На ней собираются жители леса – животные, птицы, насекомые, когда нужно решить какие-нибудь важные вопросы.
Посреди поляны растет дерево, на котором висит колокольчик по его зову обитатели животного мира и приходят.
А встречает их фея природы Лада. Мы сейчас заглянем в этот чудесный мир. Но хочу напомнить, что надо быть добрым с теми, кого мы встретим. Вы согласны? Тогда поедем. В дорогу песенку возьмем
Звучит песня «Сто вопросов «Почему?» (муз. В.Филатова)
Дети надевают шапочки животных. Звенит колокольчик на дереве.
Воспитатель: Вот и мы на волшебной поляне. Входит фея природы Лада с девочками – «радужными красками».
Исполняется танец «Радужинок» (муз. Л.Минкуса).
Лада:
Со мною незнакомы вы, ребята,
Зовусь я Ладою, живу я на Руси.
В весенний день смогла я к вам
С подружками прийти.
Мои подружки-радужки,
Как цветные камушки.
Их цветами природа богата,
Их запомнить их надо, ребята.
Сколько здесь зверюшек вижу!
Что ж, никого я не обижу.
Напротив, очень рада я,
Все звери для меня друзья!
Ваня: Ой, еще одна бабочка! Сейчас я ее поймаю! Такой еще у меня нет!
Лада: Кто ты мальчик?
Ваня: Я Ваня!
Лада: А зачем ты моих подданных пугаешь?
Ваня: Я не пугаю, я просто хочу ее поймать!
Лада: Как не пугаешь? Вот Бабочка чуть крылышко не потеряла, от тебя спасаясь.
Ваня: А какая польза от нее?
Лада: Друзья, какая польза от Бабочки?
Дети: Она красивая. Бабочка на лапках переносит пыльцу с цветка на цветок.
Лада: Сегодня на нашей поляне звенел колокольчик. А он не будет тревожить по пустякам. Нашей Бабочке понадобилась защита. Ваня, ты понял, что Бабочек обижать нельзя?
Ваня:Да! За ними надо наблюдать в полете и любоваться их красотой.
Исполняется «Песня-танец бабочек» (муз. Н.Лукониной).
«Бабочки» улетают, остается одна.
К ней походит Божья коровка.
Божья коровка:
Ты так весело порхаешь,
Никаких забот не знаешь.
Любишь весело пожить,
Вот бы мне с тобой дружить!
Бабочка:
Дружбе рада я всегда,
Но у меня есть дела.
В лапках я ношу пыльцу,
От цветка лечу к цветку!
Божья коровка:
А мне трудиться неохота,
Надоела мне работа.
Поиграть, попрыгать вволю,
Полететь бы в чисто поле!
Бабочка улетает.
Божья коровка подходит к Муравью, который лопаткой у елочки «строит дом».
Божья коровка:
Здравствуй, Муравей!
Как ты весело играешь,
Видно, много игр ты знаешь?
Научи меня играть,
Лопаткой землю ковырять.
Муравей:
Но я совсем и не играю,
Работа у меня такая.
Вот построю скоро дом,
Поселюсь с друзьями в нем!
Божья коровка:
Все в работе целый день,
А со мною только лень!
И, как видно, от меня,
Нет ни пользы, ни вреда.
Лада: Что ты, Божья коровка. Ты тоже приносишь пользу. Друзья, какую пользу приносит природе Божья коровка?
Дети: Она съедает с листьев и ветвей тлю.
К божьей коровке «скачет» Лягушка
Лягушка: Что делается! Что делается! Ни за что бы не поверила, если бы своими ушами не услышала, своими бы глазами не увидела!
Лада: Что ты расшумелась, Лягушка?
Лягушка: Да как же не шуметь, если тут говорят, что им делать нечего! Нам, лягушкам, всегда найдется, что делать.
Лягушка:
На лужочке под горою
Есть болотце небольшое.
Ловим мошке, комаров
Ква-ква-ква, без лишних слов.
Лягушка:
Не умеем унывать,
Любим песни распевать.
Нечего в болоте спать –
Будем вместе танцевать!
Исполняется песня-танец
«Лягушки» (муз.) Роот
Медведь «просыпается»
Медведь:
Как громко вы ведете разговор,
Не выспаться Медведю.
И прекратите бесполезный спор,
Должны быть дружными соседи.
Каждый важен в жизни нашей.
Мы зависим друг от друга,
Жить не можем друг без друга.
Заяц:
Надежный друг есть и у меня –
Веселый Петушок.
Иду я смело с ним всегда
И в лес, и на лужок.
Петух:
Пусть исчезнет зло на свете,
Пусть с природой дружат дети.
Ведь и зайцы, и лисицы,
Насекомые, и птицы,
И растения живые
Людям братья все родные!
Лада:
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки.
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
Исполняется общий танец «Пегги».
Лада:На память о нашей встрече я оставляю вам сундучок. Все, что вы сделаете сегодня, присылайте мне. От ваших рисунков и поделок волшебная страна Природа станет еще прекрасней. До свидания, ребята! До новых встреч!
Воспитатель: Пора и нам возвращаться в детский сад.
Звенит колокольчик. Дети снимают шапочки зверей и животных.
Все мы любим природу. Сегодня мы изобразим ее обитателей: животных, птиц, насекомых и соберем их на этой поляне. (Показывает макет, подготовленный заранее вместе с детьми.)
Подумайте о том, кого каждый из вас хотел бы нарисовать, сконструировать из бумаги, сделать из ниток по трафарету. Лада оставила вам подсказки. (Достает из сундучка схемы рисования, оригами, животных, птиц, насекомых.)
Дети выбирают изобразительный материал и занимают свои места за столами и мольбертами. Они конструируют из бумаг, делают аппликацию из ниток по трафарету, рисуют фломастерами, пастелью, гуашью (тычок жесткой кистью, тычок поролоном), занимаются оригами.
В ходе работы помогать детям советом по мере необходимости. По окончании фигуры приклеиваются на поляну. (Если надо вырезаются.)
Когда Лада заглянет на эту поляну, она увидит, с какой любовью изображены жители ее природного царства. И мы еще раз полюбуемся этой красотой.
Литература
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006. –
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М.: ВАКО, 2007.
- Добро пожаловать в экологию. Часть 2. Перспективный план работы по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. / Сост. О.А.Воронкевич. – СПб.: «Детство – Пресс», 2003.
- Комплексные занимательные занятия в средней и старшей группах детского сада. / авт. – сост. Ю.А.Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Развитие речи. Окружающий мир: дид. Материал к занятиям со старшими дошкольниками. (авт. – сост. О.В.Епифанова. – Волгоград: Учитель, 2008.