Мировая художественная культура является частью духовной культуры общества. Это совокупность художественных ценностей, созданных в конкретных исторических условиях. Развитие художественной культуры, её уровень, свидетельствуют об уровне духовного развития общества, его представления о прекрасном в окружающей жизни, в обществе.
Искусство - основная часть художественной культуры. Одна из ведущих задач предмета «Мировая художественная культура» - дать возможность учащемуся через творчество художника, писателя, композитора, возможно, даже через одно произведение искусства, показать культурные вершины эпохи, главные художественные идеи, создать неповторимый образ эпохи.
Предмет «Мировая художественная культура» систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные учащимися на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека.
Основная цель предмета «Мировая художественная культура» - воспитание художественного вкуса учащихся, повышение уровня художественного развития, формирование представлений о художественной культуре как части духовной культуры, приобщение учащихся к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях художественной культуры.
Задачи предмета «Мировая художественная культура»:
- знать и понимать лучшие произведения отечественной и зарубежной культуры;
- овладеть умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
- показать основные этапы и периоды становления систем художественно-образного видения мира в разные эпохи;
- выявить логику художественного развития человечества через знакомство с выдающимися достижениями культуры;
- освоить стили и направления в мировой художественной культуре, их характерные особенности;
- развитьчувства, эмоции, образно-ассоциативное мышление и художественно-творческие способности учащегося.
Принципы изучения предмета «Мировая художественная культура»:
- принцип интеграции всех видов искусства (литература, музыка, архитектура, изобразительное искусство, театр, декоративно-прикладное искусство);
- принцип исторического подхода в выстраивании изучаемого материала;
- принцип целостного подхода к художественному наследию эпохи;
- принцип выявление общих закономерностей художественной культуры эпохи, художественных стилей на примере нескольких видов искусства;
- принцип определения мировоззрения эпохи, эстетических ценностей.
Говоря о искусстве как о части мировой художественной культуры важно упомянуть о понятии художественный образ. Художественный образ - форма отражения объективной действительности, выраженная языком искусства. В художественных образах фантазией, воображением художника перерабатывается жизнь во всем её многообразии. Передаётся представление о духовном мире художника, его нравственных идеалах, отношении к миру, самому себе. Художественное произведение несет в себе определённую картину мира писателя, композитора, художника. Анализируя произведения искусства конкретного автора важно понять, что их нельзя рассматривать вне контекста всей культуры эпохи, в которой жил автор.
Отличительные особенности урока предмета «Мировая художественная культура» в том, что это урок искусства. Уроки искусства можно рассматривать как особый тип урока, где задачи обучения и воспитания подчиняются законам искусства. Важно погружать учащихся в определенную художественную форму урока, подобную процессу творчества. Можно сконструировать данные уроки. Например, урок - театральное действо может включать в себя инсценировку какого-либо литературного сюжета, что позволит учащимся раскрыть свои артистические способности. Урок - ожившие картины - показ одной группы учащихся картины или скульптурной группы, а другая группа учащихся должна отгадать увиденные сюжеты и назвать автора картины, скульптурной группы. Уроки диалоги-соревнования, уроки-песни, концерты особенно развивают творческий потенциал, развивают сценическую выдержку учащихся. Наиболее интересными по жанровому решению и цельности становятся уроки-путешествия, экскурсии, художественные выставки. Можно использовать перечисленные виды деятельности не на весь урок, а только на его часть.
Предмет «Мировая художественная культура» дает возможность овладеть не только знаниями о великих произведениях искусства, мировоззрении разных эпох, но и сформировать глубокое понимание отечественной, и, в целом, мировой культуры, сформировать бережное отношение к окружающему миру, ощутить себя наследником мировых цивилизаций, создать собственную культурную среду, развить творческий потенциал и сформировать уважительное отношение к человеку как носителю высоких ценностей.